Буддийское понимание механизма кармы по литературе тибетской традиции Гелуг


[21]

Классические буддийские представления о бытии, связанные с выделением семидесяти пяти или ста его элементов (dharma) и различными их классификациями, описывающими бытие индивидуальных континуумов живых существ, составляющих мир, попадают из древней Индии в Тибет, где сохраняются на протяжении более чем тысячи лет и служат основой для воззрений множества выдающихся философов и религиозных практиков. Наиболее законченное изложение эти воззрения получают в литературе тибетской традиции Гелуг, происходящей от Цзонхавы (1357-1419).

В отличие от принимаемого в ряде тибетских традиций воззрения об алае-виджняне, происходящего от индийских последователей читтаматры, принятое в традиции Цзонхавы воззрение мадхьямики в его отношении к теории кармы требует обращения к описанию сознания как «имеющего различные уровни» — от обычного, разделяемого на шесть видов (cakşur-vijñāna, śrortra-vijñāna, ghrāna-vijñāna, jinva-vijñānana, kāya-vijñānana, mano-vijñānana), до тончайшего уровня, переходящего из жизни в жизнь. Именно такое понимание сознания характерно для буддийских тантр. Тантрийские тексты всех традиций являются сакральными и не поддаются адекватной расшифровке без квалифицированного комментария. Комментарий же предполагает индивидуальные наставления по религиозной практике, даваемые учителем лично своему ученику. В связи с этим возникает проблема отсутствия достоверного источника для правильного использования тантрийской терминологии.

Здесь для обозначения тончайшего уровня сознания использован заимствованный из тантры термин «ясный свет». Источником, позволившим воспользоваться этим термином, послужила книга Тензина Гьяцо, Далай Ламы XIV &#laquo;Awakening The Mind, Lightening The Heart» где он используется в данном контексте. Особенностью такого понимания тончайшей сущности сознания является то, она, по сути, становится фундаментальным онтологическим принципом всего бытия, природой Будды не только в потенции (как это предполагалось в цикле сутр третьего поворота колеса учения), но тем, что не имеет никаких ограничений, включая ограничения временные.

Причинность: механизм и результат.


[22]

Буквальное значение слова «karma» — действие. По сути, карма и её результат это описательное выражение расположения элементов бытия в такой-то момент в сложном сплетении их совокупностей, причём расположение это в каждый момент определяется предшествующим моментом. Если переложить это на индивидуальный континуум живого существа, тогда: любое переживание или нечто испытываемое, мыслимое или ощущаемое живым существом, является результатом его индивидуальной кармы, суть совокупности совершённых им деяний. В силу первой благородной истины Будды допустима формулировка: «любой результат в виде страдания трёх видов». Что такое переживаемое страдание?

По своей природе тончайший аспект сознания, называемый «ясным светом», не имеет никаких преград, препятствий, затруднений, страдания и т.п. Аспекты осознавания и действия в нём нераздельны, т.е. свойство изменчивости отсутствует. Находясь под влиянием изначального (безначального) неведения (avidyā; неосознавания, разделения на внешнее и внутреннее), «внутренний» ум взаимодействует с тем, что воспринимает как «внешнее». То есть аспект осознавания видится «внутренней сущностью», субъектом, а аспект действия — «сущностью внешней». При наличии такого разделения, направленность внешней сущности «изнутри вовне» становится действием ума, а направленность «извне вовнутрь» — претерпеваемым воздействием. Само это состояние подверженности внутреннему неведению противоречит сущности аспекта осознавания и естественно обращает его в аспект действия, что приводит ум в состояние некой оформленности, суть которой в наложении аспектом осознавания ошибочного представления о «я» на основу — аспект действия. Так образуется действующий субъект, который постоянно вынужден претерпевать различные, обозначаемые им так, воздействия, которые суть результаты его же собственных постоянно меняющиеся действий, непрерывно возвращающиеся к нему же, поскольку единственно возможным объектом действия является всё тот же ум.

