Психологическая трактовка шести областей чувственного

[34]

Чувственный мир или камалока является одним из трех миров сансары — круговорота жизни и смерти, в котором осуществляется течение жизни. Два других мира сансары — это мир форм и мир не-форм. Чувственный мир включает в себя, согласно Абхидхарме, пять типов живых существ — обитателей ада, голодных духов или претов, животных, людей и богов. Всего в чувственном мире двадцать местопребываний, расположенных иерархически, начиная с восьми адов. Затем следуют: вместилище претов, вместилище животных, четыре континента, представляющие один слой в вертикальной конструкции мира, и шесть сфер богов. Их подробное описание дано в разделе «Учение о мире» трактата Абхидхармакоша [1]. Разумеется, речь идет об устройстве и функциях внутреннего мира человека. Вариант описания камалоки, представленный в палийской традиции отличается тем, что четыре неблагие формы существования представляют обитатели ада, преты, животные и демонические существа — асуры, а две благие формы существования представляют люди и боги. Те же шесть типов живых существ, составляющих чувственный мир, присутствуют в китайской и тибетской традициях. Их можно увидеть на популярных изображениях «Колеса существования» или бхавачакры. Причем здесь асуры относятся к благим формам существования.

«Формы существования» следует понимать как некую оформленность потока функциональных элементов внутреннего мира человека — дхарм, которые пребывают в безначальном волнении. На протяжении жизни и на пути к спасению, обусловленному успокоением дхарм, этот поток принимает формы живых существ. Нечеловеческие живые существа можно трактовать как устойчивые комплексы определенных качеств личности, комплексы, которые являются субличностямя. В основу рассмотрения и трактовки описания камалоки нами положен психологический подход, который базируется на понятии субличности. Нужно отметить, что живые существа, находящиеся в сансаре в мире форм и в мире не-форм, представляют собой, в нашем понимании, персонификации иерархии медитативных состояний. Притом допускается возможность экстериоризации или визуализации любых нечеловеческих форм жизни.

При рассмотрении описаний шести видов живых существ с тех позиций, что пять из этих существ находятся в «симбиозе» с человеком, мы, в основном, пользовались текстом Абхидхармакоши [1] опирались на работу A.B. Парибка, в которой рассмотрены построение «Колеса существования» и особенности обитателей чувственного мира [2].

На самом нижнем уровне иерархии живых существ находятся обитатели восьми великих адов. Адские существа олицетворяют ненависть, отвращение, избегание. Эти существа наполнены негативными эмоциями и находятся в болезненном состоянии, близком к агонии. Мучительные состояния существ, находящихся в адах, разнятся по степени выраженности — от непрерывных смертных мук в аду Авичи до периодических, с разной степенью тяжести, в [35] остальных адах. Причем преобладающей формой страдания в восьми адах является физическая боль, как неизбежное кармическое следствие неправедной жизни в предыдущем рождении.

Можно предположить, что в нашей жизни мы «сталкиваемся» с адскими существами чаще всего тогда, когда эти скрытые в человеке субличносги временно доминируют в экстремальных ситуациях. Например, в ситуациях, когда человек находится между жизнью и смертью, и при тяжелых болезнях. То же самое, при абстинентных синдромах у наркоманов, также при болях, когда «адские страдания» тотальны. Адские существа также могут проявлять себя в ситуациях избегания, не связанных с физической болью. Так, в ситуациях стресса, вражды, безвыходности положения и т.п., когда все происходящее невыносимо, нередко обостряются отрицательные качества личности. Крайними проявлениями этого могут стать убийство и самоубийство. Пребывание в состоянии, когда «нет ничего желательного» — есть признак активизации субличности обитателей ада. Тем не менее, положение этих существ не является совершенно безнадежным. Для адского существа спасение через осознание своего состояния, также как и для всех обитателей камалоки, возможно при обращении к бодхисаттве Авалокитешваре.

Над восемью адами, но под поверхностью земли находится обиталище претов, которые являются воплощением альтернативного отвержению механизма адаптации живого, то есть механизма потребления. Потребления того, что необходимо для поддержания жизни. Для претов, в отличие от адских существ, важно наличие некоего объекта. Преты, устремляясь к объекту, поглощают и уничтожают его. Присваивая объект, они тут же теряют к нему интерес. Поэтому преты является воплощением ненасытности.

Мир претов — это психологическое состояние, в котором доминируют алчность, скупость, стремления захватить и не выпускать. Это несовершенная форма жизни. Преты изображаются в виде уродливых немощных существ с огромными животами и тонкой шеей. Они слабы, больны от рождения и постоянно страдают от отсутствия необходимого.

Типологические черты субличностей претов, повидимому, наиболее ярко должны проявляться у хронически голодающих и живущих в крайней нищете людей. При доминировании субличности преты над другими субличностями, человек ненасытно стремится завладеть воображаемыми объектами своих желаний, которые не приносят ему пользы и удовлетворения. У такого человека беспокойная активность и привязанность к предметам своей страсти — постоянный источник страданий. В нашей культуре экстериоризированной форме аналогами претов являются духи, которые являются во время спиритических сеансов, духи умерших и т.п. Эти существа могут освободиться от страстных желаний при замене бесполезных объектов вожделения на полезные, требуемые для достижения спасения.

Следующими в иерархии живых существ являются животные. Они, в отличие от претов, идеально приспособлены к своей среде обитания. Животные слепо следуют своим инстинктам и естественной необходимости, но их способности к адаптации ограничены. Страдания животных обусловлены их неразумностью, а также противоборством с другими животными и человеком. Неразумность — самая характерное свойство животных и соответствующих им субличностей. Детерменизм поведения, эмоции страха, ситуации преследования, вялость ума — все это черты субличности «животного». Человеческое общество довольно
[36] снисходительно относится к проявлениям у людей свойств этой субличности. Свидетельством этому служит любовь к домашним и диким животным.

Рассмотрим теперь, в чем состоит особенность человека как живого существа. Человек способен создавать объекты как материальные, так и нематериальные, и страстно стремится ими обладать. Он, в отличие от претов, способен длительно владеть объектами. Человеческий мир — это мир материальной и духовной культуры. Страдания человека обусловлены его страстной привязанностью к объектам внешнего и внутреннего мира. Он — живое существо способное к целенаправленной деятельности и наделенное свободой выбора. Из всех обитателей камалоки человек имеет наибольшие шансы для постижения истиной реальности и освобождения от цепи рождений и смертей.

Над миром людей располагается мир асуров. Асурическое отношение к объектам — это присвоение, но, в отличие от несчастных претов, асуры не подвержены болезням и смысл присвоения объектов для них заключается не в выживании, а в соперничестве. Отношение к объектам у асуров связано не столько с их функциональным назначением, сколько с их социальной и коммуникативной значимостью. Для людей с доминированием субличности асуры главное — это превосходство их над другими. Способы достижения такой цели разнообразны. Это использование денег, интеллекта, власти, силы, техники, искусства, магии и т.д. Зависть — движущая сила их деятельности. Страдания этих, относительно благополучных существ, происходят от отсутствия того, чем им хочется обладать. Наиболее яркие проявления асурических субличностей мы видим среди так называемых великих людей, добившихся успеха в сфере политики, науки, искусства, спорта и проч.

Над миром асуров располагается сфера небожителей, пребывающих в довольстве и самомнении. Небеса — полная альтернатива адского существования и наиболее благоприятная сфера существования. Страдания боги испытывают лишь в конце длительного срока своего существования. Они так же смертны, как и все живое. Боги одарены красотой, здоровьем и долголетием. Жизнь тех, в ком проявляется субличность небожителя, беззаботна и приятна, но, зачастую лишена творческих импульсов и стремления познать истинную реальность. Счастливая беспроблемность существования, самодостаточность, альтернативная духу соперничества асуров, ограничивает способность понять страдания других существ и осознать конечность своей жизни. Эти прекрасные существа, которые благодаря своим моральным заслугам, обладают благой формой существования, могут, однако, стремиться к следующему рождению в мире людей, как более благоприятствующему выходу из сансарического мира.

В заключение следует сказать, что, подобно всем концептуальным построениям Абхидхармы, структурная схема камалоки имеет, несомненно, практическую значимость, в конечном счете, как средство для доказательства нереальности и иллюзорности эмпирической личности — пудгалы. Можно сказать, что это еще один интроспективный подход к разрешению проблемы личности в буддизме, наряду с дхармическим анализом ее по скандхам, аятана и дхату. Психологическая личностная трактовка составляющих камалоки, как субличностей, делает более понятной процедуру осознания, обнаружения местопребываний чувственного мира.
[37]

Литература


  1. Васубандху Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). Раздел третий. Учение о мире. Перевод, введение и комментарий Е.П. Островской и В.И. Рудого. Санкт-Петербург, 1994.
  2. Парибок A.B. Устройство «Колеса существования». Гаруда. № 2 (12), 1997, с. 33-41.

Добавить комментарий