Альманах «Метафизические исследования»

Подписка на Альманах «Метафизические исследования»

Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при философском факультете СПбГУ

Лаборатория Метафизических Исследований


К нашему проекту начинает присоединяться сайт «Лаборатория метафизических исследований» (находившийся по адресу http://lmi.philosophy.pu.ru/). К настоящему времени, как это ни печально, сайт исчерпал возможности для самостоятельного развития, и руководством Лаборатории Метафизических Исследований было принято решение о присоединении сайта к нашему порталу.

Мы планируем разместить как все существенные материалы сайта Лаборатории Метафизических Исследований, так и тексты, ранее не публиковавшиеся в интернете, а также другие сведения: историю проекта, биографии и статьи его участников и т.п. Если у вас есть какие-либо пожелания, мы будем рады ознакомиться с ними на нашем форуме.

В настоящее время доступны все непереводные статьи из выпусков 1-6 Альманаха «Метафизические исследования», аннотации к изданиям серии Приложение к Альманаху «Метафизические Исследования», сборник материалов конференции «Русская и европейская философия: пути схождения» и некоторые иные материалы.

Приложение к Альманаху «Метафизические Исследования»


Хайдеггер М. Положение об основании. Статьи и фрагменты / Пер. с нем., глоссарий, послесловие Коваль О.А., предисловие Сиверцева Е.Ю. СПб.: Лаборатория Метафизических Исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 1999. 292 С.
Цикл лекций, прочитанный Хайдеггером в 1955-56 годах, посвящен разбору простого и незначительного на первый взгляд положения об основании. Хайдеггер последовательно и убедительно доказывает, что это положение — «Ничего нет без основания» — является высочайшим основоположением всякого мышления и представления и предопределяет всю историю западноевропейской философии, а вместе с ней и пути развития технической цивилизации. Хайдеггер методично прослеживает трансформации, которые претерпевает это положение начиная с того, как в латентном виде оно было выдвинуто Аристотелем, до его ясной и категоричной формулировки, впервые осуществленной Лейбницем. Хайдеггер устанавливает, что, говоря об основании, это положение одновременно, хотя и неявным образом, но во всех без исключения случаях, говорит о бытии. Поэтому положение об основании приобретает большое значение для прояснения вопроса о бытии, всегда находившегося в центре внимания Хайдеггера, полагавшего, что этот вопрос представляет собой единственную, по сути дела, философскую тему, которая, однако, ускользнула из поля зрения традиционной метафизики и потому в наше время должна быть продумана заново.

Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. Статьи / Пер. с фр., редакция и предисловие Соколова Е.Г. СПб.: Лаборатория Метафизических Исследований философского факультета СПбГУ, 1999, СПб: Алетейя, 1999. 190 С.
Работа Жиля Делеза (1925 — 1995), известного французского философа, «Марсель Пруст и знаки» (первая авторская версия), напоминая по форме своеобразный комментарий к многотомной эпопее М. Пруста «В поисках утраченного времени», является по сути серьезной философской аналитикой знака и текста как таковых. Многие сюжеты и темы, уже знакомые отечественному читателю по различным публикациям на русском языке, находят в предлагаемом вниманию читателя тексте Ж. Делеза свое развернутое выражение. Сборник включает также две статьи философа «По каким критериям узнают структурализм» и «Мистерия Ариадны по Ницше».

Брентано Фр. О происхождении нравственного познания / Пер. с нем. Анипко А.А., предисловие Разеева Д.Н., Черненко С.В. СПб.: Лаборатория Метафизических Исследований философского факультета СПбГУ, 2000, СПб: Алетейя, 2000. 186 С.
Работа «О происхождении нравственного познания» известного немецкоязычного философа Франца Брентано (1838 — 1917), во многом предопределившего философский облик XX столетия, отражает его точку зрения на проблемы этики. Хотя в предлагаемой работе Брентано и не представил завершенной этической системы, его размышления о сущности нравственной установки человека оказали особое влияние на современную теорию ценностей (в частности, на этические концепции таких мыслителей, как А. Мейнонг, М. Шелер, Н. Гартман).
В центре внимания Брентано оказываются такие понятия, как «благо», «добро» и «зло», «любовь» и «ненависть». Краеугольным камнем философской позиции Брентано является понятие интенциональности как неотъемлемой сущностной характеристики человеческого сознания, которое было введено им еще в «Психологии с эмпирической точки зрения», самом известном труде философа. Именно путем строгого интенционального анализа Брентано пытается подойти к вопросу об этических и ценностных ориентациях субъекта.

