Философские решения глобальных проблем в традиции тибетской Тантры

[5]

За последнее время современное общество постоянно уделяет особое внимание решению глобальных проблем. Актуальность исследования данной проблематики ведет человечество к поискам универсального метода выхода из кризиса и дальнейшего выживания в будущем. Основная часть проблем, таких как экологическая, демографическая, отрицательные последствия научно технического прогресса, вооруженных конфликтов и нравственный кризис современного общества, зачастую связана с мыследеятельностью самого человека Катастрофическое состояние, возникшее в результате неправильной деятельности заставляет использовать различные варианты в решении проблем, и раскрывая духовный потенциал, позволяющий смотреть на мир через осознание деятельности.

Такой взгляд можно найти во многих традиционных мировоззрениях Востока, духовно-практический механизм которых несколько отличается от обыденного понимания его как религиозной сферы.

Объяснение возникновения интересующих нас проблем можно найти в тибетском буддизме в позициях двух основных колесниц хинаяны и махаяны, которые развивают метод и мудрость по отдельности, и являются предварительными стадиями. Наиболее важной и фундаментальной основой практики тибетского буддизма, скрывающие в себе полноту сочетаний метода и мудрости, в основе которой лежит таковая реальность, считается путь Тантры Его иногда выделяют в отдельный путь, связывающийся непрерывной нитью с изначальным.

Тантра рассматривает все с позиции изначального, как вылившееся в существование по причине движения, которое возникло в результате не распознавания абсолютом сущности своего существования. Та совершенная часть, которая отделилась в результате чистоты своей природы, оставила причинное тело, включающее в себя идею абсолюта.

Обычно, сознательная функция, которая через действительность взаимодействует с внешним миром, постоянно вмешивается своим познанием в ее процессы. В буддизме ее называют комплексной группой скандх, включающие в себя группу формы, соприкосновения, различения, импульсов и сознания Они проявляются через пять органов чувств человека. Сознание соприкасается с действительностью и строит собственную картину видимости.

Скандха формы первое образование, где неведение стремится к познанию через поиск знания в именном и форменном аспекте. Такие понятия как Я индивида, Я явлений составляют основные категории в обыденном понимании. Твердая привязанность к ним со стороны индивида порождает эгоизм, стремление отстаивания собственных умозрительных позиций, борьбу за выживаемость и многое другое. Даже свобода порой вводит личность в замкнутость, нежелания соотнести себя с общественными взглядами, не создавая помощь ожидать чего-то лучшего для себя. Насилие и войны [6] возникают на эгоцентрическом, а не как принято сглаживать их оправданием в пользу убеждения кого-либо или человечества в целом.

Скандха ощущения выдвигается на второй план и неведение по форме, соприкасаясь с объектами вводит свой чувственный компонент на ценностное познание действительности. Жадность в познании вступает в поиск полезного и необходимого, заставляет группу оценивать правильность в подходе к своему совершенству. Отсюда появляется желание получить удовлетворение любой ценой, заставить все работать на собственное удовольствие и благо, не ограничивая возможности самой природы. Экологический кризис, вызванный жадным потреблением, борьба власти за идеалы и превосходства над другими, завоевание территорий неотъемлемо связаны с данной скандхой.

Когда в результате неведения устанавливается взгляд на видовые формы их различия по признакам, выявления их достаточности, красоты вспыхивает страсть. Границы такого искусства иногда перерастают в абстрактную картину-иллюзию, в которой индивид способен даже забыть то бытие, в котором он находится. Помимо страстных потребностей в материальном теряет способность контроля над действиями, что приводит к различным видам нарушениям закона и превалирования преступности.

Скандха действия один из основных компонентов проявления неведения, ощущаемый в действительности. Действия скандхи видимы в ходе исторических событий. Все недоработки, а также положительные результаты отражены на пути развития человечества, при котором прогресс достиг высокого уровня. Все ошибки в результате этого переросли в глобальные проблемы, а уровень цивилизации в материальном производстве технологий, производства орудий массового поражения есть результат зависти, которая реализуется через эту скандху.

