Сергей Алевтинович Смирнов

Смирнов Сергей Алевтинович (8.09.1955) — кандидат философских наук, доцент Новосибирской Государственного Академии Экономики и Управления.

С 1995 по 1998 годы работал директором созданного Городского Центра развития образования. Был главным редактором учрежденного Центром альманаха «Мастер-класс». Редактировал сборники Центра «Идеи Л.С. Выготского в истории моего профессионального становления», «Наш Понедельник».
В течение своей преподавательской деятельности преподавал такие дисциплины, как «Историю философии», «Философскую антропологию», «Введение в философию», «Философию образования», «Этику», «Эстетику», а также спецкурсы на стыке проблематик философии и психологии, философии и педагогики. Имеет разработанные авторские курсы по названным предметам.
С 1979 по 1997 гг. работал в различных школах, гимназиях, лицеях г. Новосибирска. Преподавал историю и философию, вел свои авторские курсы по истории и философии в старших классах.
Имеет более 70 работ, в том числе 4 монографии: «Философия. Образование. Культура», «Мастерская педагога-гуманитария». «Опыты по философской антропологи», «Культурный возраст человека», учебное пособие «Режиссура педагогического взаимодействия».
Также написан учебник для издания под эгидой Института «Открытое общество» «Школа свободы или практика критического мышления в вузе» (для преподавателей высшей школе).
Являлся обладателем гранта 1-й категории Международного фонда «Культурная инициатива» (Фонд Сороса) в 1995 году. Получал грант от «Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) в 1998 году на проведение 1-й Сибирской Философской Школы.
В 1994–95 гг. работал тренером-тьютором в рамках программы Фонда Сороса по программе «Апробация учебников».
В 1998–2000 гг. работал в качестве тренера-тьютора в рамках проекта Института «Открытое общество» «Чтение и письмо для развития критического мышления»
В 1995–1996 и в 1998–1999 являлся грантополучателем Российского гуманитарного научного фонда по исследовательским проектам.
В 2000 г. получил грант от РГНФ на проведение Второй Сибирской Философской Школы.
Имеет диплом PhD международного образца.
Имеет опыт разработки концепций и программ развития городского образования, технологий коллективной мыслительной деятельности.
В 1999-2000 г.г. был руководителем группы разработчиков по написанию ряда глав аналитического доклада «Высшее социально-гуманитарное образование в России», создаваемого под эгидой Министерства образования РФ и Института «Открытое общество» (выйдет в печать в январе 2001 году).
С сентября 2000 года работает на кафедре философии НГАЭиУ. Читает спецкурс по философской антропологии. Ведет курс для магистрантов «Методология научного исследования».
Участвует в развертывании деятельности Регионального Центра по философии и методологии гуманитарного образования. С его участием разработаны: проект сотрудничества с голландским Институтом социальных исследований (ISS) и проект в Фонд «Евразия» по программе подготовки управленцев «Инновационные методы управления городским развитием»; проект сотрудничества с голландским Институтом жилищного и городского развития (IHS) «Разработка инновационной модели сохранения городского культурного наследия».
В 2001 г. проходил трехмесячную стажировку в Роттердаме в Институте жилищного и городского развития по программе “Inner City Development transitional Economy”.

Публикации


1985 год


  • К характеристике специфики органических систем // Проблемы системных исследований. Новосибирск. НГУ. 1985.

1986 год


  • Философский клуб как форма философствования // Специфика философ. знания и общественная практика, вып. 4. Всесоюзная я школа молодых философов. М., 1986.
  • Освоение ритуально-игровых систем в практике образования // Проблемы развития и освоения интеллектуальных систем. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной конференции. Новосибирск. 1986.
  • Понятие режиссуры в педагогике // Вестник высшей школы, 1986, №6.
  • Философское сопоставление структуры философии И.Канта и романа Ф.М.Достоевского // Философские проблемы взаимодействия литературы и культуры. Новосибирск. НГПИ, 1986.
  • Роль философии в интенсификации образования // Совершенствование преподавания философии в вузе на основе материалов XXVII съезду КПСС. Материалы круглого стола. Методические указания. Вып.2, Новосибирск. НГУ, 1986, 0,7 п.л.

1987 год


  • Семиотика культуры // Духовный мир современного человека. VII Всесоюзные философские чтения молодых ученых, М., 1987.

1989 год


  • Ритм игры // Методические разработки по проблемам вузовской педагогики, Вып., 6(134), Новосибирск. НЭТИ, 1989.
  • О соотношении исторического познания и исторического образования // Там же.
  • Игровое общение как форма развития деятельности // Игра в педагогическом процессе. Новосибирск. НГПИ. 1989.

1990 год


  • Философия. Образование. Культура. (монография) Новосибирск. МПО «Потенциал», 1990.
  • Программа по истории. (методическое пособие). Новосибирск. НГПИ. 1990.

1991 год


  • Режиссура педагогического взаимодействия (учебное пособие) Новосибирск НГПИ. 1991. (в соавторстве).

1992 год


  • Понятие образования // Содержание образования и методы обучения. Тезисы докладов и сообщений к советско-датской конференции. Новосибирск. НГПИ, 1992..
  • The notion of education // Content of Education and methods of teaching problems, tendencies, perspectives (The Soviet-Danish Conference), Novosibirsk, 1992.
  • Понятие педагогической технологии // Интеллектуализация образования и творчество. Материалы симпозиума «Интеллектуальная поддержка деятельности в сложных предметных областях. Вып. 3. Новосибирск, 1992.
  • The notion of pedagogical technology // Intellectual development of society and new information technologies. Proceedings of International Conference. Novosibirsk. 1992.
  • Перспективы СМД-методологии в ситуации постмодерна // Методологические школы и концепции в СССР (1951-1991) (история, истоки, перспективы). Материалы Международной науковедческой конференции, вып. 1, Новосибирск, 1992.

1994 год


  • Философско-методологический анализ роли игры в развитии образования. Автореферат научного доклада по защите на соискание научной степени кандидата философских наук, Новосибирск. 1994.

1995 год


  • Мастерская педагога-гуманитария ( монография). АО «Офсет», Новосибирск, 1995.
  • Образовательные модели в истории культуры // Человек, интеллект, образование. Новосибирск. 1995.
  • К проблеме экзистенциальной структуры личности как основы образования человека // Современные исследования и освоение механизмов рефлексии. Новосибирск, 1995.
  • Образование в контексте культуры // Образование и культура. Ежегодник. 1995. Новосибирск, 1995.
  • К вопросу о новой образовательной парадигме // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. Тезисы Международного конгресса. Новосибирск, 1995.
  • Философия игры // «Кентавр». Методологический и игротехнический альманах, М., 1995. №2.
  • Образование как терапия человека // Философские проблемы образования. Материалы круглого стола, «Вопросы философии», 1995. № 12.
  • Какая возможна философия человека (рукопись). 1995.

1996 год


  • Семь смертных грехов философии (рукопись). 1996.
  • Понятие новой образовательной парадигмы // «Дискурс». Альманах, Новосибирск, 1996, № 2.
  • Образование как путь в культуру // Наука и право. Материалы конференции, Новосибирск, 1996.
  • Опыты по философской антропологии (монография). АО «Офсет». Новосибирск, 1996.
  • Игра как культурная форма образования человека // «Мастер-класс». Журнал Городского ЦРО, 1996, № 1.
  • Слепой философ // Там же.
  • Философия города // Там же.
  • Предварительные материалы к разработке программы развития образования г.Новосибирска // Там же, 0,4 п.л.
  • СМД-методология: пределы роста (уроки Г.П.Щедровицкого) // Интеллектуальные торпеды, Новосибирск, 1996.
  • К вопросу о новой образовательной парадигме // Образование и культура. Ежегодник. Новосибирск, 1996.
  • Play as Cultural Form of Human Education // Journal of Russian East European psychology. May-June 1997/VOL. 35, № 3.

