Проблемы оптимизации глобальных кризисов современности

[187]

В мире, особенно за период капиталистического развития цивилизации, в нарастающем темпе развиваются кризисные процессы. Они более всего усугубились после поражения Советского Союза и мировой системы социализма в борьбе с империализмом. Империализм будучи еще достаточно сильным экономически и организационно применил качественно новые виды войны с социалистическим лагерем. Временное поражение социализма в мире качественно изменило расстановку политических сил на международной арене. Силы прогресса, силы защищавшие интересы людей труда во всем мире сдали свои позиции. Взяли верх силы реакции, силы запрещающие интересы самых богатых людей мира, интересы золотого миллиарда, наживающихся на нещадной эксплуатации остальной части населения мира. Империализм на своем закате аккумулировал в себе многообразие кризисов, которые уже носят глобальный, всеохватывающий характер.
[188]

В последние годы на передний план выдвинулся политический кризис современной цивилизации. Он проявляется прежде всего в девальвации роли международных политических организаций мира, возникших и существовавших для стабилизации и гармонизации международных отношений, в частности Организации Объединенных Наций, когда ведущие державы мира нарушая права любой страны, ведя захватнические войны, в целях овладения мировыми ресурсами и рынками, навязывая странам умирающие, крайне застарелые, деградирующие системы ведут к пропасти все человечество.

Бесправие в международных отношениях достигло своего предела. Игнорируются итоги второй мировой войны, достигнутый уровень международных договоров о невмешательстве одних государств во внутренние дела других государств, сохранении территориальной целостности и незыблемости государственных границ, идет эскалация военных сил НАТО на территории стран Восточной Европы, Центральной Азии, Кавказа, рост масштабов государственного терроризма (например, нападение на Ирак, Югославию), инициирование известными силами локальных видов терроризма.

Нарастает экономический кризис в мире. Так, на 1/6 части суши силами и рекомендациями МВФ взамен на их подачки-кредиты разрушены и остановлены высокотехнические, наукоемкие промышленные предприятия, военно-промышленный комплекс бывшего Советского Союза. Зато строятся кустарные мелкие предприятия именуемые «малый» и «средний» бизнес, разогнан технологический, профессиональный кадровый потенциал огромной страны, многие из них превращены в мелких торговцев иностранного ширпотреба. Вместо производящей экономики формирующей человека труда, человека-творца, тотально во всем мире растет наркобизнес, сексбизнес, торговля оружием, алкобизнес, убивающий и растлевающий человека и человечество.

Кто сегодня посмеет отрицать рост транснациональной преступности, криминализации всех уровней государственных структур и гражданского общества?

Налицо духовно-нравственный кризис цивилизации. Мир сегодня вполне спокойно и привычно переносит межгосударственный и внутригосударственный правовой беспредел, люди привыкают ко всем катастрофам и катаклизмам, проявлениям современного неофашизма, расизма и национализма, всеохватывающему разрушению личности, девальвации человеческих ценностей.
[189]

Созданные материальные и духовные богатства современной цивилизации могут обеспечить достойной жизнью каждого гражданина Земли. Но как обстоят дела на практике? Из 6 миллиардов населения Земли, только один золотой миллиард живет свободный от нищеты, бесправия, с оптимизмом смотрит в будущее, а остальные 5 миллиардов живут в крайней нужде, в состоянии недоступности к духовной культуре, образованию, медицинскому обслуживанию, жилью, голодают, бедствуют, умирают от болезней. Наличие социального кризиса не вызывает сомнений.

Цивилизация не избежала веками накапливающихся факторов и экологического кризиса.

В мире идут необратимые процессы во взаимоотношении природы и общества, человека и внешней среды. Человечество в условиях рыночных отношений зашло в тупик. И если в ближайшие годы не произойдет существенных изменений в образе жизни людей, то вполне неизбежны катастрофические последствия.

Пессимистически настроенные специалисты предрекают наступление отрицательных результатов современного развития общества в самые ближайшие годы, более оптимистично настроенные отодвигают эти сроки на несколько десятилетий. Прогнозируется очень скорая гибель человечества, а на земле останутся живые существа, более устойчивые к радиационным, химическим и иным загрязнениям окружающей среды.

К сожалению, все количественные и качественные накопления, необходимые для катастрофы уже имеются, а проблема состоит в том, сможет ли человечество найти выход из кризисной ситуации? В условиях современной НТР сохраняется непреходящая актуальность диалектического подхода к проблеме «общество–природа», опирающегося на классические понятия единства и борьбы противоположностей, охватывающие противоречивую суть отношений объекта и субъекта. Сегодня мы можем констатировать диалектическое единство двух форм отчуждения — отчуждение человека от человека и отчуждение человека от природы.

