Гражданское общество в поисках образовательного идеала

[88]

Специально не поднимая вопрос о различии культуры и цивилизации (эта тема неоднократно и достаточно подробно поднималась в отечественной и зарубежной философии), отметим, что культура существует в особенном, национальном и своеобразном измерении. Образование, будучи каналом транслирования культурных ценностей, формирует человека в конкретном обществе, сообразованного с потребностями данного общества, осознающего цели его развития и служащего их реализации. Без учета особенностей социального-нравственного, религиозного, культурного и психологического опыта нельзя создать хоть сколько-нибудь серьезных планов переустройства общества, культуры, решения проблем образования. В условиях реформирования всей социальной сферы, в том числе и образования, обществу необходимо выработать определенные доктринальные основы грядущих реформ и преобразований, которые сочетали бы как традиционные ценности, сформированные тысячелетним развитием истории и культуры, так и новые устремления, связанные с изменением социальной реальности.

Во многих странах реформирование образования приобрело статус важнейшего направления государственной политики. Однако, проблема образования — это не только проблема государства, в ее решении принимает участие гражданское общество. В последние годы одной из самых влиятельных общественных сил в нашей стране стала русская православная церковь. Для наших соотечественников именно православие всегда было культурообразующей религией. Православная церковь являет образец традиционализма во взглядах на мир, природу, общество и человека, которого подчас недостает в трезвой оценке путей и перспектив обновляющегося российского общества. Попробуем осмыслить некоторые православные идеалы русской христианской антропологии в контексте проблемы формирования концепции образования в России и показать их действенный характер.

1. Человек не рождается, а становится человеком в процессе своего культурного развития, образования и воспитания. Культура по отношению к каждой личности выступает в качестве объективированного духа, и становление человека происходит прежде всего благодаря врастанию индивида в духовную сферу, которую он находит и усваивает. Культ и культура — слова однокоренные, и это не случайно. Культ — от лат. cultus — почитание, религиозное служение, в широком смысле — преклонение перед чем-либо, почитание, а культура — от лат cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, уровень развития общества, творческих [89] сил и способностей человека, знания, умения, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения людей. Таким образом, культура личности — это культ идеальных ценностей, сложность духовной жизни, духовность, наполненность внутренним смыслом, а важнейшие компоненты культуры — представления человека об окружающем мире и о себе самом, об истоках своего бытия, его целях и смысле. Объединяя людей в рамках мировоззрения, сложившегося под влиянием традиционных социальных, этических и духовных ценностей, религиозная концепция влияет на их усвоение и обусловливает их социально-значимую действенность.

Однако главной задачей образования отнюдь не является получение обучаемым знаний о существующем мире, скорее речь идет о подготовке человека к жизни в динамичной среде, получении им навыков учиться, и выработке потребности в самообразовании и готовности к изменению реальной ситуации на основе профессиональных умений. Образование должно осуществляться не только посредством интериоризации объективной духовности, а в процессе деятельности личности с целью позитивного изменения себя и общества в соответствии с высшими ценностями Включая обучаемых в пространство общественных ценностей, процесс образования должен быть обращен к личному опыту, личной заинтересованности, индивидуальной психологии. Чтобы укорениться в культуре, индивид из потребителя знания должен превратиться в человека, способного к постижению смысла, к пониманию, которое всегда носит творческий характер. В нем актуализируется и выражается специфика и уникальность жизненного мира конкретного индивида, который, постигая смысл, действует как человек, совершающий открытие в процессе разрешения проблемной ситуации. Христианская церковь стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей.

2. На самом деле человек имеет уникальную судьбу, не сводимую к внешним влияниям на него. Духовное начало личности не зависит от мира и миром не детерминируется. Говоря о том, что личность первичнее бытия, Н. Бердяев имел в виду, что человек онтологически значительнее, чем остальной мир, вещная действительность. Каждый человек индивидуально неповторим и, оставаясь собой, включает в себя универсум. Человек — личность не по природе, а по духу, благодаря которому она открыта в бесконечность. Ее уникальность — способ воплощения единого: космос, человечество, мир находятся в человеческой личности как в индивидуализированном универсуме (микрокосме). Святоотеческая литература дает еще более глубокое понимание места человека в мире: человек не микро-, а макрокосм. Это значит, что он вмещает в себя то, что не может вместить мир. Речь идет об Образе Божием, который есть разум, совесть, способность к творчеству. Поэтому образование личности не должно строиться на чисто научной схеме, объясняющей человека и мир исходя из тезиса об общности законов развития Вселенной.

