профессор, д.филос.н., профессор.
Родилась в Ленинграде.
Закончила философский факультет ЛГУ в 1969 г., а в 1976 – там же аспирантуру.
С 1969 г. работала на кафедре философии ЛТИХП ассистентом, с 1980 года - доцентом, с 1993 по 1997 год - пpофессоpом и заведующей кафедpой философии и культуpологии. С 1997 г. - пpофессоp кафедpы культурологии и эстетики СПбГУ.
Является членом двух специализиpованных ученых советов по защите доктоpских диссеpтаций пpи институте философии в Санкт-Петеpбуpгском унивеpситете.
За высокий научный уpовень моногpафия «Новые грани старых иллюзий» (Соавтор Л.А. Бердюгина) была нагpаждена "Почетной гpамотой" Министеpства высшего и сpеднего обpазования РСФСР в 1985 г.
В 1999 году была нагpаждена юбилейной медалью в честь 275- летия со дня основания Санкт-Петеpбуpгского унивеpситета.
В качестве автора общей культурологической концепции участвовала в осуществлении издательских проектов «Петербург на перекрестке культур», посвященным 300-летнему юбилею города, и саммиту «Большой восьмерки»-2006 в Петербурге. За эту работу награждена Администрацией города медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга».
Соавтор учебника «История эстетики», получившего Диплом первой степени на конкурсе, организованном редакцией научно-методического электронного журнала «Концепт», как «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере - 2012».
Круг научных интересов – эстетика, история эстетики, искусства, культуры, особенно русской и немецкой.
Главный предмет научного исследования – немецкая эстетика 19 – 20 вв., прежде всего – Канта, Гете, неокантианства.
Кандидатская диссертация (1978):
"Критика эстетики немецкого неокантианства"
(09.00.04 - эстетика)
Докторская диссертация (1992):
"Проблема целостности мировоззрения в немецкой философии и эстетике 19 – 20 вв."
(09.00.03 – история философии; 09.00.04 - эстетика)
Участие в научных проектах:
с 2003 по 2005: НИР «Петербург как модель решения глобальных проблем» (РФФИ № 03-06-80369) (исполнитель);
в 2004: НИР «Петербург как социокультурная целостность» (грант администрации Санкт-Петербурга, 2004 г.) (исполнитель);
в 2009: НИР «Философско-эстетический анализ феномена Санкт-Петербурга» (РГНФ № 08-03-95403 а/п) (исполнитель).
Участвовала в работе по грантам РГНФ:
«Роль экологической эстетики в сохранении ценностей культуры» (2012 – 2014) (Руководитель В.В.Прозерский)
«Концептуализация Homo Aestheticus в современной эстетике» («2013 – 2015) (Руководитель Б.Г.Соколов)
Выступала с докладами на международных конференциях:
«Кант между Востоком и Западом» , посвященная 200-летию философа со дня рождения (Калининград, 2004)
«Проблема веры и знания в немецкой классической философии» (СПб., 2006)
«Герман Коген и изобразительное искусство» (Косвиг, Германия, 2008)
«Выходы из неокантианства: философия символических форм или философия диалога» (Марбург, 2010)
«Неокантианство немецкое и русское: от теории познания к философии культуры» (Москва, 2010)
«Проблематизация Homo Aestheticus в контексте культуры» (Вроцлав, Польша, 2013)
«Герман Коген и культура 20 века» (СПб., 2014)
«Культура и религия в Европе» (Гейдельберг, 2015)
«Эстетика Моисея Кагана в советской/постсоветской культуре» (Хельсинки, 2015)
Учебные курсы:
Читает:
Эстетика
История эстетики
Искусство и религия
Эстетические проблемы в религиоведении
Читала:
История философии
История мировой культуры
История художественной культуры
Философия культуры в Германии 19 – 20 вв.
История немецкой культуры 19 – 20 вв.
История немецкой эстетики 19 – 20 вв.
