Вера — виртуальный объект сакральности
В системе любой религии вера занимает центральное место. Сама религия, ее культовые и институционные элементы невозможны вне веры в сверхестественное. Не смотря на это, вряд ли в религии можно найти другую проблему, которая вызывает столько же вопросов и порождает столько же различных суждений как в прошлом, так и в настоящем.
Одним из моментов изучения полиаспектного феномена веры может стать исследование веры в плане соотношения реального и виртуального ее существования.
Веру можно рассматривать в самом широком смысле — как индивидуальный сакральный феномен, имеющий значение и присутствующий в жизни каждого индивида. Вера во что-нибудь есть у каждого. Она представляет собой то глубоко личное и уникальное, что чаще всего закрыто для окружающих. Спросите у любого: «Что является объектом вашей веры?» Варианты ответов могут быть совершенно различны и спектр их достаточно широк. Однако, если поставить вопрос иначе — «Что есть ваша вера?», то немногие люди смогут достаточно вразумительно и адекватно ответить на этот, казалось бы, простой вопрос.
На протяжении столетий вопросом о сущности веры задавались многие философы и теологи. О значимости веры для теории познания писал Д. Юм: «Всякая вера в факты или реальное существование основана исключительно на каком-нибудь объекте, имеющемся в памяти или восприятии, [70] и на привычном соединении его с каким-нибудь другим объектом… Подобная вера есть необходимый результат, возникающий как только ум поставлен в указанные условия» (Юм Д. Соч.: В 2-х т. М., 1965. Т. 2. С. 49).
С точки зрения Б. Рассела вера является необходимым посредником между идеей, образом и внешним миром. «Вера есть совокупность состояний организма, связанных между собой тем, что все они полностью или частично имеют отношение к чему-то внешнему» (Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. М., 1957. С. 180). То есть, согласно Расселу, вера является субъективно-психологической основой всех человеческих действий.
И. Кант рассматривает веру как особый способ признания истинности суждений, который, по его мнению, осуществляется через три ступени: мнение, вера и знание. «Если признание истинности суждения имеет достаточное основание с субъективной стороны и в то же время считается объективно недостаточным, то оно называется верой» (Кант И. Соч.: В 6-ти т. М., 1964. Т. 3. С. 673). Таким образом, следуя Канту, можно сказать, что вера не имеет достаточного объективного основания.
В идеалистической системе Г.В.Ф. Гегеля вера представлена в качестве формы постижения мирового духа. Гегель определяет веру «как свидетельство духа об абсолютном духе, или уверенность в истине» (Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2-х т. М., 1977. Т.1. С. 372). Гегель пытается рассматривать веру в контексте рационального познания. По его мнению, вера и разум не должны быть в противоречии друг другу. Однако, в истории философии существовало значительное течение, которое трактовало веру с иррационалистических позиций. Так, например, согласно С. Кьеркегору, вера не является знанием, она выступает лишь как выражение воли. Таким образом, Кьеркегор приравнивает веру к эмоционально-волевым актам субъективного сознания.
Большинство российских авторов считают, что вера — эта феномен, который присущ не только религии. Если рассматривать нерелигиозную веру, то необходимо обращать внимание на такие её характеристики как психологическая, гносеологическая и социологическая. Предмет веры, несомненно, обладает своей спецификой: это любое гипотетическое утверждение, любое явление или процесс, имеющие отношение к будущему. Причем следует отметить, что нерелигиозная вера принципиально не противоречит знанию. Нерелигиозная вера может быть проверена как теоретически, так и практически, что напрямую зависит от включенности этой веры в общую систему человеческого познания и практики. Можно найти проявления нерелигиозной веры в сферах социального познания и социальной жизни. Во многих случаях нерелигиозная вера содержит в себе потенциальную возможность знания, проходя в дальнейшем теоретическую и практическую проверку. В этом смысле вера стимулирует поиски истины и приближается по содержанию к понятию «убеждение».
[71]
Одной из важных особенностей веры является её психологическая специфика. Предмет веры имеет право на существование только тогда, когда человек в нем заинтересован, и соответственно вызывает определенные эмоциональные, оценочные реакции. То есть, вера невозможна вне эмоционального отношения; она играет определенную роль в формировании ценностных ориентаций и социальных мотиваций.
В более или менее едином пространстве смыслов, которое детерминировано той или иной культурой при встрече двух индивидов, вера, будучи атрибутом их существования, для каждого из них выступает как имплицитная виртуальная реальность.