Роль мифа в биополитических теориях современной антропологии

[207]

Как правило, Миф, в общественном сознании XX веке есть символическая связь человека с чуждым миром, в котором предстоит освоиться. Другими словами, современные люди, или не хотят или просто отрицают, скорее, боятся признать, что Миф — живая стихия человеческого microcosm’а. Они говорят «… это в прошлом;… отжившие Мифы», но здесь подразумевается Архаика.

Архаика — пра-мышление, пра-образ и Миф созидается в архэ; Миф архаичен в своей природе.

Центральная тема сегодня — проблема идентификации человека с возрастом, полом, расой, национальностью, социальным и духовным статусом, профессией, — идентификация с самим собой. Прежде с самим собой, а не с Другим и это носит принципиальный характер. Мы еще пока не знаем: произошел ли этот «разрыв», «утрата себя» в какой-то определенной исторической ситуации с человеком или же все случилось на периферии его трагического созревания?

Нам же важен пока сам Миф: понять и признать условия его существа. Что определяет содержание Мифа — это не столько то, как кто его воплощает, а интеллектуальною ценностью и значимостью того, — как возникает или «запускается» он в жизнь рода человека.

И здесь необходимо ввести предварительное условие в наших странствиях «в недвижимых водах царства Аида»: где Миф, там творится жизнь и Время — котел судеб людских»; Миф — живое и не отрефлексированное начало. Он вечен, как и сам Человек.

Человек и Миф всегда будут связывать некие неразрывные, прочные узы. В этой связи примечательно одно высказывание Альфреда Розенберга: «Жив только такой Миф, роди которого люди готовы идти на смерть».

Но в чем характер и общий смысл этих уз?

Это будет прямое обращение к главной для меня идеи — Миф как форма идентификации, самообретения человека.

Конкретный пример, рассмотрением которого займемся здесь — это идея «несхожести» понятий «Раса» и «Кровь» и их становление и развитие в современной антропологии.

Физикалистский смысл: Наследственность в естественнонаучном подходе (Чарльз Дарвин, Г. Мендель);

Антропологический смысл: от биологии Дарвина к «социал-дарвинизму» — евгеника, физическая антропология, биополитика (Фридрих Ницше, Л. Вольтман, Ж. Гобино, Х. Чемберлен, Ф. Гальтон).
[208]

Политический смысл: государство и национально-идеологическая стратегия (Ф. Ницше, Л. Вольтман, Э. Канетти, А. Розенберг, А. Гитлер).

Мифологический смысл: «Раса» и «Кровь» как феномен культуры (Клайд К.М. Клакхом; культурантропологические проекции).

Похожие тексты: 

Добавить комментарий