Опера как феномен европейской культуры XVII века

XVII век является одним из самых любопытных этапов в истории музыкального искусства. Именно в этот период происходит изменение музыкального мышления, который нашел выражение как в появлении новых музыкальных жанров (в первую очередь — оперы и оратории), так и в появлении нового музыкального стиля (происходит вычленение собственно инструментальных жанров из общей массы вокально-инструментальных). Но сам перелом заключается в более существенном изменении — музыка становится эстетической потребностью. Если ранее музыка звучала преимущественно в храмах, либо служила обрамлением дворцовых празднеств, то «только с рождением оперы — в XVII веке — музыка стала предметом «чистого созерцания»» (Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1976. С.172). Но ограничиваться в данном случае рамками столетия невозможно; время возникновения оперы представляет, скорее, переход от Возрождения к Просвещению.

Для музыкального искусства XVII века роль духовного центра играла Италия. Новый жанр, называемый современниками «драмой на музыке», возник на стыке двух веков — XVI и XVII столетий, вобрав многие традиции Возрождения и получив мощное развитие в XVII веке. Идея создания нового жанра возникла во флорентийском кружке интеллектуалов, собиравшихся в доме мецената графа Барди. «Флорентийская камерата», в полном соответствии с настроениями эпохи Возрождения, пыталась возродить античный музыкальный театр. Это стремление противопоставить новую музыку музыке средневековой нашло отражение в трактате Винченцо Галилея «Диалог о старой и новой музыке» (1581), в котором автор говорит о «мудрой простоте естественного пения», давно утраченной в «варварские времена полифонии». Таким образом, в соответствии с традицией Возрождения обращаться к античным прототипам, возникли «драмы на музыке», которые трансформировались в тот жанр, который в современном понимании называется оперой.

Существенное отличие древнегреческого музыкального театра от оперы XVII века состоит в том, что если в первом музыка способствовала выражению слова, то в оперных постановках XVII века тесно взаимодействовали почти все виды искусства.

Деятели барокко придерживались мысли, что искусство нельзя разграничивать; соответственно, часто можно было встретить такие утверждения, что поэзия есть говорящая живопись, живопись — немая поэзия. Идеей целостности проникнута и философия того времени: породнить философию с естествознанием пытался Декарт, Спинозой создан метод, названный геометрическим, Лейбницем выдвинут проект «всеобщей науки». Что касается изобразительного искусства, то в XVII веке актуализируется так называемая проблема «сознательного эклектизма». Часто, пытаясь найти свою систему письма, художник использовал приемы других мастеров, что приводило к эклектичности метода. За эту эклектичность эпоху барокко часто упрекали, однако это явление можно назвать закономерностью в развитии художественного творчества — как главный элемент, участвующий в процессе стилеобразования. Новые возможности в идее синтеза находит и музыка. Тут ярчайшим примером служит возникновение оперы, в которой были органично слиты драма, музыка, живопись, балет.

Главной же целью синтеза искусств явилось раскрытие внутреннего мира героя. Эстетической предпосылкой «драм на музыке» становилась психологическая выразительность. Считалось, что только с помощью мелодии можно выразить слово во всей его полноте, только с помощью музыки возможна передача внутреннего мира персонажа. «Этот глубочайший в истории музыки переворот, изменивший качество интонации, настоящего искусства произнесения, т.е. выявления голосом и говором внутреннего содержания, душевности, эмоциональной настроенности только и мог вызвать к жизни оперное пение» (Асафьев Б.В. Избранные труды. 1973. С.18).

Не кажется случайным и тот факт, что появление оперы совпадает с популярной в XVII аллегорией, сравнивавшей мир с театром. Театральностью отмечен весь жизненный уклад: декорации и костюмы, слово и быт были пронизаны общими идеями. Эта тенденция прослеживается и в живописи — на лицах персонажей реже делается акцент, выражая их состояние «языком тела». «Картина жила в сознании художника как действие, выраженное музыкой, словом, цветом и т.д., то есть семантическое, репрезентативное действие, подобно театральному представлению» (Даниель С. Картина классическая эпохи. Л., 1986. С.98).

Сам жизненный уклад XVII века предопределил превращение замысла круга Барди в драматическое оперное действо. Само мироощущение было проникнуто иллюзией. Реальный и воображаемый миры были переплетены. Изменчивость, динамика ого времени выразилась в соседстве реального и ирреального в сознании человека, являлись частью художественной системы. Рождение оперного жанра, вобравшего в себя все течения своего времени, отразило всю уникальность XVII столетия в истории музыки. Запоздалое по сравнению с другими видами искусства, открытие идей Возрождения обернулось в музыкальном искусстве более последовательным осмыслением. Оригинальным было и возрождение античности. В целом музыкальная эстетика идет в едином контексте своего времени, если его определять как переходную эпоху, когда «старое» и «новое» сосуществуют рядом.

Добавить комментарий