Эволюцию мы понимаем в синергетическом смысле: как системно-эволюционное развитие материи по принципу «неживая», физическая — «живая», биологическая — социокультурная, человеческая, где «живая» материя — качественный итог развития «неживой», социокультурная — «живой». В этом плане музыка (музыкальное искусство), будучи социокультурным образованием, является качественным итогом системно-эволюционного становления материи.
Свидетельство тому, что музыка — качественное достижение системно-эволюционного развертывания материи, — наличие в звуковом материале музыки (наиболее полно воплощаемом в звуковой конструкции музыкального произведения европейской профессиональной музыки конца XVI—XIX веков) трех уровней звучания, именуемых нами физико-акустическим, коммуникативно-интонационным и духовно-ценностным. Физико-акустический уровень — естественно-природный (физический) «срез» звучания музыки. Коммуникативно-интонационный уровень — естественно-природный (интонационный или биологический) «срез» звучания музыки. Духовно-ценностный уровень — социокультурный (человеческий) аспект звучания музыки.
В силу того, что физико-акустический, коммуникативно-интонационный и духовно-ценностный уровни звучания музыки соответственно связаны с «неживой», «живой» и социокультурной материями, в указанной последовательности представляющими системно-эволюционное движение материи в целом, названные уровни звучания можно рассматривать как поступательные этапы (стадии и т.д.) эволюции музыкального искусства, осуществляющейся по тому же принципу, что и эволюционный процесс вообще: качественного совершенствования явлений.
Действительно, исследуя звуковую ткань музыки с точки зрения физико-акустического уровня звучания, можно говорить о таких феноменах как ритм, метр, темп, тембр, динамика, являющихся первичными средствами музыкальной выразительности. Исследуя эту ткань с точки зрения коммуникативно-интонационного звучания, можно говорить не только о ритме, метре, темпе и т.д., но и интонации, оказывающейся в данном случае качественным итогом предшествующего эволюционного развития звуковой материи, определяемой в понятиях «ритм», «метр», «темп», «тембр» и «динамика». Наконец, рассматривая звуковую ткань музыки в плане духовно-ценностного уровня звучания, можно уже говорить не только о ритме, метре, темпе, тембре, динамике, интонации, но и ладе, тональности, гармонии, мелодии, форме и жанре, представляющих собой, в свою очередь, качественный итог предшествующего эволюционного становления звуковой материи, фиксируемой понятиями «ритм», «метр», «темп», «тембр», «динамика» и «интонация».
Добавить комментарий