А.С.Шишков и традиция русского консерватизма ХIХ века

[58]

Истоки русского консерватизма ХIХ века связаны не только и не столько с Н.М. Карамзиным и его знаменитой «Запиской о древней и новой России». Не менее важное влияние на формирование идеологии и практики русского консерватизма ХIХ столетия оказал адмирал Александр Семенович Шишков (1754-1841), литературное наследие которого мало чем уступает работам Н.М. Карамзина: только опубликованное в 1818-1839 гг. собрание сочинений и переводов Шишкова, «Российской Императорской академии президента и разных ученых обществ члена», составляет 17 томов.

Почти на всем протяжении ХIХ века консерватизм доминировал в России, являясь наиболее влиятельным течением в ее общественной мысли. Он господствовал как в правительственных кругах, так и в самом российском обществе.

Идейно-теоретически русский консерватизм ХIХ столетия был достаточно продуктивен. С консерватизмом в ХIХ веке связан широкий круг выдающихся русских мыслителей, разработавших различные варианты его доктрины. Поэтому очень отдаленное отношение к действительности имеют оценки в духе работы Н.А. Бердяева «Судьба русского консерватизма», в которой утверждается, что русский консерватизм «не существует как идейное течение» и, более того, что он даже «невозможен потому, что ему нечего охранять» (Бердяев Н.А. Судьба русского консерватизма // Киносценарии. 1989. № 5. С. 164, 168). Вопреки Бердяеву и его последователям русский консерватизм и реально существовал, и прекрасно знал, что и как ему защищать в жизни России.

Несмотря на неоднородность различных течений, существовавших в русском консерватизме ХIХ столетия, их объединяет основной комплекс общих идей, в выявлении и формулировании которых одну из выдающихся ролей сыграл именно А.С. Шишков.

«Рассуждения о любви к Отечеству» Шишкова — крупнейший программный документ русского консерватизма, вклад которого в развитие доктрины русского консервативного национализма сопоставим с тем, что было сделано в отношении немецкого национализма И.Г. Фихте в его «Речах к немецкой [59] нации». Сочинение А.С. Шишкова «Рассуждение о любви к Отечеству» во многом идеологически подготовило и обеспечило победу России в Отечественной войне 1812 г. А.С. Пушкин справедливо писал о Шишкове:

«Сей старец дорог нам: он блещет средь народа
Священной памятью двенадцатого года».

А.С. Шишков придал консерватизму в России характер православно-русского консерватизма, положив в его основу единство национализма и православия. При этом необходимо учитывать, что у Шишкова национализм строится на несколько иной основе, чем в Западной Европе. В отличие от западноевропейского национализма ХIХ столетия с его идеей нации как легитимирующей основы общественного порядка, ядром которой является признание суверенитета народа, национализм А.С. Шишкова имеет религиозный характер, так как он апеллирует к богу и божественному порядку.

Консервативно-националистическая доктрина Шишкова непосредственно строится на идее патриотизма: любви к Отечеству и народной гордости, которые «суть две единокровные, неразлучные подруги, составляющие силу, крепость и благоденствие всякой державы» (Шишков А.С. Рассуждение о любви к Отечеству // Шишков А.С. Собрание сочинений и переводов. Ч. IV. СПб.: типография Императорской Российской Академии, 1825. С.168).

По мысли А.С. Шишкова, любовь к Отечеству не может и не должна иметь пределов, так как охватывает наиболее священное в жизни человека: «…благость Создателя Вселенной назначила тебе дом, жилище, место пребывания. Повелела чтоб единое семейство посредством брака соединялось с другими: да течет во всех одна и таже кровь, да свяжут сии священные узы весь народ, и да скрепят его единодушием, любовию, дружбою. Отсюда законы назвали тебя гражданином, единоземцы братом, Отечество сыном. Ты пред лицом Бога и всего света дал торжественное обещание хранить сей союз, запечатленный волею Творца, вопиющим в тебе гласом природы, и общим всех благом, с которым и твое собственное неразлучно, Сие обещание основано на долге благодарности, чести, на правилах веры, на законах Божеских и человеческих» (Там же. С. 168-169). Поэтому любовь к Родине побеждает «силу любви ко всему, что нам драгоценно и мило, к женам, к детям нашим и к самим себе» (Там же. С. 150.).

