Ритуальное поведение и мифологическое сознание в современном мире

1. Миф — форма упорядочивания знания в условиях недостатка информации и навыков её структурирования (по К. Леви-Строссу). При этом объекты рассматриваются в отношении к субъекту как носители важных для субъекта свойств (свой-чужой, вредный-полезный, опасный-безопасный и т.д.). В соответствии с этими характеристиками объекты занимают место в структуре, которая облекается в форму текста. Причем их содержание таково, что персонажи в них взаимодействуют друг с другом, прежде всего как носители данных им характеристик, а не реальные существа. Так возникает ситуация, когда содержание мифа абсурдно, но при этом в структуре взаимодействия персонажей присутствует строгая логика. Широкое географическое, хронологическое и социальное распространение мифов говорит об их универсальности как форма знания, в которой у объекта неизвестны все свойства и характеристики, но упорядовачиваются наиболее важные для мифотворца. Леви-Стросс утверждал, что такая организация человеческого разума есть отражение структуры бытия.

2. Ритуал — способ поведения, представляющий собой повторение всех действий однажды приведших к положительному результату и закрепление этих действий (по К. Лоренцу). Это проекция мифа в действие. Так как неизвестно какое именно действие из всей последовательности вызвало желаемый эффект, то наиболее эффективным будет максимально полное повторение их всех, что и имеет место в традиционных культурах, жизнь носителей которых практически полностью ритуализирована. Распространение ритуалов столь же широко, как и мифов. Более того, ритуальные формы поведения присутствуют у большинства высших животных (ритуалы ухаживания, агрессии, территориального и доминантного поведения).

3. Миф и ритуал связаны, как теория и практика и эта связь имеет биологическую природу и использует механизм удовольствия и дискомфорта, возникающих в результате соблюдения ритуалов и включения их в культурный контекст с помощью механизма мифотворчества. То есть, отклонение от ритуальной формы поведения вызывает чувство дискомфорта, иногда очень острого, что было подтверждено исследованиями на высших животных и людях. Существует и обратная связь. В ситуации, когда субъект переживает дискомфорт по неизвестной ему причине, он начинает использовать имеющиеся формы ритуального поведения, и на их основе создавать новые, которые помогают справиться с неизвестной ранней ситуацией.

Такие же ощущения дискомфорта вызывает и столкновение с неизвестным ранее явлением или объектом, не укладывающееся в ранее приобретенный опыт (примером служит чувство страха перед неизвестностью). Естественным способом преодоления такого рода дискомфорта является изучение «неизвестного». А если оно ведется с помощью уже имеющегося мифологического аппарата, то это влечет его мифологизацию, т. е. включение в уже существующую структуру. Очень важно наличие биологических механизмов в основании ритуальных практик и мифологии.

4. Данные механизмы используются в том случае, если нет достаточной информации об объекте, либо она не может быть структурирована. А эта ситуация характерна для любого общества, но лишь в некоторых ситуациях. В традиционных культурах она носит всеобщий характер, в отличие от так называемых цивилизованных культур, где эта ситуация является частной. Но и в нашем обществе широко используются ритуальные практики и мифы, так как это позволяет экономить время и силы при достижении практических результатов или теоретического освоения новых идей в выше упомянутых случаях.

5. Мифами современности можно назвать информацию об объектах и явлениях, которая носит частный, субъективный характер, зачастую привязанная к конкретной ситуации при этом основное внимание уделяется свойствам важным для субъекта, содержание которых может содержать противоречия, но внутренняя структура совершенно логична.

6. Классификация мифов современного мира:

а) убеждения социальных групп с низким уровнем образования (заключенные и военнослужащие срочной службы). Существуют фольклор, обычаи, ритуалы, нормы поведения характерные именно для этих слоев.

б) представления людей о той области, где их познания недостаточны,

  • социальные мифы, яркие примеры мы можем найти в нашей недавней политической истории, которая состояла (а во многом и до сих пор состоит) из мифов, характерно, что эта ситуация неоднократно встречается в культурах других народов,
  • технические мифы, которые появляются с развитием инженерной мысли и столкновением с результатами этого в быту и на производстве, ситуация усугубляется с сужением сфер производства,
  • медицинские мифы, они появляются как результат исследований человеческого организма, разработок новых методик лечения, широкой доступности результатов этих исследований, а так же медицинских препаратов,
  • мифы об объектах художественной деятельности,

в) представления людей работающих на границах научного познания. В результате недостатка информации современные ученые вынуждены использовать гипотезы, которые при подробном изучении оказываются сродни мифам традиционных культур, но при этом широко тиражируются в научной печати.

7. В подобных условиях возникает и активно используется ритуальная практика, которую можно условно разделить на те же группы. К современным ритуалам можно отнести целый ряд политических процессов, научных конференций, технических исследований и испытаний, художественных акций, спортивных мероприятий.

Миф оказывается важным элементом современного мира, который используется для влияния на сознание общества и каждого отдельного человека.

Добавить комментарий