«Разумная» философия целого и проблема человека
Положение философии на современном этапе развития человеческого общества требует от нее выработки нового арсенала понятийных конструкций. Это обусловлено и прогрессирующим «дроблением» [69] научных подходов к реальности, и усложнением социальной действительности, и нарастанием конфликтов, противоречий в сфере личностного бытия человека.
Важнейшей задачей философии в связи с этим по-прежнему остается построение целостного непротиворечивого мировоззрения, показывающего человеку объективную картину мироздания и позволяющего ему выяснить свое место и роль в мире.
В связи с этим особенно остро стоит проблема формирования философии единого мира — можно назвать такой взгляд философией Целого. Потребность в философии Целого продиктована развитием современных научных знаний (прежде всего синергетических), она же предсказана многими древнейшими философскими системами (к примеру, традиция философии Единого, всеединства в рамках античного мировоззрения, древнекитайские, древнеиндийские космологии).
Что может представлять собой философия Целого?
Очевидно, что основания подобного миропостроения должны соединять, синтезировать в себе естественнонаучные и социально-антропологические доктрины. В рамках философии Целого они должны составить гармоничное, органичное и подвижное единство, учитывающее динамическую природу бытия как такового.
Одной из самых интересных категорий, в рамках и на основе которой возможен глобальный мировоззренческий синтез, является категория разума, разумности в целом. Фактически подобная позиция обосновывается в настоящее время в рамках синергетики, пытающейся отобразить мировую целостность в качестве взаимодействия «двуединого начала — порядка и хаоса». Поведение природных и социальных систем, рассматриваемых различными направлениями синергетических исследований, демонстрирует проявление единства и разумности мироздания на всех доступных человеческому восприятию уровнях мирового целого.
«Открытые» системы, находящиеся в непрерывном энергообмене с внешней средой, сохраняя внутреннее равновесие и структурную целостность, демонстрируют универсальные, доведенные до автоматизма, процессы самоорганизации и саморегуляции. Автоматизм этих процессов является очевидным свидетельством разумности структуры Вселенной.
[70]
Сама идея разумности мира и его частей, как известно, не является новой в философии. Уже с античных времен философы пытались увидеть в разуме глубокие субстанциальные основания. Таковы, например, «огнелогос» Гераклита, «нус» Анаксгора, «божественный ум» неоплатоников и герметиков. В системе мироздания, предлагаемой герметиками, «Семь Небесных Разумов-Управителей» объединяют семь миров-уровней, вложенных один в другой и отражающих Закон Небесной Иерархии. При этом Разум имеет не обязательно личностную природу, он понимается как глобальный, макрокосмический безличный процесс.
В представлении древних философов истинная мудрость человека заключалась прежде всего в его возможности стать сопричастным какому-либо из разумов Иерархии: объединение пространств Разума и человека обеспечивало рост сознания и самоосознания последнего, тем самым включало его в разумные космические процессы.
В средневековье и в период Возрождения, как и в античные времена, разум признавался «способностью души», позволяющей человеку сделаться причастным абсолютному, божественному, бесконечному. Так пишет об этом Ибн-Сина: «Разум выражает то состояние покоя, в которое приходит человеческий интеллект на завершающем этапе своего движения от известного к неизвестному, когда он созерцает всеобщую и необходимую связь вещей в единой идее необходимо-сущего (бытийно-необходимого), которая не поддается никакому определению и никакому описанию. Созерцание этой целокупности бытия есть интеллектуальная интуиция» 1.
Отметим, что общей тенденцией в подобных трактовках категории разума является признание его универсальным, пронизывающим все мироздание естественно-природным процессом.
Позднее, фактически, начиная с периода Просвещения, утвердилось представление о разуме и разумности как «инструментах», «атрибутах» сугубо искусственной (порождаемой человеческой деятельностью) реальности. Категория разумности, ставшая «прерогативой» только человеческой преобразовательной деятельности, разместившись в рамках «творческого мышления, создающего новые идеи» (и как [71] следствие умножающего объекты искусственной реальности) существенно сузила, обеднила взгляд на разум в целом.
В настоящее время, на новом этапе развития научной мысли человек подошел к возрождению древней мифологемы о разумности мироздания. В современных условиях интуитивно ощущаемое, угадываемое древними мыслителями учение о разуме, преображенное и обогащенное взглядами нынешней науки, может стать необходимым вектором, скрепляющим естественнонаучные и социально-гуманитарные сферы знания.
Отметим также, что необходимость обновления и переосмысления понятия разума в указанном ключе диктуется и обилием накопившихся у человечества нерешенных проблем: экологических, экономических, политических, демографических и т. д. В связи с этим остро встает проблема совершенствования разумной структуры человека на путях поиска и восстановления разумно-естественного диалога-взаимодействия человечества с космическо-природной средой в контексте совместной жизни и эволюции.
Каким образом разум может быть рассмотрен в контексте философии Целого?