Пирс Ч. Начала прагматизма / Перевод с английского, предисловие В.В. Кирющенко, М.В. Колопотина. СПб.: Лаборатория Метафизических Исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. 318 С.
Первый том настоящего издания составлен из ряда статей известного американского мыслителя Чарльза Сандерса Пирса, написанных им в период с 1868 по 1903 г. и адресованных, по его словам, «непосвященной публике», а также нескольких издательских компиляций более позднего времени, в которых излагаются философские предпосылки его семиотического проекта, получившего название «прагматизм».
Пирс был и до сих пор остается для истории философии своего рода фигурой по умолчанию, фигурой, которая никак не хочет встраиваться в записные историко-философские сценарии. Вместе с тем, даже оставаясь в одиночестве, Пирс как исследователь знаменует собой целую эпоху в развитии философской мысли, которая, с одной стороны, в значительной степени воплощает в себе духовное наследие американского трансцендентализма, а с другой — исторически предшествует началу «философской эмиграции» в Америку. Несмотря на указанное положение, а также вопреки своей очевидной значимости с точки зрения истории мысли в целом, его философия по сей день представляет собой своего рода «слепое пятно» этой истории, оставаясь малоизученным наследством, от случая к случаю востребуемым в философии науки и аналитической традиции.

Пирс Ч. Логические основания теории знаков / Перевод с английского В.В. Кирющенко, М.В. Колопотина, послесловие Сухачева В.Ю. СПб.: Лаборатория Метафизических Исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. 352 С.
Во второй том настоящего издания включена наиболее известная издательская компиляция «Спекулятивная Грамматика», а также переписка Пирса с секретарем Смитсоновского института профессором Сэмуэлем Лэнгли и Виолой Уэлби, автором вышедшей в одно время с Principia Mathematica книгой «Что такое Значение».
Пирс не ограничивает знак функциями обозначения и сообщения, но говорит о нем как о некоем учреждающем событии репрезентации — действия, подчиненного особой семиотической каузальности и организующего взаимосвязь между чувственной достоверностью и мотивацией человеческих поступков, между эгоистическим намерением и публичной истиной, между словами и вещами.
Понятия убеждения, значения, истины, реальности формируют условия успешной интерпретации помимо опыта индивидуального сознания, по ту сторону индивидуальной воли. Обращаясь к этим понятиям, семиотика Пирса сохраняет за собой стремление классического трансцендентализма к исследованию условий возможности интерсубъективного знания, но при этом отказывается от фундаментального для трансцендентальной философии понятия сознания и всех связанных с ним методологических процедур, осуществляя попытку доказать, что феномен и суждение обладают особого характера общим онтологическим источником, а не просто набрасывают друг на друга некую общую меру. Путь семиотики — поистине «путь отчаяния», осуществление «трагической судьбы достоверности себя самого». Но теперь уже не сознание, а Убеждение выступает в качестве единственного гаранта синхронности индивидуального намерения и смысла происходящего в действительности.

Рид Т. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла / Пер. с англ., предисловие, примечания Ю.Е. Милютина. СПб.: Лаборатория Метафизических Исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. 352 С.
Впервые в России осуществляется издание самой известной работы основателя Шотландской философии «здравого смысла» Томаса Рида (1710-1796).
«Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла», опубликованное в 1764 году, явилось одной из первых реакций на книгу Д. Юма «Трактат о человеческой природе» (1739). Рид не приемлет крайностей юмовского скептицима, источник которого он усматривает в декартово-локковской «теории идей». В своей работе Т. Рид предвосхищает исследования И. Канта в построении априрной структуры познания, согласно которой мышлению изначально присущи некие общие всем интуитивные схемы, обеспечивающие саму возможность знания о реальных процессах. Автор представляемой работы за шестьдесят лет до профессиональных математиков конструирует психологическую модель сферической геометрии, предвосхищая эллиптическую геометрию Римана.

Лиотар Ж.-Ф. Феноменология / Перевод с английского и послесловие Б.Г. Соколова. СПб.: Лаборатория Метафизических Исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2001. 160 С.
Феноменология, благодаря работам своего основателя Э. Гуссерля, его учеников и последователей (М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, М. Мерло-Понти и др.), стала одним из наиболее значительных направлений философской мысли XX века. В книге современного французского мыслителя Жана-Франсуа Лиотара дан как подробный анализ основных проблем феноменологии (проблемы сознания, интерсубъективности, эйдетики и пр.), так и культурно-философский контекст феноменологической мысли.