История немецкого искусства
Защищенные под руководством Т.А. Акиндиновой диссертации
2002: Радеев Артем Евгеньевич, кандидатская диссертация "Эстетика жизни в философии Ницше" (09.00.04)
2004: Пицуха Наталья Александровна, кандидатская диссертация "Трансформация пластического образа в искусстве XX века" (09.00.04)
2009: Горячева Татьяна Анатольевна, кандидатская диссертация "Комическое в музыке как феномен истории художественной культуры" (09.00.04)
Публикации
Автор 130 научных публикаций. Сред них:
Монографии:
Новые грани старых иллюзий (Проблемы культуры и мировоззрения в немецкой эстетической и художественной мысли 19 -2- вв.). Л., 1984. (в соавторстве с Л.А.Бердюгиной).
Танец в традиции христианской культуры (Соавтор А. Амашукели). СПб.2015.
Homo aestheticus в истории эстетики (глава в монографии) СПб. 2015 (Под ред.Б.Г.Соколова)
Учебные пособия:
История эстетики (Учебное пособие) СПб., 2011 – 51 п.л. (Соавт.А.Е.Радеев, В.В.Прозерский, Е.Н.Устюгова, Э.П.Юровская и др. Под ред. В.В.Прозерского))
Лекции по истории эстетики. Кн.3.Ч.1. Отв.ред. М.С.Каган. Л., 1976 (среди авторов - Т.А.Акиндинова)
Философия культуры: Становление. Развитие. Отв. ред. М.С.Каган. СПб., 1995 (среди авторов - Т.А.Акиндинова).
Статьи:
Мировоззрение и художественная форма /К проблеме их исторической взаимосвязи// Философия XX века: школы и концепции. Материалы конф. СПб., 2000
Об эманации христианской культуры /К введению в аналитику/ //Ритуальное пространство культуры. Материалы междунар. форума. СПб., 2001.
Проблема единства культуры в философии Г.Когена // Мысль. Ежегодник Петербургской ассоциации философов. N 2, 2000
Мораль и политика в современном искусстве: размышляя над фильмами А.Сокурова "Молох" и "Телец" // Miscellanea humanitaria philosоphiae. Очерки по философии и культуре. СПб., 2001. С.11-13.
Актуальность прекрасного: эстетика Канта накануне XXI века // Вестник СПб. университета. Серия 6, вып.1 . СПб.,2001
Опыт эстетической аналитики социокультурного ритма: развитие и повторение // Социальная аналитика ритма. Материалы конф. СПб., 2001
Отзвук Реформации в культуре Петербурга и ее социально-политический резонанс // Проблема «Другого голоса» в языке, литературе и культуре. Материалы IY международной конференции. СПб., 2003.
«Блистательный Петербург»: aesthesis - ethos образа города в истории русской культуры. СПБ, 2004.
Глобализм как имманентный процесс в культуре // Глобализация и культура. Аналитический подход. Сб.научных материалов. СПб., 2003.
Петербург как социокультурный феномен. (Соавт.Н.В.Голик, В.В.Прозерский и др.) СПб, 2004
Эстетика неокантианства в России // Кант между Западом и Востоком. Международная конференция. Тезисы докладов. Калининград, 2004.
Красота как символ нравственности // Актуальность Канта. Сборник статей. СПб, 2005 – 0,6 п.л.
Искусство как медиум глобализации в мультикультурном пространстве // Глобализм в системе категорий современной культурологической мысли. Коллективная монография. СПб. 2005 – 0,6 п.л.
Эстетические проблемы в экзистенциализме (Соавт. Э.П.Юровская) // Эстетика и теория искусства ХХ века. М. 2005
Hermann Cohen als moderner Philosoph // Annaehrungen: Polen – Deutschland. 1(42) Wroclaw, 2006.
Знание и вера в зеркале эстетической рефлексии: Кант и Гете // Проблема веры и знания в немецкой классической философии. СПб, 2006.
Проблема эстетического чувства в традиции философской классики: Герман Коген // Gracias adimus. Философско-эстетические штудии: сборник научных трудов в честь 70-летия профессора А.П. Валицкой. СПб, 2007.