Отметим прежде всего, что категория разума в данном аспекте предполагает предельно широкую трактовку, объединяющую в единую систему комплекс биологических и социальных, органических и неорганических систем. Таким образом, разум предстает, с одной стороны, в качестве многоуровневого образования, с другой стороны, он может предполагать и личностное, и безличное истолкование.
В любом случае разум является процессом самоорганизации, действующим в некотором пространстве, будь то уровень атомарных, молекулярных, клеточных структур или же уровень человеческого организма, человеческого сознания, либо планетарно-экологических и социальных систем и т. д. «Работа» разума в конкретной системе будет заключаться, во-первых, в стремлении поддержать пространство данной системы в равновесии, во-вторых, в попытке добиться наиболее рентабельного (с минимумом энергозатрат) и совершенного ее функционирования.
Итак, если принять устройство мироздания как многоуровневую систему разумных структур, то организация и развитие этих структур [72] реализуется в единстве основополагающего принципа. В основе его — совершенствование любой системой своих решающих способностей на пути преодоления возникающих в процессе жизни дисгармоний. Любая пришедшая извне дисгармония (как бы «внешняя задача») выводит систему из равновесия. Разум представляет собой самоорганизующийся процесс ликвидации пришедшей в систему дисгармонии («решения задачи»), высвобождающий содержащуюся в ней энергию и восстанавливающий ее равновесие.
При этом само состояние системы может претерпевать качественные изменения: система может переходить на новый уровень существования — более сложный, совершенный, в зависимости от объема и качества прорешиваемых ей дисгармоний (к примеру, рост, «расширение» сознания у человека в процессе усложнения форм его деятельности).
Возможно, свойственная поведению системы непредсказуемость, неустойчивость, наблюдаемая в точке бифуркации, и есть то состояние системы в момент взятия и прорешивания пришедшей извне (с другого, внешнего для нее уровня) дисгармонии, когда результат данного разумного процесса еще неизвестен. В случае успешного процесса решения внешней задачи возникают «новые структуры высшего порядка и сложности», которые, по И. Пригожину, и являются «островками порядка в море беспорядка, хаоса» (диссипативными структурами) 2. Это значит, что система переходит в новое качествование, то есть происходит рост ее «разумных» решающих способностей. При этом, естественно, расширяется и ее информационное пространство за счет создания принципиально новых информационных структур, а ее равновесие становится на уровень выше и совершеннее.
Таким образом, решая приходящие дисгармонии и получая этим путем новую информацию, разум создает новые информационные пространства. Стремясь добиться максимально рентабельного функционирования системы, разум так организует элементы наличного информационного пространства, чтобы обеспечить наименьшее [73] сопротивление проходящей через него энергии. Проявления этих принципов можно видеть и в особенностях функционирования рентабельных финансово-экономических систем, и в обменных процессах здоровой клеточной структуры.
С этой точки зрения, в аспекте «разумных процессов» расширяется само понятие «информации». Информация — не просто «сумма знаний» в ее обычном, прикладном понимании, но способ «управления» энергией. В самом общем случае — это структурная характеристика, отражающая изменения в направлении и свойствах энергии, попадающей в пространство разума.
Исходя из этого, можно утверждать, что сама жизнь есть процесс разума или процесс прорешивания разумом на разных уровнях дисгармоничных образований для обеспечения постоянного энергеообмена внутри и между всеми системами мироздания. Иными словами, глобальная «работа» разумных вселенских процессов состоит в обеспечении распределения энергии таким образом, чтобы все процессы протекали гармонично.
Существуя одновременно в разных уровнях плотности энергии, разум представляет собой разомкнутую информационную систему со свободным прохождением информации через структуру, использующую для собственного жизнеобеспечения дисгармонии окружающего пространства.
Вопрос о первоначальных источниках энергии жизни и работы вселенского разума позволяет нам предположить, что мироздание, являясь разумным многоуровневым энерго-информационным Целым, само находится в сложных взаимоотношениях с внешней системой, являющейся таким же Целым, но организованным в еще более глобальных масштабах.
Вот это «внешнее Целое», в конечном счете и выступает по отношению к нашему мирозданию тем Единым (источником жизни, энергии, информации), о котором говорили неоплатоники: «Единое — это бытийно-необходимое, это тот резервуар, через край которого переливается всякое определенное бытие с тем, чтобы исчезнуть в противоположном ему резервуаре — в материи. Единое мыслит само себя, а мысля само себя, мыслит все вещи. Мышление о самом себе есть его собственное бытие, мышление обо всех вещах — [74] проистекание вещей, эманация вещей из Единого есть акт творения» 3.
Разум как универсальный процесс обеспечивает единство и связь «внутреннего» Целого с «внешним» Целым: «задачи-дисгармонии», не нашедшие решения в рамках одной разумной системы, «решаются» многоуровневой системой другого Целого. Именно поэтому информация уровней бытия подобна, но различна. Каждый из уровней с его информационным пространством, элементным составом отражает процесс поиска разумом наиболее оптимального варианта структурирования, «решения» материи. Например, уровни организации материи (такие как мир атомов, существующих внутри молекул, и мир молекул, функционирующих внутри клеток, включая, конечно же, и мир клеток, живущих в законе целостного организма), плавно переходят в упорядоченную уровневую систему «царств» (минеральное, растительное, животное), человек воспроизводит своей структурой уровневое построение мироздания, объединяя в себе законы сосуществования органических и неорганических, духовных и материальных систем.
Обобщая вышеизложенное, можно постулировать следующую, предельно общую формулу, отражающую принципиальную «структуру» разума в рамках философии Целого: разум, будучи универсальным процессом решения любого рода задач, сам по себе троичен («задача-информация-энергия»). Составляющие «разумной триады», коррелирующей с описаниями высочайшей творящей Троицы в основных религиях, раскладываются следующим образом: «задача» — это то, что дается в данную систему от внешнего источника воздействия, «энергия» — это дееспособность в рамках данной системы (уровня), «информация» — наличие структуры в данном участке пространства, то есть способность данного пространства изменять ход энергии, отсюда, очевидно, что информация есть закон прохождения и распределения энергии в данном пространстве.
Разум как организатор процесса решения задач в естественно-природной среде представляет собой вертикальную систему, работающую сразу в нескольких уровнях плотности энергии по ликвидации конкретной дисгармонии. Разум как система не удерживает в своей структуре [75] энергию, а пропускает ее через себя, то есть он не является «сопротивлением» по отношению к текущим энерго-информационным процессам.
Исходя из подобных представлений о разуме и разумности, в новом контексте выглядят вопросы о месте, роли и смысле жизни человека. Что есть человек? Каковы пути его развития?
Философия Целого, по определению, требует понять, увидеть человека как целостную систему в целостном же окружающем мире. При этом человек как подобие Макрокосма — многоуровневой системы мироздания — представляет собой сложную многоуровневую «микрокосмическую» систему. Данная система разумна — она не является замкнутой, сам человек олицетворяет собой как бы материальное воплощение сразу нескольких разумных процессов разных уровней: говоря языком древних философов-герметиков, человек есть «образ и подобие Божье», поскольку он в плотном уровне, в материи воплощает все Разумы Иерархии.
В этом смысле человек есть отражение энерго-информационной картины мира: в своей структуре он объединяет процессы, идущие на атомарном, молекулярном, клеточно-организменном уровнях «работы» разума. В человеке происходит отражение законов взаимоотношения уровней, согласование «разумов Иерархии»; в конечном счете, осуществляется глобальный процесс выработки информации совместного сосуществования уровней-разумов в рамках сложной сознательной системы. Отработка ее позволяет выработать способ объединения многоуровневой структуры в структуру разума.
В настоящее время человек живет как бы в двух законах, в двух реальностях. Сознательно, каждодневно он бытийствует в искусственной, порожденной сознательной материально-духовной деятельностью человеческого сообщества реальности. Здесь он творец и преобразователь. Другая реальность, обнаруживаемая в естественно-природной разумной организации мироздания, отражением которой выступает, как мы видели, собственная структура человека, для него пока лишь только начинает открываться. В этой «разумной реальности» человек еще должен обнаружить и осознать себя.
Очевидно, нынешний кризис сосуществования человека и природы порожден именно конфликтом двух этих реальностей: не обнаруживая себя в естественной разумной среде, человек не может [76] осознать истинного своего предназначения в мире, своей роли в эволюционном процессе. Но самое главное — конфликт этих реальностей усугубляет нарастающий кризис целостности человека. Когда человек начинает представлять себя не как часть чего-то высокого и бесконечного, а как нечто само по себе единое и самодостаточное, тогда он, фактически, эту целостность и единство утрачивает. Собственное творчество человека начинает закрывать от него естественную реальность.
Каким образом человек может приблизиться к подлинной целостности, начать сознательно жить в единой реальности, едином законе, в единой всеобщей энергии «разумного мироздания» (древнейшей «Иерархии Разумов»)?
Вероятно, ответ лежит в известной с древних времен истине: подражай природе и не возвышай себя над ней. Для современного человека эта формула может означать следование принципам и законам, открывающимся ему в познании разума как процесса совершенствования и гармонизации. Это и будет путь человека к истине.
В данном контексте открыть истину в себе в любом случае будет означать для человека — найти свой смысл жизни, свое предназначение. Однако общим условием, даже требованием для всех в процессе приближения к истине станет то, чтобы сам человек сделался гармоничным: научился пребывать в гармонии с людьми, с природой, с Вселенной. Главное — человек должен научиться сам создавать, творить гармонию, то есть сформировать такой взгляд на вещи, чтобы каждый дисгармоничный процесс он чувственно или рационально мог доводить до этой гармонии, до «любви Божией».