Техно-музыка: от глобализации к региональному многообразию

[221]

Принято считать, что первоисточником возникновения электронной музыки, т. е. музыки записанной и исполненной исключительно с помощью электронных инструментов и музыкальных компьютерных программ, является интенсификация производства электромузыкальных инструментов. К ней применяют такие эпитеты как: «иллюзорная», «психоделическая», «ассоциативная», «медитативная». Показательно замечание Ландерса М. «Электронная музыка — это, как правило, глобальные музыкальные полотна, построенные зачастую на нескольких повторяющихся музыкальных движениях-кольцах, по мере развития обрастающие яркими выразительными мелизмами с одной или несколькими мелодичными линиями… Эта «картинная’’ музыка способствует погружению в обособленный мир вашего воображения и вымысла».

К середине 1980-х годов появился целый ряд влиятельных независимых звукозаписывающих фирм, и в Европу стали экспортировать различные направления североамериканского хауса и техно, как основных стилевых особенностей техно-музыки, способствуя возникновению местных вариантов этой музыки. Но в большинстве [222] своем, интерес к какому-то определенному стилю электронной музыки был связан с национальными особенностями страны. К примеру, более мягкий вариант хауса быстро нашел свою аудиторию в Италии. Северная Европа, Голландия, Бельгия и Германия оказались более благодатной почвой для холодного, тяжелого техно, к созданию которого эти страны, имеющие собственную традицию электронной музыки, тоже приложили руку. Но, как замечают исследователи, больше всего поклонников эта музыка нашла в Великобритании. В 1987-1988 году в Англии молодежь стала называть многолюдные, проводившиеся без разрешения властей вечеринки, длительные танцевальные акции — «рейв», на которых порой собирается несколько тысяч участников, и звучат техно, хаус, транс и родственные им стили электронной музыки. Для рейва часто использовали и используют уют подземные бункеры, списанные баржи, складские помещения, но в то же время эти танцевальные акции проводили и на открытом воздухе, на природе. В 1989 г. в Великобритании прошла огромная рейв-вечеринка «Лето любви». «Тогда тысячи обалдевших от «экстази» клубных фэнов объединились с бродячими племенами хиппи и панками и отправились осваивать сельскую местность, организуя там массовые самостийные рейвы». А в 1989 году все в той же Великобритании в поле, на открытом воздухе прошла грандиозная танцевальная акция, получившая название «Sunrise» («Восход»), на которой присутствовало 10 тысяч участников. В Германии, Франции регулярно проводятся фестивали техно «Technivals». Но одним из самых замечательных событий в музыкальной жизни Европы было, несомненно, проведение большого турне европейского техно, в рамках которого прошла одна из крупнейших в мире танцевальных акций — берлинский «Парад любви», на который в 1999 г. съехались примерно полтора миллиона участников. Как указывает Драган Амброзич в Северной Ирландии и Сараево дискотеки являются местом, где члены «дискотечных коммун» прочнее связаны между собой перед лицом религиозных и политических конфликтов, которые удается преодолеть, хоть и временно, лишь на танцплощадке. Первый клуб любителей техно был создан в Белграде в 1992 г. в самый острый момент раскола бывшей Югославии. И во время натовских бомбежек Белграда сотни юношей и девушек веселились на техно-тусовках.

Увлечение электронной музыкой затронуло не только [223] европейские страны. Помимо дискотек, собирающих сотни поклонников такой музыки, проводятся фестивали под открытым небом: в США «Фестиваль Единого Мира», «Мегарейв Большого Каньона», прошедший в Кайбабском национальном лесу в Аризоне, фестивали рейва у Байрон-Бея (севернее Сиднея), пользующиеся огромной известностью во всем мире и привлекающие туристов со всех сторон света, что приносит ощутимый доход растущему городу. Также необходимо отметить огромный туристический центр в Гоа (Индия). Танцы под трансмузыку традиционно проходят в Гоа на пляжах, в лесу, на окрестных полях. Трансмузыка в Гоа — это быстрый вариант техно с вибрирующими вариациями звуков, отдаленно напоминающими восточную музыку. Напротив, в ЮАР распространен более медленный вариант, и «превращает, — как отмечает Каспар Мевилл, — импульсивный и возбуждающий ритм в более вязкий и расплывчатый, что больше соответствует культуре питья в Южной Африке».

