В системе любой религии вера занимает центральное место. Сама религия, ее культовые и институционные элементы невозможны вне веры в сверхестественное. Не смотря на это, вряд ли в религии можно найти другую проблему, которая вызывает столько же вопросов и порождает столько же различных суждений как в прошлом, так и в настоящем.
Одним из моментов изучения полиаспектного феномена веры может стать исследование веры в плане соотношения реального и виртуального ее существования.
Веру можно рассматривать в самом широком смысле — как индивидуальный сакральный феномен, имеющий значение и присутствующий в жизни каждого индивида. Вера во что-нибудь есть у каждого. Она представляет собой то глубоко личное и уникальное, что чаще всего закрыто для окружающих. Спросите у любого: «Что является объектом вашей веры?» Варианты ответов могут быть совершенно различны и спектр их достаточно широк. Однако, если поставить вопрос иначе — «Что есть ваша вера?», то немногие люди смогут достаточно вразумительно и адекватно ответить на этот, казалось бы, простой вопрос.
На протяжении столетий вопросом о сущности веры задавались многие философы и теологи. О значимости веры для теории познания писал Д. Юм: «Всякая вера в факты или реальное существование основана исключительно на каком-нибудь объекте, имеющемся в памяти или восприятии, [70] и на привычном соединении его с каким-нибудь другим объектом… Подобная вера есть необходимый результат, возникающий как только ум поставлен в указанные условия» (Юм Д. Соч.: В 2-х т. М., 1965. Т. 2. С. 49).
С точки зрения Б. Рассела вера является необходимым посредником между идеей, образом и внешним миром. «Вера есть совокупность состояний организма, связанных между собой тем, что все они полностью или частично имеют отношение к чему-то внешнему» (Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. М., 1957. С. 180). То есть, согласно Расселу, вера является субъективно-психологической основой всех человеческих действий.
И. Кант рассматривает веру как особый способ признания истинности суждений, который, по его мнению, осуществляется через три ступени: мнение, вера и знание. «Если признание истинности суждения имеет достаточное основание с субъективной стороны и в то же время считается объективно недостаточным, то оно называется верой» (Кант И. Соч.: В 6-ти т. М., 1964. Т. 3. С. 673). Таким образом, следуя Канту, можно сказать, что вера не имеет достаточного объективного основания.
В идеалистической системе Г.В.Ф. Гегеля вера представлена в качестве формы постижения мирового духа. Гегель определяет веру «как свидетельство духа об абсолютном духе, или уверенность в истине» (Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2-х т. М., 1977. Т.1. С. 372). Гегель пытается рассматривать веру в контексте рационального познания. По его мнению, вера и разум не должны быть в противоречии друг другу. Однако, в истории философии существовало значительное течение, которое трактовало веру с иррационалистических позиций. Так, например, согласно С. Кьеркегору, вера не является знанием, она выступает лишь как выражение воли. Таким образом, Кьеркегор приравнивает веру к эмоционально-волевым актам субъективного сознания.
Большинство российских авторов считают, что вера — эта феномен, который присущ не только религии. Если рассматривать нерелигиозную веру, то необходимо обращать внимание на такие её характеристики как психологическая, гносеологическая и социологическая. Предмет веры, несомненно, обладает своей спецификой: это любое гипотетическое утверждение, любое явление или процесс, имеющие отношение к будущему. Причем следует отметить, что нерелигиозная вера принципиально не противоречит знанию. Нерелигиозная вера может быть проверена как теоретически, так и практически, что напрямую зависит от включенности этой веры в общую систему человеческого познания и практики. Можно найти проявления нерелигиозной веры в сферах социального познания и социальной жизни. Во многих случаях нерелигиозная вера содержит в себе потенциальную возможность знания, проходя в дальнейшем теоретическую и практическую проверку. В этом смысле вера стимулирует поиски истины и приближается по содержанию к понятию «убеждение».
[71]
Одной из важных особенностей веры является её психологическая специфика. Предмет веры имеет право на существование только тогда, когда человек в нем заинтересован, и соответственно вызывает определенные эмоциональные, оценочные реакции. То есть, вера невозможна вне эмоционального отношения; она играет определенную роль в формировании ценностных ориентаций и социальных мотиваций.
В более или менее едином пространстве смыслов, которое детерминировано той или иной культурой при встрече двух индивидов, вера, будучи атрибутом их существования, для каждого из них выступает как имплицитная виртуальная реальность.
Добавить комментарий