Состояние первичной оформленности ума является страданием обусловленности. Оно является страданием, поскольку нетерпимо для ума и побуждает его к деятельному поиску покоя, или убежища. Это стремление заставляет сформироваться более грубую совокупность ума с внешними энергиями — сознание промежуточного состояния (bardo). Так создаётся существо бардо, постоянно взаимодействующее с внешним для него миром суть совокупностью претерпеваемых [23] воздействий. Эта совокупность усложняется связанностью деятельности существа с деятельностью всех других существ той же природы, что и оно. Бардо может иметь несколько стадий огрубления сознания, то есть принятия его совокупностями всё более грубой формы. В «Ламрим ченмо» (т. 2) говорится, что бардо может повторяться до семи раз подряд. В конце этого процесса сознание принимает наиболее грубую форму рождения во внешнем мире, сформированном совокупными деяниями живых существ. Сущностью этого состояния является полная сформированность совокупностей элементов бытия (rūpa-skandha, vedanā-skandha, samjñā-skandha, samskāra-skandha и vijñāna-skandha). Пребывание в совокупностях, которого ум уже не способен избежать, несмотря на его неудовлетворительность, интерпретируется им как страдание обусловленности.

В чистом виде страдание обусловленности существует только в мире образов (rūpa-dhātu) и мире без образов (arūpa-dhātu). К такому рождению приводит выраженная направленность сознания вовнутрь (положительная карма, обращённая к состоянию сосредоточения), которая пересиливает тенденции, обращённые вовне. При отсутствии грубых форм чувственного существа миров дхьян не испытывают и грубых форм страдания.

Существа мира желания испытывают все виды чувственного. Ощущения (vedanā) интерпретируется их сознанием как приятные и неприятные. Неприятное ощущение называется страданием страдания, приятное — страданием перемен. Стремление существа, возникающее под влиянием неведения-непонимания, избежать сложного комплекса неприятных и добиться сложного комплекса приятных ощущений порождает в его сознании аффекты (kleśa), или тенденции, которым сознание вынужденно следует и которые являются движущими составляющими новой кармы.

Индивидуальное бытие континуума существа описывается двенадцатизвенной формулой зависимого происхождения, где каждое из звеньев является причиной следующего:

1. Неведение (avidyā). В базовом смысле это именно воззрение о наличии индивидуального «я» и тяготение к такому видению реальности.

2. Движущие силы (samskāra). Дурная и благая карма, т.е. ввергающая в дурную и благую жизнь. Последняя двояка: добродетельная карма ввергает в счастливые рождения сферы kāma-dhātu, неколебимая — в сферы rūpa-dhātu и arūpa-dhātu. «Ввергающая» означает, что активная в некий решающий момент сила, или склонность ума, обращает сознание бардо к определённому миру, [24] созданному деятельностью существ со сходными склонностями. После того, как рождение там осуществляется, действует уже не ввергающая, а завершающая карма, представляющая собой иные тенденции той же природы, но активизируемые не в данный критический момент.

3. Сознание (mano-vijñāna). В зависимости от конкретного приложения 12-членной формулы может рассматриваться сознание периода причины и сознание периода плода. В первом случае это сознание действующего субъекта. В последнем — сознание, вступающее в новую жизнь.

4. Психо-физическая совокупность (vedanā skandha, samjса skandha, samskāra skandha, vijñāna skandha + соотв. стадия развития зародыша (кроме arūpa-dhātu)).

5. Шесть органов чувств (для kāma-dhātu).

6. Соприкосновение (sparşa). Соприкосновение органов с внешним миром.

7. Ощущение (vedanā). Мучительные, приятные и нейтральные ощущения.

8. Жажда. Желание, чтобы прекратилось мучительное и не прекращалось приятное ощущение.

9. Привязанность. Четыре вида привязанности: 1) к чувственному, 2) к дурным воззрениям кроме базового неведения, 3) к связанным с ними дурным правилам и аскетизму и 4) к базовому неведению.

10. Становление. Это состояние, когда отпечатки, оставленные в сознании прежними движущими силами, питаются жаждой и привязанностью. Т.е. это созревание силы, несущей новое существование, обретение кармой способностью порождать плоды.

11. Рождение. Первый момент вхождения сознания в новую жизнь. (В материнское чрево при зачатии — для рождения из чрева. Вообще возможно рождение из чрева, яйца, тепла и влаги и чудесное.)

12. Старость и смерть. Старение — это дряхление совокупностей элементов бытия (skandha), а смерть — оставление сознанием их комплекса.