Эволюция танца в истории христианской культуры. (Соавт.А.Амашукели) // ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия 6. Вып. 3. 2007.
Знание и вера в зеркале эстетической рефлексии: Кант и Гете // Вера и знание. Соотношение понятий в классической немецкой философии. СПб, 2008 – 0,8 п.л.
Стратегии телесности в философии постмодернизма и ее отражение в пластическом искусстве (Соавт. Н. Пицуха) // Метафизические исследования. Поиск тела. СПб, 2008.
Традиции петербургской культуры в ситуации социокультурного выбора // Санкт-Петербург как эстетический феномен. (Сборник статей) СПб, 2009 – 0,9 п.л.
Философия и искусство в герменевтике В.Дильтея // Философии связующая нить …(К юбилею Э.П.Юровской) СПб, 2009.
Стратегии современного образования и искусство // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып.1. 2010.
Die systhematische Ästhetik von Cohen und ihre Ausstiege zu der Phielosophie des 20. Jahrhunderts // DIVINATIO. Studia culturologica series Schwerpunkt: Zur Hermeneutik der kulturellen Gegenstandlichkeiten. Volume 32, autumn – winter 2010. – 1 п.л.
Эстетика Г.Когена в контексте современного искусства: актуальные проблемы // Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры. М.Humanitas. 2010 – 1 п.л.
Границы современной эстетики и новые стратегии интерпретации искусства // IV овсяниковская международная эстетическая конференция. Сборник научных докладов. М. МГУ. 2010.
Искусство как «метафизическая шифропись»: экзистенциализм и художественное творчество // Художественная аура. Истоки. Восприятие. Мифология. М., 2011. – 1,2 п.л.
Искусство в системе культуры: концепция М.С. Кагана в традиции исследования проблемы // Моисей Каган во времени и в пространстве. М.С. Каган. Собр. соч. в 7-ми тт. Т.8 (дополнительный). СПб.2011
Das Menschenbild in der Aesthetik der Marburger Schule des Neokantianismus // Leib-Seele-Problem in der Philosophie und Wissenschaft. Sankt Petersburg. 2012 (0,7 п.л.)
Эстетическая рефлексия как вектор научного поиска // Rationalism in the Epoch of Unreason (Edited by Jan Krasicki und Tatiana Akindinova). Wroclaw. 2012 ( 0,7 п.л.)
Эстетические проблемы в экзистенциализме // Очерки эстетики и теории искусства ХХ века. М., 2012 (соавтор – Э.П.Юровская) – 1 п.л.
Sculptural images of St. Isaac’s cathedral in St. Petersburg: porticoes and doors // ANUARIO DE HISTORIA DE LA IGLESIA. Separata. Volumen 22. Universidad de Navarra. 2013 – 0, 7 п.л.
О «Фаусте» Александра Сокурова и не только…(соавтор Е.Н.Устюгова) // Обсерватория культуры. 2013. №3. – 1 п.л.
Zum Verhältnis von bildender Kunst und Dichtung als Problem des Homo Aestheticus// Aesthesis i Ratio. Czlowiek w przestrzeni kultury i estetyki. (Redakcija Jan Krasicki, Tatiana Akindinova, Zbigniew Pietrzak). Wroclaw. 2014
Природа эстетической ценности в философской дискуссии ХХ века // Экологическая эстетика: проблемы и границы. СПб, 2014 (Под ред. В.В.Прозерского)
Переводы и комментарии к ним:
Коген Г. "Эстетика чистого чувства" /перевод фрагментов и комментарии: "Aestlietik des reinen Gefuehls" Berlin, 1913, Bd. 1/. // Современная западноевропейская и американская эстетика, /Сборник переводов/ М., 2002
Коген Г. Эстетическое чувство любви /перевод и комментарии к разделу книги "Эстетика чистого чувства": "Aestetik des reinen Gefuels". Berlin, 1913, Bd.l, s. 174 - 185/. // STUDIA CULTURAE. Выпуск 3. СЖ, 2002.
e-mail: t.akindin@mail.ru