Движение мессианских евреев Петербурга: конфессиональный плюрализм или теологическая экспансия?

Наряду с традиционно существующими в Петербурге еврейскими религиозными сообществами двенадцать лет выделяется своей деятельностью Мессианский центр, руководимый А.И. Кикинзоном, чьей задачей является распространение евангельского благовестия среди евреев независимо от степени их укорененности в традиционной еврейской культуре. Община А. Кикинзона насчитывает примерно пятьдесят человек, стабильно посещающих богослужения. Основой их религиозного учения является идея о легитимности Иисуса как обещанного в Еврейской Библии Спасителя (Мессии/Машиаха). Утверждается, что предсказанный ветхозаветными пророками приход Мессии совершился две тысячи лет назад, и поэтому Евангелие имеет тот же сакральный статус как и традиционные Священные писания иудаизма.

Обрядовая сторона религиозной жизни мессианской общины в основном связана с реальностью традиционного иудаизма. На праздничных службах люди присутствуют в хасидской одежде. Во время служб культовое пространство (помещение актового зала дворца культуры) легитимируется наличием свитка Торы. На этом сходства с традиционным иудаизмом заканчиваются. Отличиями же являются: израильский флаг, прикрепленный к занавесу, микрофоны и электронные музыкальные инструменты в качестве технологического дополнения к службе. Порядок службы состоит из благословений, проповеди и прославлений. Человек со сцены, имеющий неустойчивую иерархическую идентификацию — «пастор-раввин», призывает прихожан к совершению сакральных действий возгласами «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя! Слава Господу». В значимые моменты службы прихожане встают и используют такой орантный жест как поднятые вверх обе руки, что может отсылать к прототипической жестовой практике, когда простое поднятие рук и являлось оператором молитвенной сосредоточенности.

В подготовке и исполнении ключевых тем службы собравшиеся принимают непосредственное участие. Например, прославление происходит со сцены силами нескольких человек, исполняющих под электронную музыку тексты, жанр которых может быть определен как рефрен с религиозно-медитативной («Слава Господу») и патриотической («Слава России»!) тематикой. Текст исполняется на иврите и русском. Терминологический репертуар рефренов не позволяет определить с первого раза богословскую основу текста, поскольку используемая ветхозаветная сюжетика с упоминанием «Бога Саваофа», «Бога Авраама, Исаака и Иакова» нисколько не свидетельствует о революционности религиозной идеологии, разделяемой мессианским евреями. Маркером «мессионизма» является, пожалуй, слово «Иешуа» (др.-евр. «Иисус»), произносимое пастором-раввином в благословлениях и молитвах.

Песенное прославление сопровождается еврейскими мелодиями, то мажорными, то минорными, при этом под быструю музыку на свободном пространстве зала все желающие начинают танцевать, используя, опять же, приемы традиционного еврейского танца. Прихожане танцуют либо в кругу, либо передвигаясь цепочкой по залу. Подобные экстатические элементы службы характерны, как правило, для хасидского иудаизма.

Количество прихожан может увеличиваться за счет присутствия гостей из протестантских общин Финляндии (например, «Крылья над Сионом»). Подобные межконфессиональные взаимодействия указывают на открытый характер мессианского объединения, нацеленного в своей деятельности как на присутствие в конфессиональной палитре Петербурга, так и в существовании за его пределами. Можно предположить, что сотрудничество с заграничными общинами имеет целью и финансовую поддержку петербургского мессианского сообщества, поскольку малочисленность общины не является фактором экономической самостоятельности.

В целом, представленная картина свидетельствует скорее о скрытой полемике мессианской общины именно с иудаизмом, нежели с иными религиозными идеологиями. На это указывает исконно еврейский антураж одежды, оформления культового пространства, риторика молитвенных текстов и выбранный день богослужений — суббота. Однако, обрядовость не сопровождается жесткими требованиями особой формы одежды для женщин и мужчин, обязательности разделения сакрального пространства на мужскую и женскую половины, запретом на производство любых действий, связанных с прагматической результативностью: включение, зажигание, использование инструментов, огня и т. д. Мессианское движение евреев характеризуется сильной протестной (протестантской) интенцией, когда происходит полная ревизия обрядовой стороны культа и частично — вероучительных основ. Добавление к корпусу Священных писаний Евангелия задает религиозному сознанию дополнительную доминанту внимания и ориентир в синкретической действительности, когда все религиозные идеологии в той или иной мере ощущают эсхатологическое приближение аксиологически безразличного технологического диктата.

Похожие тексты: 

Комментарии

Движение мессианских евреев Петербурга: конфессиональный плюрализм или теологическая экспансия?

Аватар пользователя R. Tagor
R. Tagor
пятница, 24.03.2006 16:03

Ну очень уж поверхностно! Движение это весьма показательно в контексте "нового религиозного мышления", всячески пытающегося преподать христианство без Христа. Автор об этом даже не упоминает. Но и с богословской, и с религиоведческой, и с нравственной, и с социокультурной точек зрения - это основной момент идеологии мессианских евреев. Тем не менее, спасибо за "приоткрытие" темы, хотя трудно понять (см. автобиографию), когда автор шутит, а когда не очень.

Добавить комментарий