Звенья формулы группируются как ввергающие (1, 2, 3), ввергаемые (4, 5, 6, 7), осуществляющие (8, 9, 10) и осуществляемые (11, 12). Также возможно следующее объяснение: ввергаемое — это четыре с половиной звена от сознания периода плода до ощущения включительно; ввергающее — обусловленные неведением движущие силы, которые ввергают посредством отпечатков в сознании периода причины; осуществляющее — обусловленная жаждой привязанность; осуществляемое — рождение, старость и смерть. Далее в Ламрим [25] Ченмо объясняется, что между ввергающими и ввергаемыми звеньями могут лежать целые эпохи, а может не быть и одной жизни. Между осуществляющими и осуществляемыми не бывает промежутка. Таким образом, в кратчайшем варианте 12-звенная формула охватывает три жизни — от сознания периода причины жизни прошлой до рождения, старости и смерти жизни будущей.

По-другому (со ссылкой на Нагарджуну) звенья подразделяются на три категории: аффекты (kleśa) — 1-е, 8-е и 9-е; карма — 2-е и 10-е; а остальные семь — страдание.

Четыре компонента кармы.


1. Объект.

Карма (деяние ума, существа) может быть направлена только на то, что умом осознаётся, то есть на некий образ, являющийся, по сути, умом (знанием, осознаванием, ментальным процессом), фактически только на ум. Поэтому результат действия претерпевается умом. Образ является продуктом осознавания (знания, восприятия, претерпевания) эффекта совокупности совершённых ранее действий. Иначе говоря, сознание субъекта накладывает имя, или ярлык на любую встречающуюся ей основу для наименования, которая суть результат его деятельности, поскольку сознание не может встретиться ни с каким иным результатом. Поскольку для изначального ума (ясного света) нет ограничений, но из-за ограничивающего его неведения (avidyа) возникает представление о «я», суть которого — разделение на внешнее и внутреннее, ум может находиться либо внутри этого «я», являясь субъектом, либо снаружи (объект, иные существа).

Откуда может возникнуть представление об «уме снаружи», другом существе? Очевидно, только через образ, который как-то связан с сознанием другого существа. В противном случае такой образ будет связан исключительно с сознанием субъекта, а потому недостоверен. Недостоверность образа означает полностью ложное представление, то есть представление, опирающееся исключительно на неведение, ограничивающее сознание. Но такое представление означает полное незнание, что противоречит очевидной действительности. Поэтому любой образ иного существа, само присутствие такого представления о других существах в сознании, возникающее в зависимости от познавательных баз (āyatana) означает связанность этого представления с деятельностью иного сознания, имеющего ту же [26] самую природу первичного ума, что сознание субъекта. Таким образом, то, что не обладает сознанием, само по себе не является объектом кармы.

Весомость деяния в связи с его объектом отражает зависимость между направленным на объект деянием и созревающим результатом. Большая весомость одного объекта по сравнению с другим означает, что результат воздействия на более весомый объект будет более значимым для действующего субъекта по сравнению с результатом одинакового по всем остальным параметрам воздействия на менее весомый объект.

В общих чертах, объекты обозначаются обыденным, сформированным кармой и аффектами сознанием как притягательные, отталкивающие и нейтральные, что порождает соответствующие реакции на них в виде аффектов (относящихся ко второму компоненту кармы). Реакции противодействия аффектам возможны в силу предыдущей тренировки. Поскольку встреча с определённой основой для обозначения является результатом ранее созданной кармы, внешние объекты кармы различаются по весомости результатов направленных на них «благих» и «неблагих» деяний.

2. Направленность.

Всем живым существам свойственна подверженность действию аффектов, базовым из которых является неведение. Из неведения возникают страсть-алчность и гнев-агрессия. Эти три образуют многообразие аффектов, мотивирующих деяния (карму) неблагого свойства (дурную, чёрную). Направленностью деяний, побуждаемых такими аффектами-эмоциями, является страдание.

Направленность деяния имеет три компонента: представление об объекте, эмоция и побуждение к действию. Представления живых существ об объектах деяний складываются под непрерывным влиянием неведения, что создаёт общую направленность побуждающих их деятельность эмоций. Противодействие аффектам всегда связано с сознательными усилиями субъекта, тогда как впадение (следование) в подверженность аффектам происходит без усилий, естественно. Отсюда и следует преобладание результирующего страдания над счастьем живых существ.