Метод логического познания, позволяет нам проследить изменение отношений зависимости, господства природы и общества, человека и внешней среды на различных этапах развития человеческого общества.

Первобытный человек был абсолютно не свободен. Эта несвобода прежде всего была обусловлена зависимостью от стихийных природных сил, низким уровнем развития производства. Поэтому существуют две основные формы зависимости человека от природы. Первая связана тем, что сам человек является ее неотъемлемой частью, то есть это [190] антропологические предпосылки единства природы и человека. Данная форма зависимости сохраняла свое значение на всем протяжении истории человечества и, видимо, сохранит его и в дальнейшем. Вторая форма зависимости человека от окружающей природы в период ранней истории человечества определяется тем, что общество еще представляет собой систему с преобладанием естественной детерминации. С точки зрения К. Маркса, общество, возникнув на некоем природном базисе, движется от состояния по преимуществу природного к состоянию по преимуществу социальному. Сам способ жизнедеятельности первых людей определялся теми природными условиями, в которых они находились. Перед ними был своеобразный императив — либо оптимально использовать возможности, предоставляемые окружающей природой, либо погибнуть.

Как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, люди существуют не в некоем абстрактном пространстве, а застают определенные геологические, географические, климатические и т.д. условия. «Способ, каким люди производят необходимые им средства к жизни, зависит прежде всего от свойств самих этих средств, находимых ими в готовом виде и подлежащих воспроизведению» 1, — писали основоположники марксизма. Естественные условия существования людей распадаются на два больших класса: естественное богатство средствами жизни — плодородные почвы, обилие рыбы в водах и т.п., и естественное богатство средствами труда — действующие водопады, судоходные реки, лес, металл, уголь и т.д. На начальных ступенях культуры имеет решающее значение первый род, на более высоких ступенях — второй род естественного богатства.

Использование тех или иных видов природных богатств зависит прежде всего от уровня развития общество. Рассматривая этот вопрос, К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли две эпохи взаимодействия общества и природы: эпоху, когда «индивиды подчиняются природе», соответствующую докапиталистическим общественно-экономическим формациям, и эпоху, когда индивиды «подчиняются продукту труда», т.е. этап капиталистического развития 2.

Углубляя свои знания о природе, используя все новые и новые свойства, материалы и силы природы, человек становится как бы менее зависим от нее, характер его деятельности уже не так жестко детерминируется теми природными условиями, в которых он находится. Помещая [191] между собой и природой искусственную среду, техносферу, человек как бы преодолевает ограниченность окружающей природы, дополняет ее, изменяя природные условия в сторону большей собственной свободы. Причем, воздействуя на внешнюю природу, человек в то же время изменяет и свою собственную природу.

В результате своей преобразующей деятельности человек становится менее зависимым как от самого себя, так и окружающей природы. Начало этого процесса — подчинение внешней природы, уменьшение зависимости от нее и рост зависимости от стихийных сил общественного развития. Следующий этап — подчинение своей собственной природы и общественных сил, это чрезвычайно важное положение о возрастании степени свободы в процессе эволюции общества, об уменьшении зависимости человека от окружающих его природных условий и слепой игры природных стихий было впоследствии искажено и упрощено до тезиса об уменьшении зависимости человека от природы вообще. Эти стереотипы и сейчас еще присутствуют как в массовом сознании, так и в сознании управления различного масштаба.

Данный тезис не только неточен, но и ошибочен, поскольку зависимость общества от природы в процессе общественного развития не только не уменьшается, но даже растет. При этом формы зависимости изменяются — чем шире сфера взаимодействия, тем многообразнее формы зависимости. Чем дальше уходит общество в своем развитии, чем богаче и разнообразнее становятся его потребности, тем больше зависимость общества от окружающей среды как основного источника и средства удовлетворения этих потребностей.

Предвидение наиболее отдаленных естественных и общественных последствий наших действий и соответствующее регулирование всей деятельности являются одной из основных задач науки настоящего и будущего, планирования и управления производством.

Для выработки стратегии рационального природопользования необходимо понимание единства и противоположностей форм взаимосвязи и взаимообусловленности как общества и природы, так и внутри самого общества.