В Россию рейв пришел в 90-ые годы и нашел много поклонников, особенно среди молодежи. Создавались клубы, где играла электронная музыка и проводились танцевальные вечеринки (в Санкт-Петербурге: «Тоннель», «Полигон», «Грибоедов», «Метро» и др.). Сейчас существуют различные издательства (Творческое объединение Fulldozer), созданы арт-магазины («Другая культура»), организовываются фестивали электронной музыки («Свободный полет» с мая 2000 г. прошло 4 таких фестиваля) и многое другое.

Можно выделить несколько причин популярности электронной музыки и первая из них — технолого-экономическая.

Развитие технических средств в индустрии шоу-бизнеса обусловило производство электронных музыкальных инструментов и компьютеров, на которых создается и исполняется современная музыка. Возникло представление, что вместо того, чтобы нанимать и продвигать какую-либо группу музыкантов, намного выгоднее и легче нанять ди-джеев, которые используя самое доступное электронное оборудование производства японской фирмы «Roland» и американской «Sequential Circuits» и пользуясь наборами барабанов и синтезаторами, способны подражать любым музыкальным инструментам. С помощью семплинга (одного из способов цифрового копирования) цифровые самописцы могут манипулировать любыми звуками. Необходимо отметить, что заниматься подобным «творчеством» могут и люди без музыкального образования, обладающие [224] лишь самыми элементарными познаниями в электронике, они могут создавать танцевальную музыку с помощью собственных персональных компьютеров, употребляя программы типа «Cubase». А ди-джей вполне способен с помощью цифровых самописцев сочинить и смикшировать трек. Такая материальная доступность электронной аппаратуры и относительная простота овладения ею способствует все большему увеличению числа людей, стремящихся создавать электронную музыку и ее массовому распространению.

Технологическая цивилизация распространила свое влияние и на такой специфический вид деятельности как искусство. «Творческая деятельность — лишь экскурсия по заложенным в приборе возможностям» (Маркус Попп), где электронная аппаратура является не только инструментом создания произведения, но и со-творцом. «Сегодняшние методы сочинения, главным образом употребляющие гармонию и ее связь с определенными звуковыми последовательностями, станут недостаточными для компьютеров, перед которыми откроется весь спектр звуков» (Кейдж Джон). Многообразие звуков и их соединений между собой рождает неограниченное количество вариаций. По мнению автора данных тезисов, электронная музыка похожа на структуру ДНК, элементы которой могут при различном строении создавать бесчисленное количество структур. Механически соединенные звуки образуют структуру произведения и возможности их создания безграничны.

Следующая причина популярности техно — социально-психологическая.

Представляются оправданными суждения о популярности электронной музыки как способе современного человека уйти от действительности, рациональности современной жизни, неприятие стиля жизни, навязанного европейскими ценностями. Пишут о «желании возврата к бессознательному», о «попытке на новом технологическом уровне достигнуть гармонии с другими людьми и окружающим миром». Танцевальные техно-вечеринки теоретики рейва часто сопоставляют с первобытными, магическими, ритуальными танцами, в которых музыка являлась ключом к достижению особого эмоционального и психологического состояния слияния с окружающим миром и людьми. И такого состояния объединения часто пытаются достичь на танцплощадках. В основном рейверы танцуют по одиночке, погрузившись в собственные ощущения, ориентируясь [225] на основные световые и звуковые раздражители, помогающие войти в коллективный транс. «Это новая церковь, это новое причастие. Это место, куда ребята приходят, чтобы поделиться своими мыслями, чтобы стать одухотворенными» (Уилсон Лири) «Мы преобразовали древний племенной ритуал для ХХI века» (Гоа Гири). Можно предположить, что потребность в непосредственном общении с окружающим миром и мистические настроения всегда присутствуют в сознании людей и техно-музыка играет в этом не последнюю роль.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий