За пределами традиции может быть только повторение, а, за пределами повторения только традиция. Поэтому, если мы ищем какую-либо противоположность традиции, то её нам может дать только повторение. Образованием некоторой бинарной оппозиции мы определяем, ограничиваем члены в неё входящие; сосуществованием задаётся способ самостоятельного существования. А, в данном случае анализ должен быть сосредоточен на вполне определённом аспекте их существования — на восприятии времени и на том, как это восприятие будучи конструируемо миром повторяемости или традиции в свою очередь конструирует их. Время всегда предполагает случайность, неподконтрольность, это не только процесс, сколько эксцесс. Когда мы говорим о вечном возвращении, не стоит думать будто миф будет о чём то другом, и даже если он внешне формально выстраивает прямую эволюционную линию, его суть всё равно заключается в вечном возвращении и повторяемости.
При помощи мифа и актуализирующего его ритуала, как широко известно, примитивные племена избавляются от страха перед историей и временем. Но, и в этом как раз и заключается самое интересное, в мире архетипов и повторяемости история и время это одно и тоже, миф вынесен за скобки, он существует отдельно. В календаре примитивного племени время отмечается через те или иные события с ним происходящие. То есть время не существует в виде постоянного, прямолинейного движения, как это обстоит в современных календарях, не существует абсолютного времени, но необходимым образом время и есть история. Тогда как ритуал, в особенности ежегодный, уничтожал время. Вспомним ежегодный обряд козла отпущения, на иврите — азазел, известный у древних иудеев, когда на конкретного представителя этого вида домашних животных возлагались все грехи того или иного селения, после чего он изгонялся в пустыню, грех и есть время, история.
С появлением традиции время перерастает быть тождественным истории. В примитивных племенах миф и история были совершенно отгорожены друг от друга, миф представлял убежище и спасение от времени, но уже в древнем мире они оказались соеденёнными, что хорошо видно хотя бы на примере античности, где история понимается через призму мифа о вечном возвращении. Время это процесс или эксцесс осуществления мифа в истории. На стадии архаичности человек становится вне темпоральности, время имеет космические, природные, внеличностные черты, благодаря этому он опять же спасён от него. В античности история эта та же мистерия и на глобальном и на конкретно историческом уровне. На глобальном уровне это осуществляется тем что, пройдя определённый цикл развития история повторяется вновь, то есть, по сути, история и является воплощением мифа [229] о вечном возвращении. История Александра Македонского иллюстрирует эту же мысль, но уже для конкретно исторического уровня. Знаменитый завоеватель своим походом на Восток отдал дань уважения своему кумиру Дионису, когда-то уже совершившемуся этот путь. Когда его армия при штурме одного из городов разрушила храм Диониса, Александр Македонский сказал, что бог ему отомстит. По одной из двух имеющихся версий его смерти так и случилось. На одной из оргий он выпил слишком много вина, и его ослабленный в походах организм этого не вынес.
Здесь следует сделать одно очень важное замечание, по поводу недостоверности проявления мифа в истории. Если смотреть на явление Иисуса Христа с исторической точки зрения, то вполне возможно, что его и не было. Но если рассматривать пришествие Миссии под углом явленности мифа в истории, то его роль более чем несомненна, не следует в условиях традиции проводить искусственного разделения истории и мифа, тем более что это по большому счёту и невозможно. На смену одного мифа приходит другой. Смерть Диониса ознаменовала гибель античности. Всё в истории может быть истолковано как повторение того или иного библейского сюжета. Отсюда летописное время, где события сведены в жёсткую, формально организованную хронологическую сеть, в которой отсутствует причинно-следственная связать. Летописец и мог бы показать её но она бы заслоняла собой более важный провиденциальный план вечности. Всё оказывается подвластным мифу возвращениия Круг ежегодного уничтожения времени заменён кругом глобальным, всеисторическим. История в подлинном своём изображении и понимании оказывается мифом.
В Новое время происходит внешне декламируемое, во всяком случае сначала, отторжение мифа от истории. Но в рамках традиции такое отторжение мифа от истории. История — это миф придуманный Западом. Ведь в чём заключается главное различие мифа и истории: в истории прошлое неизменно, а будущее непредсказуемо; с помощью мифа мы уничтожаем (переписываем) прошлое и конструируем будущее. Революция — это аналог ритуала и средневекового маскарада по части проявления социальной инверсии. Первые 30 лет после революции 1917 года история преподносилась так что уже древние египтяне мечтали о будущей коммунистической революции, а вопрос о непредсказуемости будущего практически отпал. За рубежом писали множество книг с качественным исследованием исторической эволюции сознания, у нас такие исследования можно было перечислить по пальцам. Понимание времени в своей эволюции проходит разные стадии, которые по причине их повторяемости и круговорота никак не могут вписаться в какую — то определённую линию прогресса.
Добавить комментарий