Более того, как откровенно подчеркивает Шишков, Отечество «требует от нас любви даже пристрастной, такой, какую природа вложила в один пол к другому. Отними у нас слепоту видеть в любимом человека совершенство, дай нам глаза посреди самого сильнейшего пламени нашего усматривать в нем некоторые недостатки, некоторые пороки; возбуди в нас желание сличать их с преимуществами других людей: ум начнет рассуждать, сердце холодеет, и вскоре человек сей, ни с кем прежде несравненный, сделается для нас не один на свете, но равен со всеми, а потом и хуже других. Так точно Отечество» (Там же. С. 165.). Согласно А.С. Шишкову, когда мы начнем [60] находить в нашем Отечестве «многие пред другими землями недостатки», тогда «при всех наших правилах, при всех добрых расположениях и намерениях, будет в душу и в образ мыслей наших нечувствительно вкрадываться предпочтение к другим и следовательно уничижение к самим себе» (Там же. С. 166.). А это приведет к тому, предостерегает Шишков, что будет подорвана в своей основе народная гордость, которая является первейшим основанием любви к Отечеству.

Православно-русский консерватизм А.С. Шишкова интересен и поучителен не только своим теоретическим обоснованием сути русского патриотизма, но и разработкой системы практических средств «к возбуждению и вкоренению в нас любви к Отечеству».

Для Шишкова самыми действенными средствами укрепления любви к Отечеству и народной гордости являются вера, воспитание и язык.

По мысли А.С. Шишкова, православная религия, понимаемая им как русская вера, является для него наиважнейшей основой национального патриотизма. Шишков исходит из того, что православие и любовь к России теснейшим образом связаны, так как вера «не только ведет нас к блаженству будущей и вечной жизни, но и в сем кратком на земле пребывании нашем необходимо нужна для общего всех спокойствия и безопасности» (Там же. С. 175).

Важное место в формировании русского патриотизма А.С. Шишковым отводилось воспитанию, которое обязательно должно быть отечественным, а не иноземным. С точки зрения Шишкова даже самый профессионально компетентный преподаватель-иностранец «не может вложить в душу нашу огня народной гордости, огня любви к отечеству», не может научить русского человека любить свою страну и свой народ, так как сам этого не знает, не имеет нужных для этого «чувствований, и не может их иметь: у него своя мать, свое гнездо, свое отечество» (Там же. С. 180). По А.С. Шишкову иностранное воспитание превращает русского человека в иностранца в своем собственном Отечестве, только телом живущим в своей родной стране, а сердцем и умом принадлежащим другой.

Третьим составным элементом триады Шишкова является наш «природный язык» — русский язык, в котором он видит эффективное средство обеспечения национального единства страны. Для А.С. Шишкова единство языка в государстве — важнейшая предпосылка политико-государственного единства страны. Во многом предвосхищая постулаты теории лингвистической относительности и детерминизма Бенджамена Ли Уорфа, Шишков говорит о природном языке народа не только как о его душе, зеркале нравов, показателе просвещения, но и основании и причине всех его знаний.

Похожие тексты: 

Комментарии

А.С.Шишков и традиция русского консерватизма ХIХ века

Аватар пользователя И.Я.
И.Я.
пятница, 24.06.2005 18:06

Хорошо бы получить доступ к полному собранию сочинений самого А. С. Шишкова , а не только о нем. Статья хороша тем, что хорошие слова о Шишкове стоят на правильных местах. Дай нам Бог иметь еще и ревность к Правде, к Русской Истории, к Вере какую имел Александр Семенович. Если и сшивать разорванные кровеносные сосуды русской истории то Шишков это живой сосуд, источающий чистую кровь.

Добавить комментарий