Некоторые аспекты распространения ислама среди народов Северного Кавказа в VIII-XVIII вв.

[219]

Принятие ислама народами Северного Кавказа растянулось почти на тысячу лет по причине их большой этнической и политической дробности. Если в Дагестане, Осетии и Кабарде, например, в XVIII в. уже существовали государственные образования, то горцы Чечни и Западного Кавказа до самого начала XIX в. сохраняли родовой уклад.

Первыми на Северном Кавказе приняли ислам народы Дагестана (аварцы, агулы, лакцы, лезгины, рутульцы, табасараны, цахуры и другие этносы дагестанской группы кавказской языковой семьи, а так и кумыки — тюркский этнос кыпчакского происхождения). Проникновение в Дагестан новой религии происходило первоначально как результат арабских завоеваний. В 685-686 гг. арабы захватили Дербент, который с тех пор стал центром исламизации Северо-Восточного Кавказа, получив название «Баб ал-Джихад» («ворота борьбы за веру»). В 722-723 гг. арабское войско полководца Джерраха вступило во внутренние районы Дагестана. В 732-739 гг. Арабский полководец Мерван ибн Мухаммад совершил 6 походов в Дагестан. А уже к концу VIIIв. относится появление на территории Дагестана мечети в ауле Кумух, постоенной в 779 г. (ныне Лакский район). О том, что ислам укоренился у лакцев, жителей Кумуха, свидетельствует тот факт, что в XIII в., когда еще не все дагестанские народы приняли ислам, кумухцев уже именовали «гази» («воители за веру»).

Несмотря на то, что Арабскому Халифату не удавалось надолго закрепиться в Дагестане (уже в IXв. появляется южнодагестанское государство, горские общины Севера Дагестана становятся независимыми), распространение ислама продолжалось. В 913 г. арабский проповедник Абу Муслима распространял ислам среди лезгин. В XI-XII в. ислам принимают другие народы юга Дагестана — агулы, рутульцы, цахуры. К этому времени относятся мечети в аулах Ихтек (Рутульский район), Рича (Агульский район), Кара-Кюре (Ахтынский район).

К XIV в. относится распространение ислама среди наиболее многочисленного дагестанского народа — аварцев, чему способствовала деятельность проповедника Хаджи-Удурата. Отдельные горские общины принимают ислам еще позже: в 1435 г. — Караханское и Цунтинское, а в 1475г. — Гидатлинское горское общество. Таким образом, окончательное принятие ислама народами Дагестана завершилось к концу XVв..

В XVI-XVIII в. происходит расцвет мусульманской культуры дагестанских народов. Возникают очаги мусульманской образованности. Уже в начале XVI в. в ауле Обода (Хунзахский район) существовали медресе, которым руководил учившийся в Аравии проповедник Шаабан ибн Исмаил. [220] Большую известность получили медресе в аулах Кумух (Лакский район), Акуши (Акушинский район), Эндери (Хасавюртовский район), где в начале XIX в. учился первый кабардинский историк Шора Ногмов. Свидетель этого периода отмечал, что у горцев Дагестана считается священным долгом обучать детей арабской грамоте. При этом ученики — мута’алимы — содержались за счет закята и доходов от вакуфов, а учителя нанимались горскими общинами, часто даже из других аулов.

При наиболее крупных мечетях (Кумухской, Хунзахской, Чохской, Кудалинской) существовали богатые библиотеки. Это способствовало формированию в Дагестане традиций классического исламского образования и появлению влиятельного слоя мусульманского духовенства (эфенди). Среди них выделилась группа ’алимов — мусульманских ученых, знатоков Корана и шариата, владеющих арабским, персидским, турецким языками. Алимы считались также хранителями традиционных и нравственных норм.

Об исключительном авторитете алим(ов в горских общинах свидетельствуют исследователи и очевидцы начала XIX в. «Такое лицо всегда стоит в мечети в первом ряду; на похоронах, свадьбах и общественных сходбищах дают ему почетное место, а когда случается общественное дело, как, например, тяжба между аулами или обществами, тогда такого ученого посылают в качестве депутата или уполномоченного поверенного по общественным делам…. Такие люди вообще придерживаются строгой нравственной жизни, потому что на них заметна всякая малость в отступлении от правил религии и от них не терпится то, что от другого, неграмотного, считается ни за что… Никаких экзаменов или испытаний в степени учености не делается. Кто поставит себя в глазах народа на хорошем счету, как в отношении своей нравственности, так и в отношении своих способностей и знаний, того называют алим(ом и почитают его».

Среди наиболее авторитетных дагестанских ’алимов XVII-XVIII вв. выделяются Абу Бекр Аймакинский, Дауд Акушинский, Мухаммад Кудухский, Абдула Сугратлинский (известен своими занятиями астрономией). Особо следует выделить ученых — энциклопедистов Дамадана Мучинского, или Дамадана-эфенди (1642-1708) из аула Мучи (Акушинский район), оставившего многочисленные научные труды в области философии, математики, астрономии, медицины. Составленный им медицинский справочник «Дамадан» имел широкое хождение среди медиков Кавказа.

В XVIII в. на основе арабской графики ’алимами была создана система письма для аварского, лакского, кумыкского, даргинского языков. К тому же периоду относится увеличение строительства мечетей. Сохранилась, в частности, мечеть в ауле Тинди (Цумандинский район), построенная в XVIII в. Вообще, в оценке специалистов, из всех регионов Северного Кавказа Дагестан в наибольшей степени оказался интегрирован в единое поле арабской мусульманской культуры.
[221]

В XV-XVI в. ислам распространяется в Чечне, коренное население которой — вайнахи (чеченцы и ингуши) — принадлежит к нахской группе кавказских языковых семей. Этому способствовали аварские и кумыкские проповедники, нанимавшиеся пастухами в чеченские аулы. Хотя, как отмечает А. Берже, «до Шамиля духовенство в Чечне далеко не пользовалось тем значением, — каким оно вообще пользовалось на мусульманском Востоке» Со временем чеченцы сделались одними из наиболее ревностных мусульман. На это как на отличительную черту характера обращает внимание и А. Авторханов.

Иная ситуация сложилась на Западном Кавказе. Его население состояло из народов адыго-абхазской группы кавказской языковой семьи (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги), многие из которых до сих пор считают себя частью единого народа — адыгов, в прошлом именуемых черкесами. Другую группу составляли тюркские народы — балкарцы и карачаевцы, генетически связаны с волжско-камскими булгарами. Уже в VIв. адыги попадают в зону византийского политического и культурного влияния: они были союзниками византийского императора Юстиниана I (527-565) в его войнах с иранскими Сасанидами. В результате, среди адыгов распространилось христианство. На Западном Кавказе существовали 4 епископства, входившие в состав Анапской митрополии Греческой православной церкви. В X-XI вв. возводятся многочисленные православные храмы, некоторые из которых сохранились до сих пор, как, например, Сетинский храм в селе Нижняя Теберда и Шоанинский храм в селе Ката Хетагуров (ныне оба села в Карачаевском районе Карачаево-Черкесской Республики).

Все это привело к тому, что после взятия Константинополя турками в 1453 г. христианство в западной части Северного Кавказа стало исчезать. Исключение составляют осетины (аланы) — народ иранской языковой группы — среди которых православное христианство распространилось из Грузии. В X-XII в. в Осетии сформировалась самостоятельная церковь.

Ислам начал проникать на Западный Кавказ в XIII-XIV в. из Золотой Орды: часть адыгов платила дань золотоордынским ханам. С XIII в. известен мусульманский мавзолей в станице Усть-Джегушинской (ныне Прикубанский район Карачаево-Черкесской Республики). В 1334 г. в районе Пятигорья (ныне окрестности города Пятигорска Ставропольского края) существовала соборная мечеть. С Золотой Ордой генетически связаны ногайцы — тюркский мусульманский народ, с XIII в. кочевники степных районов Предкавказья (ныне компактные группы проживают в Ставропольском крае, Карачаево-Черкессии, Чечне, Дагестане).

В XVI-XVII вв. ислам распространился в Кабарде, оттуда в Осетию. Но ислам воспринимался только незначительной частью осетин, тогда как большинство сохраняли христианство. В XVIII в. на Северном Кавказе из района Мангышлака переселяются теснимые хивинскими ханами туркмены (ныне проживают в Туркменском районе Ставропольского края). [222] Их кочевья по течению рек Маныга и Кумы также становились очагами мусульманского влияния.

Таковыми, в наиболее общих чертах, были первые подступы ислама к Кавказу. Следующий шаг к дальнейшему укоренению ислама был связан с военно-политической активностью в регионе Османской империи и Крымского ханства…

Комментарии

Некоторые аспекты распространения ислама среди народов Северного Кавказа в VIII-XVIII вв.

Аватар пользователя Ангел Христов
Ангел Христов
среда, 10.01.2007 22:01

Я болгар. Работаю в области Великой Болгарии Кубрата и его синовья. мне интересует началное распространение ислама среди хазар и болгар. Очень хорошо что г. Сергеев написал все это, но я думаю, что надо было глубже заглянут. Надо цитировать документы, факты и др. источники. С уважением. Ангел Христов.

Некоторые аспекты распространения ислама среди народов Северного Кавказа в VIII-XVIII вв.

Аватар пользователя Баграт
Баграт
среда, 10.05.2017 09:05

Первыми на Кавказе Ислам приняли Лезгины. И еще одна ошибка автора, в то время Дагестана не было и соответсвенно самым большим народом являтся Лезгины а не Аварцы, это щас в составе Дагестана лезгины на четыертом месте, а так это один из самых больших народов Кавказа!

Добавить комментарий