В первую очередь сознание с комплексной группой, формирующей индивид, в совершенствовании которого участвуют феноменальное бытие, имеет возможность преобразовать элементы-скандхи в действительные формы абсолюта изначально существующими, суть которых шунья. Но по отдельности относительное восприятие с точки зрения объективного осознавания указывает, что правильное видение вещей возможна лишь на основании мудрости, как обратной стороны неведения. Отсюда абсолютное их существование также можно определить, что каждый из пяти элементов это есть пять мудростей. Поскольку в индивиде присутствует как дух так и материя, то, в конечном счете, и сознание и явления взаимозависимо совершенствуются, устремляясь к идеальному существованию. С другой стороны, вследствие того, что деятельность и того и другого имеет своего рода движение, значит их сущность как единство само по себе и есть абсолютное, распадающиеся на пять мудростей. А когда исключаются двойственная восприятие, то невозможно ни описать, ни что-либо сказать на сущность абсолюта и поэтому тантра является печатью данных пяти мудростей, которые указывают на недвойственность относительного и абсолютного. Здесь недвойственность относится в буддизме к дхармакайе (дхармовое тело), пять мудростей как печать к самбогхакайе (тело блаженства), чистое проявление к нирманакайи (тело формы).

Система, при которой осуществляется практический механизм очищения скандх в тибетском буддизме, задействует четыре вида тантр: криятантра (тантра действия), чарьятантра (тантра исполнения), йогатантра (тантра взаимодействия) и анутарайогатантра (тантра внутреннего слияния)
[7]

Здесь остановимся на пути анутарайогатантры — основной практики тибетского буддизма. Он включает в себя два основных этапа: этап зарождения и этап завершения. На начальной стадии основной акцент делается на созерцании себя в образе божества — символа. Это позволяет индивиду соотнести свое сознание как совокупность форменного и эмоционально-психического состава с формами конструкций действенного механизма заключающегося в божественном символе. Таким образом, божество, природа которого есть отпечаток сознания в феноменальном бытие, становится лицом к лицу к субъекту, построение которого не способно выйди за рамки собственного мысли творчества, чем сам объект. Это божество представлено разверткой нашего сознания, переходящего от непостигаемого такового состояния, но подчеркивающего через действия его в реальное доказательство как оно есть по форме, а значит его сущность как проявление нашего сознания ни что иное как абсолютное пространство в ее подтверждении, отождествляя себя с божеством, индивид постепенно видоизменяет свой образ божественной формы автоматически, очищая и преобразуя психофизические элементы-скандхи, вместо локализации данных групп того божества и соприкасаясь со своей собственной природой, познает себя как есть, т.е. сознательно переходит в состояние постижения мудрости. Скандха форм становится мудростью подобной зеркалу. Проявление формы в отражении в результате искажения действительности через неведение переходит в чистое знание того, что на самом деле есть как ясный свет. Мудростью устраняются неведение и стереотипы понятий, что форма Я как тела и как самобытного существования материи исчезают и раскрываются как шунья. Скандха ощущения преобразуется в мудрость равного содержания, в которой такие понятия как привязывание к объекту для необходимости выяснения его ценностных категорий приравнивает все объекты как ценностное для сознания составляющая. Таким образом, лишает работы жадности. Скандха различения превращается в мудрость, воспринимающую по отдельности. Восприятие и ощущение сознания объектов ценности, отличном от каждого, переворачивается в равное ощущение, не содержащего в себе деления на извлечение из объекта ощущение ценностных форм по признакам положительных или отрицательных качеств необходимости или отбрасывания по необходимости того или иного объекта. Такая мудрость устраняет страсть. Скандха процесса деятельности становится мудростью творчества, которая прекращает взаимоотношение индивида с объектом в доказательствах собственного совершенствования, превращающегося в бесконечный поток причин — результатов, ощущаемые законом кармы. Через мудрость действий исчезают мнения самостности как в завистливом отношении между индивидуумами с объектами действий. Скандха сознания превращается в мудрость Дхармового пространства. Непроявленность сознания как ощущения себя в содержании в отличие от окружающих его явлений соединяется в единую сущность без каких-либо ощущений себя как реальность. Так мудрость Дхармового пространства очищает гордость, суть которого постоянная движимость на основе неудовлетворенности и утверждения себя в целостном проявлении сознания. Детальный подход созерцательной практики разворачивается в ощущении себя божеством в окружении пяти мудростей явленных телах Вайрочаны, олицетворяющего мудрость Дхармового пространства, Ваджрасаттвы — Зерцалоподобная мудрость, Ратнасамбхава — Мудрость Равного содержания, Амитабха — Мудрость Познающего по [8] отдельности и Амогосиддхи — Деятельная мудрость. Становясь в центре дворца-манделы в центр вследствие того, что самое первое выражения сознания проявляясь через форму, индивид в форме божества, превращающего форму Зерцалоподобной мудрости воспринимает себя в теле Вайрочаны с целью отождествления себя в Дхармакайе и для устранения последующих групп-скандх становится по четырем сторонам согласно порядку. Ваджрасаттва принимает форму Акшобхи, но вследствие того, что в данном окружении он устраняет гордость, превращающийся в Мудрость Дхармового пространства принимает волну Вайрочаны. В соответствии с трудностью реального отождествления себя с божеством в обычной форме, в практике созерцания Анугарайоппантоы задействуется гневный облик с целью взрастить особую силу для быстрого устранения всех отрицательных проявлений. А чтобы устранить восприятие божества как иллюзию собственного воображения необходимо ощущать ею как сущность отдельного проявления мудрости неотъемлемо связанного в Дхармакайе как единой формы всех других, всю развертку и свертку, как мандаты, так и порождения себя божеством довести до осознания проекции как пустоты. По своей основе данная практика ставит целью подготовить Индивида заложившего в свой фундамент три основных отпечатка пути становления в обретении трех тел. Становление божеством становится результатом формирования тела чистоты действий или чистую форму условного бытия на подходе к абсолютному его существования. Дальнейшая развертка подхода тантра к переходу на завершающий этап становится конечной целью буддизма не только заключающейся в достижении абсолютной формы, но и естественное сливание в тождество условною и безусловного изначального состояния в котором невозможно сделать какие-либо умозаключения, в котором нельзя сказать «ничто оно существует, ничто оно не существует».