3. Человек — уникальное существо. Он необычен самим способом бытия. Все, что есть в нем как бы отрицает самое себя: человек принадлежит природе и в то же время является существом надприродным, он наделен [90] инстинктами, которые однако не выполняют свою роль механистически. Очеловеченная природа одновременно и совпадает с той природой, которая существует вне человека, поскольку она подчинена всем природным законам, и не совпадает с ней, поскольку содержит человеческие характеристики, является объектом практики человека и воплощения его сущностных сил. Описание человеческого феномена на языке естествознания — это прерогатива языческого природного бытия и истолкования человека. Законы измерения человека как внеприродного существа — это нравственность, свобода и творчество.

Душа человека, рождаясь вместе с плотью и тесно связанная с телом несет в себе и внетелесное содержание (чувства, мысли, проявления воли), являясь тем самым индивидуально своеобразным и необходимым синтезом естественно-природного и духовного. Разум, или духовный ум (не рацио, не интеллект) и есть душа человека, он в себе соединяет и волю, и нравственность и чувство прекрасного. Но душа человека — это лишь возможность личностной гармонии, для ее реализации нужны и определенные условия и громадная внутренняя работа человека (сила духа).

Образовательный процесс, построенный на понимании того, что духовные различия между людьми глубже, чем биологические, что все, лишенное свободного дыхания, индивидуального выражения, является неустойчивым, что невозможно построить гармонию там, где нет возможности личного выбора, соответствует основному посылу христианской антропологии, указывающей на черты соборности в понимании индивидуальности. Так, например. Н.А. Бердяев, отдавая должное значимости индивидуальности, подчеркивает, что индивидуальность не может воспроизводить себя как уникальное и неповторимое, если человек не восходит к другому как к себе. Личность, являясь единством в многообразии и целостностью, сама из себя полагает свою цель. Самоопределяясь как личность, осуществляя свой свободный выбор, она не должна быть превращенной в часть, средство или орудие. Сегодняшний личностный выбор — вот что определяет будущее и привносит огромную меру ответственности каждого человека за любого другого в этом мире и мироустройство в целом. Эти экзистенциальные умонастроения рождает соборность — одна из важнейших православных основ.

4. Объективный дух связан с личным духом посредством истории духовной жизни человека. Обрести свою историчность означает присвоить человеческое содержание. Осмысливая свое историческое содержание, свою со-бытийность, человек соединяет в своем Я прошлое с настоящим и будущим, и тем самым включает в себя Абсолютное. Так И.А. Ильин, разрабатывая концепцию духовной очевидности, отмечает, что все значимое в нашей культуре и жизни обретает подлинный смысл только через соединение человека с подлинной (абсолютной) реальностью, которая носит духовный характер и отыскивается каждым в своем собственном сознании. В противном случае, не являясь сопричастным миру (природному, социальному, культурному, трансцендентному) человек не достигает собственной полноты и свободы. Это подтверждается также ограниченностью плоскостного мышления эволюционизма и идеи прогресса.
[91]

Разумное и ответственное отношение к миру нужно в первую очередь самому человеку, чтобы он смог стать и быть человеком, оберегая и развивая полноту и достоинство своего человеческого бытия. Вместе с тем от того, какой тип человека будет формироваться в процессе образования, каким будет уровень его индивидуального сознания, характер и широта межличностных связей, степень включенности в социальную жизнь, профессионализм и т.д., зависят и возможности решения актуальных проблем в нашей стране. Установление живой связи образования с духовной национально-гуманистической традицией способно обеспечить движение общества от цивилизации к культуре, от раздробленности к целостности, осуществить переход к духовности.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий