web-кафедра философской антропологии

Тексты // Щербакова М.Н. // Образы любви и смерти… (в альманахе «Фигуры Танатоса №5») 

карта сайта | поиск: 

 

Щербакова М.Н. 

Образы любви и смерти в музыкально-сценических концепциях русского драматического театра
(конец XVIII — XIX вв).

М.Н. Щербакова

Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый специальный выпуск. СПб., 1995

Отечественный драматический театр и музыкальное искусство всегда функционировали как разнообразные кодовые (знаковые) системы. Художественное целое драмы (драматического спектакля) являлось прямым отражением социально-культурного и исторического контекста творческого сотрудничества, охватывавшего две области искусства - музыку и театр.

Процесс становления жанра «музыка к драме» в отечественном театре объединяет различные уровни соприкосновения «драматического» (вербального) и «музыкального» компонентов синтеза. К началу XIX века формируется система устойчивых представлений о профессионализме творчества музыканта (композитора) в драматическом театре.

Среди наиболее значительных музыкально-сценических постановок в рассматриваемый период выделяются пьесы, посвященные тематике любви и смерти. Примечательно, что серьезный общественный резонанс вызывают, как свидетельствует мемуаристика и критическая печать, не только произведения величайших драматургов (Шекспира, Шиллера, Княжнина, Озерова), но многие ныне забытые сочинения второстепенных авторов (Шаховского, Зотова, Шепелева и др.)

Любовная трагедия становится областью направленного поиска «пограничных» музыкально-сценических красок выразительности.

Классицистская и романтическая концепция жанра «музыка к драме» представляют различные версии целостного художественного решения. Следует выделить специфическую гамму стилистических красок в жанре музыкальной мелодрамы конца XVIII века. Наиболее показателен спектакль Е.И.Фомина «Орфей и Эвридика» (1798) на текст Я. Б. Княжнина: музыке отводится особая «пограничная» роль между напряженным противостоянием миров любви и смерти. Отчетливо просматриваются авторские музыкально-сценические идеалы концепции Фомина как композитора.

В первых десятилетиях XIX века тематика образов любви и смерти в романтической интерпретации обретает знаменательные формы: обособляется причудливый мир безумия как одной из форм примирения двух несовместимых коллизий. Особую роль призваны сыграть новые музыкально-сценические персонажи в постановках 1830-х годов: Офелия, Майко, Безумная, Фиона и др. Разработка динамики заключения этих своеобразных музыкальносценических «пятен» в художественное пространство спектакля — такова область сотрудничества музыканта и драматурга на данном этапе. В кратком аналитическом обзоре материалов такого рода представлены драмы «Гамлет» Шекспира с музыкой А. Варламова, «Майко» Беклемишева с музыкой Варламова, «Безумная» Козлова-Шепелева с музыкой Алябьева, «Рославлев» Шаховского с музыкой Варламова.

Выводы:

Жанр «музыка к драме» в рассматриваемый период становится музыкально-драматической основой формирования новых драматургических концепций музыкального искусства: трагедийное звучание темы любви и смерти в драматических постановках с музыкальными включениями предопределило дальнейшие пути развития оперных, симфонических, балетных концепций в русском музыкальном искусстве.



Смотрите также:

Гашкова Е.М. От серьеза символов к символической серьезности (театр и театральность в ХХ веке)

Краснухина Е.К. Эрос смерти

Кутамонов А.В. Джордж Сантаяна о консолидирующей концепции мифа в поэзии и драматургии

Лисицина Т.А. Образы смерти в русской культуре: лингвистика, поэтика, философия

Малинов А.В. Рассуждения о пространстве и времени сцены

Мордовцева Т.В. Идея смерти в культурфилософской ретроспективе

Рауш А.П. Художник, власть и Танатос

Соколов Е.Г. Артистический миф Рихарда Вагнера

Соколов Е.Г. Формула театра

Уваров М.С. Любовь и смерть в философско-музыкальной мистерии серебряного века

Ключевые понятия:

«музыка к драме», драма, драматический театр, искусство, любовь, музыка, смерть, театр

Предложить свой вариант

О тексте:

Оценить этот текст

Ваши комментарии:

Добавить комментарий

 

Обсудить на форуме

Отправить ссылку коллеге

Заметили ошибку? Напишите письмо разработчикам!

Обновлено: 28.03.2006


Наверх

 [Начало] [Theoreia] [Тексты] [Проекты] [Personalia] [Образование] [Информаторий] [Энциклопедия] [Форум] [Обратная связь


© Координатор проекта — Геннадий Крупнин. Дизайн и архитектура — Роман Горюнов

По всем проблемам, связанным с сайтом, можете обращаться к вебмастеру по адресу webmaster@anthropology.ru