Созерцательная практика, составляющая преобразование скандх в мудрости неотъемлемо связывает субъективное с объективным в положениях основывающихся также на теории пяти элементах, представляющих материальное образование природных компонентов, в том числе и само составляющее тело индивида. Это позволяет решить вопрос о смысле жизни духовного и бытия в целом. Под пятью элементами имеют в виду не стихийную форму развития природы, а философские понятия воздуха как движения, огня как силу разрушения, воды — соединение, земли — твердую основу в сопротивлении. Последний элемент вытекает в пространство, заключающий в себя все временное как понятия, ощущаемое в вечности. На проекциях взаимоотношения сознания с объектами, они переходят в чувственное восприятие органов как зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Способное ощутить воздействие от деятельности внутреннего самосознания и внешних факторов.

В философском подходе при рассмотрении трех составных частей практики буддизма, основной начальный этап заключается в выработке нравственно-этического мировоззрения, способного заложить фундамент в осознании себя человеком, полностью зависящим от природы. Через размышление очистить сознание от неправильных взглядов, устранив неведение и обрести мудрость.

Таким образом, мы показали один из вариантов тантрийского разрешения проблем, на ярком примере которого возможно устранение негативных последствий, основанных на неведении. Преобразовав весь сознательно-волевой [9] комплекс в мудрость — изменить неверные установки общества. Кроме того, основываясь на ней, донести истинность, призывать человечество к контролю над своими эмоциями. Призывы к людям, по возможности, могут быть представлены практическими разработками методов спасения, на котором построена данная работа.

Литература


[list=ol]
[*]Гюнтер Г., Трунгпа Ч. Тантра. Рассвет без заката. Харьков, 1993.
[*]Дандарон Б.Д. Махамудра как объединяющий принцип буддийского тантризма: Зерцало мудрости человеческой. Улан-Удэ, 1992.
[*]Дандарон Б.Д. Мысли буддиста. Владивосток. 1992.
[*]Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии. М., 1991.
[*]Тибетский буддизм: теория и практика. Отв. ред. Н.В. Абаев. Новосибирск, 1995.
[*]Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. Н.В. Абаев, K.M. Герасимова, А.И. Железнов и др., Новосибирск, 1992.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий