Философия как профессия («Philosophie als Beruf»)
Проект создания системы повышения эффективности профессионализации выпускников образовательных направлений философского факультета СПбГУ
В условиях конкуренции образования «слабым местом» философского факультета является неясность профессиональных перспектив выпускников факультета. Положение на рынке образовательных услуг, а также довузовская работа, могут быть качественно улучшены, если в рамках факультета будет проведена работа, учитывающая происходящие в настоящее время изменения и направленная на прояснение и раскрытие реальных перспектив трудоустройства и успешной карьеры выпускников.
Система философской подготовки ориентирована преимущественно на подготовку к исследовательской и преподавательской деятельности. При этом очевидно, что в последние десятилетия ситуация в этой области изменилась достаточно радикально, и отнюдь не большинство выпускников (значительная, если не подавляющая часть) профессионально будут заняты именно в этих областях деятельности. Между тем, это одна из важных задач философских институтов (прежде всего, философских факультетов, но также и других философских сообществ — например, Философского общества) – транслировать образы и формы профессионализации для тех, кто вступает в философскую корпорацию. Наиболее сложная ситуация в этом отношении складывается именно у тех, кто прежде составлял основной стержень философского факультета – выпускников отделения философии. Вступающая в силу двухуровневая система обучения ситуацию несколько ослабляет, но не устраняет основную причину — неясность перспектив профессионализации.
Цель проекта – выявить степень и характер влияния обучения на философском факультете СПбГУ на трудоустройство, профессионализацию и карьеру выпускников, на основании чего сформулировать рекомендации как для акцентировки соответствующего содержания учебных программ и характера учебного процесса, так и для работы над имиджем факультета.
Задачи проекта:
- Обеспечить развитие более тесных связей между выпускниками философского факультета различных годов, сформировать элементы корпоративного сознания и корпоративной солидарности
- Выявить и описать типичные карьерные истории выпускников факультета.
- Описать типичные характеристики, даваемые выпускниками факультета своему опыту обучения в нем.
- Определить, какие знания и навыки, полученные в ходе обучения на факультете, сыграли положительную роль в профессионализации выпускника, а какие оказались малоэффективными.
- Выявить основные трудности при выборе профессионального пути, с которыми встречается выпускник факультета; определить возможные причины этих трудностей.
- Выявить социальные связи, полученные в ходе обучения на факультете и оказавшиеся востребованными в ходе профессионализации.
- Определить, каким образом повлияли на профессионализацию выпускника модели поведения, характерные для учащегося факультета.
Предполагается несколько уровней реализации проекта.
При этом каждый из уровней имеет также и самостоятельное значение. Но в большей степени работает как условие реализации последующих уровней.
- первый – начальный, предполагает простое поддержание более тесных связей между выпускниками различных годов, что в итоге способствует формированию и поддержанию корпоративного сознания (что по характеру ментальности философов не слишком им присуще). Уже даже поддержание контактов между однокашниками и другими выпускниками факультета важно и в смысле трансляции культуры философствования, и в смысле возможностей и перспектив профессиональной деятельности. Это некий вариант «старого школьного галстука» в Британии. Это уровень можно реализовать на основе действующих популярных сайта «В контакте» или «Одноклассники».
- следующий уровень – реализуется на сайте философского факультета. Здесь предполагается провести социологическое исследование с целью выявить в каких сферах строится профессиональная карьера выпускников философского факультета, каково соотношение этих сфер.
- предполагается получение обратной связи от тех выпускников, которые успешно реализовались и в сфере собственно философской, так и в иных областях деятельности: как они оценивают полученное на факультете образование, что они не получили из того, что, как они оценивают из своего нынешнего опыта, жизненного и профессионального, недополучили на факультете. В перспективе такого рода исследования должны привести к формированию слоя дополнительного образования, способствующего последующей более успешной социализации.
Работы по тематике «Философия как профессия» начались несколько лет назад. Проведено разностороннее обсуждение темы «Философия как профессия» в сообществе экспертов в рамках круглых столов на философском факультете СПбГУ — 2005, 2009, 2011 гг. В работе принимали участие преподаватели (в их числе профессора Марков Б.В., Пигров К.С., Савчук В.В., Сухачев В.Ю., Черняков А.Г., доц. Исаков А.Н., декан философского ф-та УрГУ проф. Перцев А.В.) и студенты философского факультета, а также выпускники факультета разных лет.
Руководитель и ведущий круглых столов к.ф.н., доц. Говорунов А.В., ответственный секретарь к.ф.н., асс. Ларионов И.Ю.
Материалы на сайте