Add new comment

Мессианизм в русской культуре серебряного века: Соловьев и Скрябин о всемирной роли искусства и художника

Шалимов Олег's picture
Шалимов Олег
Tuesday, 02.11.2004 00:11

Очень актуальная тема, хотя бы потому, если актуальность мерить масштабом затрагиваемых вопросов. Конец и преображение мира, победа над смертью и ложью, - наконец, активное участие в этом человека, художника, теурга - что, какая задача может быть важней и масштабней этой? Но, на мой взгляд, есть некоторая притянутость идей об искусстве А.Н.Скрябина к теургическим помыслам Вл.Соловьева. Несомненно, Скрябин встал на путь некоторого воплощения идей Соловьева о свободной теургии, - но это если последнюю рассматривать в наиболее общей форме. Если же говорить конкретней и пожойти к личности Соловьева, то она всецело пронукнута христианским соучастием. А в последние годы он пришел к трагичности истории и дела христианства. Эсхатология исходит из трагичности существования. Последние слова, сказанные Соловьевым, были «Тяжела работа Господня». Можно сопоставлять раннего Соловьева, энтузиазм его всеразрушающих порывов (к примеру, в письмах к Романовой) с творческой энергией позднего Скрябина, конечно, не привнося мысли умалить последнего. Но Скрябин, скорее, ближе Ницше, и ответом ему, в какой-то степени, может быть ответ поклонникам немецкого гения в статье «Идея сверхчеловека».