1997 год


  • Концепция программы «Городское образование» // «Мастер-класс», 1997, № 2-3.
  • Образовательные модели в истории культуры // Там же.
  • Образование и инноватика // Там же.
  • «Мой Гамлет» // Идеи Л.С.Выготского в истории моего профессионального становления. Материалы Всероссийского семинара, Новосибирск, 1997.
  • Проблема культурного возраста в рамках идеи культурного цикла // Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования. Материалы IV Всероссийской конференции, Красноярск, 1997. ч. 1.
  • Город и образование. (рукопись). 1997.
  • Развитие города как субъекта образования (рукопись).
  • Неклассическая философия и неклассическое образование: возможная встреча (рукопись), 1997.

1998 год


  • На пути к построению педагогической культурной антропологии // «Наш Понедельник». Ежегодник Городского ЦРО, Новосибирск, 1998.
  • Камень, который презрели строители или какая психология нужна современному образованию // Проблемы психолого-педагогического сопровождения образовательных программ. Материалы Всероссийской конференции, Новосибирск, НГПУ, 1998.
  • Проблема образовательного результата в неклассической ситуации культурного развития // Педагогика развития: материалы V Всероссийской конференции, Красноярск, 1998.
  • Действительность человека в культуре (антропологический проект). (рукопись). 1998.
  • Зачем нужно программирование в современной ситуации? (рукопись). 1998. 0,3 п.л.
  • К вопросу о неклассической ситуации в культуре // Педагогика самоопределения. Барнаул. 1998.
  • Василий Васильевич Давыдов: человек и философ. (рукопись). 1998.
  • В чем состоит предмет психологии или еще раз о природе психического (рукопись). 1998.

1999 год


  • Культурный возраст человека. Философское введение в культурную антропологию. (рукопись монографии). 1999.
  • К вопросу о понятии «регион» // Педагогика развития. Материалы VI Всероссийской конференции, Красноярск. 1999.
  • Идея развития как онтологическая рамка и проблема содержания образования // Педагогика развития. Материалы VI Всероссийской конференции. Красноярск. 1999.
  • Зачем нашей школе личность? // Сибирь. Философия. Образования. Альманах. Новокузнецк. 1999, №3.
  • Идея человека и онтологические пределы философской антропологии // XXI век: будущее России в философском измерении. Второй Российский философский конгресс. Философская антропология и философия культуры. Т.3, ч. I. Екатеринбург. 1999.
  • Выготский и проблема натуральной и культурной одаренности // Одаренные дети. Материалы региональной конференции. Новосибирск. 1999.
  • Тема черного человека в поэтической антропологии А.С. Пушкина // Пушкинские чтения. Материалы конференции. Новосибирск. 1999.

2000 год


  • Классический и неклассический идеалы гуманитарного образования // Материалы региональной конференции «Гуманитарное образование в Сибири». Новосибирск. 2000г.
  • В поисках человека. Экзистенциальные истории // Сибирь. Философия. Образование. Альманах. Новокузнецк. 2000г.
  • Идея человека или онтологические пределы философской антропологии // Кентавр, 2000, № 23.
  • Понятие профессионализма в неклассической ситуации // Педагогика развития. VII Всероссийская конференция. Красноярск. 2000г.
  • Образование человека в структурах повседневности // Кентавр. Методологический и игротехнический альманах. М., № 24, 2000 г.
  • Проблема образования в неклассической ситуации: в поисках новых моделей. Рукопись. (в соавторстве).
  • «Дети и Город». Концепция городской программы. Новосибирск. 2000.
  • Школа свободы или практика критического мышления в вузе. Учебник. 11 п.л. Рукопись. (в соавторстве) (в печати)
  • Высшее социально-гуманитарное образование: проблемы и перспективы. Аналитический доклад. (в соавторстве). (в печати).

  • Человек на суде культуры, или в поисках нового органона
  • Антропология города, или о судьбах философии урбанизма в России
  • Человек перехода