Степень достоверности представления об объекте может иметь целый спектр значений, начиная с отсутствия всякого представления. Наиболее весомой направленностью является такая направленность деяния, которая основывается на наиболее достоверном представлении [27] об объекте, побуждается наиболее сильной эмоцией и выражается в наиболее явном побуждении к наиболее весомой деятельности. Всё это вместе создаёт наибольшее участие ума в деятельности.

3. Деятельность.

Осуществляется телом, речью и умом. Суть её заключается в изменении субъектом текущего результата кармы. Весомость определяется значимостью изменения текущего результата своей и чужой кармы. Значимость изменения результата означает степень ухудшения или улучшения текущего положения. В строгом смысле, деятельность в отношении одного существа (объекта) косвенно изменяет и положение всех других существ, имеющих с ним связь. На обычном уровне, доступном сознанию обычных существ, проследить наиболее значимые последствия деятельности крайне трудно, а проследить все последствия полностью невозможно. Особое значение имеет деятельность, направленная на весомые объекты, т.к. она одновременно сильно меняет как собственный потенциал деятеля, так и текущий результат кармы множества существ. Результирующий эффект для деятеля в этом случае многократно преумножается.

4. Завершённость.

Завершённостью является удовлетворение ума субъекта совершённой деятельностью. Наибольшей завершённостью является наиболее полное понимание смысла совершённого действия, сопровождаемое удовлетворением-радостью от него и стремлением вновь и вновь осуществить и утвердить именно такой образ действий.

Деяние, в котором присутствуют все четыре компонента, является полностью завершённым. Его результат созревает вне зависимости от других деяний. Нейтрализовать такое деяние может только более весомое и завершённое деяние, направленное непосредственно на это (нейтрализуемое) деяние. Общая весомость деяния зависит от весомости каждого из его компонентов, включая завершённость. Дополнительную весомость деянию придаёт весомость более чем одного из его компонентов.

Когда в деянии не присутствуют (не соответствуют его общему смыслу) все четыре компонента, оно не является завершённым. Результат такого деяния созревает при взаимодействии его компонентов с компонентами других деяний.
[28]

Результаты деяний.

Общими для всех деяний являются следующие свойства: 1) результат всегда строго соответствует причине (деянию); 2) никакое существо не может испытать результат, не создав соответствующую причину; 3) созданная причина не может пропасть безрезультатно, но обязательно созреет либо независимо, либо в совокупности с другими причинами; 4) результат деяния имеет прогрессирующие последствия в виде длительного страдания и многочисленных стимулов для воспроизводства аналогичных деяний.

Полностью созревший результат выражается в формировании совокупностей элементов бытия (скандх) определённого свойства, что означает формирование психофизического организма живого существа определённого вида, т.е. существа одного из шести миров: ада, голодных существ, животных, людей, неудовлетворённых богов и удовлетворённых богов. Фактическое рождение в неком мире одного из перечисленных видов означает реализацию (осуществление) связи субъекта с объектами его деяний, проявляющими теперь деятельность в отношении субъекта или возникающими в его континууме (сознании) бездеятельно по отношению к нему.

Завершающим результатом является вся совокупность положения, условий жизни, возможностей и т.д. при жизни в данном мире, подверженность тем или иным воздействиям извне. Особым результатом в связи с прежней деятельностью является склонность, проявляемая как во внутренних, так и во внешних стимулах, к определённой деятельности, склонность к определённым эмоциям и умственные способности.

Литература


  1. H.H. Dalai Lama XIV “Awakening The Mind, Lightening The Heart”, Harper Collins Publishers, India, 1997, p. 86.
  2. Васубандху «Абхидхармакоша», раздел третий, перевод Е.П. Островской и В.И. Рудого, СПб, 1994.
  3. Дхарамакирти «Обоснование чужой одушевлённости», репринт СПб, 1997.
  4. Чже Цонкапа «Большое руководство к этапам пути пробуждения», т. 1. СПб 1994, т. 2 СПб 1995, т. 5 СПб 2001.

Добавить комментарий