Сегодня человечество перед лицом фундаментальных форм отчуждения — отчуждения человека от природы и отчуждения человека от человека, бедных от богатых, слаборазвитых государств от высокоразвитых. Как мы уже отметили ранее, эти формы отчуждения практически достигли стадии конфликта.
[192]

Отчуждение человека от природы, общества от природы проявляются в крупномасштабном разрушении биосферы, геологической среды. Извлекаются из пород земли уголь, металл, природные ископаемые, тем самым истощаются недра земли, возникают огромные пустоты в ней. Промышленные отходы, ядерные отходы, вся продукция военно-промышленного комплекса, изготовленная для уничтожения всего живого на земле, экологические последствия военных действий на планете. Только последние события в Югославии, Ираке говорят об огромном разрушительном потенциале, аккумулированном в самом человеческом обществе, создается безграничное число неассимилируемых в природе искусственных веществ, причем поток их нарастает все более ускоренными темпами, они, прежде всего, обусловлены безудержным, сверхрасточительным материальным потреблением, которое является следствием крайне индивидуалистической, частнособственнической психологии.

Расточительство, которое выбрано в качестве нормального образа жизни наиболее богатых людей мира, переросло допустимые масштабы. Оно скорее может быть названо вакханалией потребления, безумием, охватившим людей. Причем имеется закономерная тенденция: переизбыток потребления материальных ценностей неизбежно ведет к сокращению «потребления» в духовной области. Духовная бедность и интеллектуальная убогость — спутники материального расточительства. Эти взаимосвязанные факторы уже имеют серьезные последствия для всей цивилизации.

За последние тринадцать лет в постсоветском пространстве узкая группа лиц чудовищно разбогатела, при этом, к сожалению, мы не стали свидетелями ни одного великого открытия, великого действия, что одухотворило бы наших граждан, принесло бы многомиллиардные доходы стране. Действия так называемых реформаторов привели лишь к разорению страны и присвоению богатств государства и народа. Бесконечные заказные убийства, широкий размах коррупции, потеря патриотических и нравственных ориентиров следствие погони за богатством. Сверх богатство одних привело к сверх нищете других. Расточительный образ жизни богатой части населения чудовищно разрушает окружающую среду, разрушает человеческие ценности, создает настрой на несправедливое распределение материальных благ, психологию толерантности к этой вопиющей бездуховности и бесчеловечности. Деградированная богатством верхушка общества привела цивилизацию к катастрофическому финалу. Они не могут понять одной истины: погибают не [193] только бедные, но и супербогатые тоже. Современная цивилизация, основанная на рыночных отношениях, используя достижения научно-технического прогресса, пытается заменить на производстве человека техникой. Безработица катастрофически растет во всем мире, особенно в постсоветских республиках. Например, в Кыргызстане в результате разрушения индустрии более чем на 80% по официальным данным в поисках работы находятся более 600 тысяч кыргызстанцев, на деле, видимо, в два раза больше.

Почти 13-летняя капитализация и феодализация постсоветских республик показала, что всецело подчиненное целям наживы производство ориентирует людей на узкоутилитарное отношение к природе, пренебрегающее целостностью и системной организованностью природной среды. Она дробится на отдельные объекты, подлежащие частичному использованию независимо от остальных с целью получения максимальной выгоды при минимальных затратах. Технология и организация производства при частной собственности несут на себе отпечаток этого утилитарно-ограниченного отношения собственников к природе в целом, а также отсутствием централизованных плановых начал, стремлением к сокращению издержек производства.

Сегодня цивилизация стоит перед глобальным фактом, что капитализм не способен решить всесторонне экологические проблемы, социальные, экономические, гуманистические, нравственные проблемы общества. Тогда, как развиваться дальше? Какую модель развития должны избрать земляне, чтобы выжить, чтобы сохранить человека и человечество? Думается надо вполне осознанно избрать экологически, социально и духовно оправданный, разумный курс: развивать производство не ради личной выгоды, а для блага народа, не для эксплуатации одних людей другими, а во имя равенства и социальной справедливости для всех людей, не для создания оружия, которое губит Землю и людей, угрожает миру катастрофой, а ради желания каждого человека жить в гармонии с природой, со всеми людьми на Земле и самим собой. Значит, где же путь оптимизации глобальных кризисов современности? Видимо, поняв причины болезни, можно найти и методы лечения этих глобальных болезней цивилизации. Политический метод — власть кучки супербогатых заменить властью народа. Собственность передать в руки производителю, тем самым ликвидировать эксплуатацию человека человеком, одних государств другими.
[194]

Строить экономику, работающую на интерес каждого человека планеты. Перейти на принцип: каждому по труду и по способностям. Паразиты, преступники общества не должны жить достойно. Социально альтруистично и гуманистически ориентированное общество может направить усилия на решение глобальных проблем современности, используя разумным путем весь свой естественно-технический, профессиональный потенциал.

Будущее только за социализмом и коммунизмом! Пока другой альтернативы выживанию человечества просто нет!

Примечания
  • [1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23. С.521.
  • [2] Там же. Т.3. С.65.

Похожие тексты: 

Комментарии

Добавить комментарий