От Гегеля к Ницше

Перевод с немецкого К.Лощецкого
под редакцией М.Ермаковой и Г.Шапошниковой.

Предисловие Б.В. Маркова

© Издательство «Владимир Даль», 2002
© Санкт-Петербургский университет МВД в России, 2002
© Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2002
© К.Лощевский, перевод, 2002
© П. Палей, оформление, 2002
ISBN 5-93615-015-1

Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Европейского Университета “Translation Project” при поддержке Центра по развитию издательской деятельности (OSI - Budapest) и Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) — Россия

Редакционная коллегия серии «Мировая Ницшеана»:

В.М.Камнев, Б.В.Марков (председатель), А.П.Мельников, Ю.В. Перов, В.П. Сальников, К.А.Сергеев, Я.А.Слинин, Ю.Н.Солонин, В.Штегмайер

Краткая рецензия на книгу

Работа «От Гегеля к Ницше», впервые предлагаемая вниманию отечественного читателя, принадлежит перу одного из наиболее выдающихся немецких интеллектуалов ушедшего столетия. Посвященное Эдмунду Гуссерлю и опубликованное в 1939 году, это сочинение стало выражением зрелой позиции автора и заняло важное место в библиографии, посвященной философии Ницше.

Без существенных исправлений и доработки оно было переиздано в 1949 году.

В понимании автора, Гегель и Ницше представляют собой два полюса, два предела, в которых разворачивались события духовной истории ХX века. Если, по академическому обыкновению, превозносить систему Гегеля как блестящее завершение классического идеализма, а философию Ницше, по идеологическому обыкновению, использовать отрывочно и на потребу дня, то искажается подлинное соотношение между обоими мыслителями, становится превратным наше отношение к ним, к тому времени, в котором осуществляемся мы сами. Гегель становится слишком далек от нас, а Ницше — слишком к нам близок. В противоположность этому поверхностному обращению, Левит предпринимает «духовные штудии», медитативная цель которых состоит в том, чтобы из настоящего века проникнуть в существо века XIX, добиться настоящего его понимания и, таким образом, описать его философскую историю в горизонте настоящего.