Метафизические исследования: Культура II

Главный редактор альманаха:
Соколов Б.Г.
Ответственный редактор выпуска:
Соколов Е.Г.
ISBN 5-89329-059-6
Ответственный за подготовку материалов симпозиума:
Петрова М.М.
Редакционная коллегия:
Багдасарян А.Г., Малинов А.В., Орлова Ю.О., Разеев Д.Н.
Корректор:
Кауфман И.С.
Художественное оформление:
Соколова М.Г.
Редакция выражает
Борисову О.С. и Шабалиной А.Е.
благодарность за помощь, оказанную при подготовке выпуска к изданию.

Издание осуществлено в рамках проекта, поддержанного Российским Гуманитарным Научным Фондом
(Грант 97-03-14013)
Сдано в набор 05.12.1997г. Подписано в печать 19.12.1997 г. Бумага офсетная. Формат бумаги 60Х88 1/16. Печать офсетная. Усл.печ.л. 23. Тираж 400 экз.
Отпечатано с оригинал-макета заказчика в НИИ химии СПбГУ. 198904, Санкт-Петербург, Старый Петергоф, Университетский пр.2
© Лаборатория Метафизических Исследований
© Издательство «Алетейя» (СПб)

Публикуемые материалы имеют целью позволить взглянуть еще раз на некоторые аспекты фактов, смыслов и ситуаций, через которые постулируется культура. Во второй части альманаха выходят в свет переводы текстов Д. Дьюи, Б. Вальденфельса, В. Дильтея, Х. Ортеги-и-Гассета, Б. Рассела, Ж. Батая, Ж. Делеза, Ж.-Ф. Лиотара, Ж.-П. Сартра.

Предисловие

Редакционная коллегия

Пятый выпуск альманаха, так же как и предыдущий, посвящен исследованию проблем, связанных с культурой. Тематическое поле, очерченное рамками заявленной тематики, — безбрежно: любые пределы, пространственные, концептуальные или профессиональные, непременно окажутся слишком узкими не только для исчерпывающего разговора, но и для разговора–вообще, разговора–собеседования, о культуре, ибо такой разговор — и как феноменальный устой и как компонент умозрения — непременно предполагает человека делающего, творящего, мыслящего и страдающего, иначе говоря, человека, через акты спонтанной или целенаправленной проекции, совершающего агрессию (деятельность) на мир, утверждая себя в нем и подтверждая его в себе. А потому, «человек в культуре» неотделим от «человека в мире» и от «деятельности в мире».

Жизнедеятельность культивирует эмпирический мир, наделяет его смыслами, манипулирует им, творит совокупность, если нам и неведомо по каким законам, то уж на каких языках она выговаривается и в каких образах сочленяется (со–общается), — это мы полномочны про–следить. Если же мы действительно отваживаемся идти след в след, решаем уполномочить себя на подобную дерзость, то уверенность рассеется быстро — следы заметаются, часто путаются, а совокупность остается абстрактным рисунком неведомого художника, подобно вычурным узорам на стекле: и «человек–вот», и «культура–вот» остаются неразгаданными. Закидывая удочку в мутную воду непонимания, мы понимаем, что совершаем некое действие, и этот жест выражается в выражении. Объяснение актуальности совершаемого ритуала — формулирование и выписывание (словами, жестами, позами), — не воспроизводит сам ритуал (ведь не рыбу же мы собираемся ловить!). Все, что остается от ритуала — заманчиво мерцающий слепок, вписанный в Культуру. Но если остается желание определиться, то неизбежен путь по пятам выхваченных смыслов, возрожденных дел и тел, тех, что могут открыться и создать пунктирную линию, пробелы которой заполняются либо нами–Другими, либо Другими–нами. В противном же случае, у наших ног — безбрежный океан мертвого не–говорящего поля. Тогда оно довлеет над нами.

Мы не–событийствуем, когда события Других через выкристаллизировавшиеся «достижения человеческого общества в различных сферах жизни» (как определяет культуру словарь русского языка) не влекут и не будоражат.
Культура не только совершается и живет через событийность, она не может мыслиться вне событийности и приключений, прежде всего индивидуальных, биографических. Но культура и сама «сочиняет истории» — о себе, о мире, о своих достижениях и утратах, о своих «интригах», о «флирте» с людьми и эпохами. И это — не менее увлекательно.

Публикуемые материалы как раз и позволяют взглянуть еще раз на некоторые «аспекты» со–бытийствования — фактов, смыслов и ситуаций, — через которые культура и постулируется, и улавливается как феномен, рассеянный по феноменам.

Структура альманаха остается неизменной: 1 часть — оригинальные, написанные специально для данного выпуска, статьи; 2 часть — переводы. В приложении — продолжение публикации материалов симпозиума «Язык — Герменевтика — Понимание». Кроме того, там же помещена статья Шехтер Т.Е. «Вторая культура» как художественный опыт современности, которую, в известной степени, можно считать прологом к нескольким проектам, разработку которых ведет Лаборатория Метафизических Исследований. Прежде всего, подготовка к публикации в приложении к 6 номеру «Метафизических исследований» подборки материалов международной конференции «Грани культуры» (Лаборатория Метафизических Исследований была одним из организаторов этого научного форума), на которой состоялись презентации Лаборатории Метафизических Исследований и выставки работ Валентина Герасименко; затем — создание самостоятельного, специально посвященного культурно-философским проблемам, периодического издания; и, наконец, последнее — организация культурно-философского центра.

Последующие выпуски альманаха «Метафизических Исследований»: 6 и 7 — проблемы сознания; 8 будет посвящен метафизическому исследованию религии; в 9 предполагается остановится на вопросах морали и в специальном выпуске будут рассматриваться метафизические аспекты юмора.