Денежные знаки Китайской Республики на о.Тайвань (1949-2008), как идеологическое средство государственной власти

[93]Банковское дело, в современном смысле, на Тайване подверглось сильному влиянию Японии. В период с 1895 по 1945 г. о. Тайвань являлся японской колонией, отошедшей к ней по Симоносекскому договору. Именно в этот период здесь были введены передовые, на тот момент, схемы банковского управления.

«В декабре 1896 г. Банк Японии, подчиняющийся напрямую правительству Японии, основал филиал в Тайбее, который наделил полномочиями представлять Государственную казну Японии на Тайване. В соответствии с Законом о банках, одобренный в Парламенте Японии в 1897 г., был основан Банк Тайваня. В июне 1899 г. Японские власти наделили его полномочиями выпускать банкноты в качестве официального платежного средства…» [Lee 1998: 8]. В 1899 г. Банк Тайваня стал выпускать тайваньские йены — банкноты, которые находились в обороте наравне с японской валютой. Помимо Банка Тайваня ещё были основаны местные коммерческие и размещены филиалы японских банков.

В связи с поражением Японии во Второй мировой войне в 1945 г. о. Тайвань стал 35-й провинцией Китайской Республики. С этого времени, «финансовые институты, основанные японцами, были взяты под контроль правительства КР. Частные банки, кроме тех, что получили одобрение правительства, были уничтожены. <…> Банк Тайваня, как Центральный банк колониального японского правительства, был реорганизован 20 мая 1946 г. Теперь он стал провинциальным банком, полностью принадлежащим правительству КР. Банк Тайваня был наде-

[94]

лен полномочиями под наблюдением должностных лиц, назначенных Министерством финансов, выпускать юани провинции Тайвань» [Там же: 12–13]. Таким образом, в 1946 г. иена была изъята из обращения и заменена на тайваньский юань.

В 1946 году Банком Тайваня были выпущены денежные знаки нескольких номиналов — 1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000 и 10 000 юаней. Банкноты имели единый дизайн с изображением портрета Сунь Ятсена, красными традиционными печатями, зданием Банка Тайваня, карты острова вместе с о. Пэнху (Пискадорские острова). Эмитентом выступал Банк Тайваня, датировка давалась по календарю КР. Реверс банкноты украшало изображение морского сражения против голландцев [Sinobanknote]. Этот дизайн сохранялся вплоть до 1949 года [Там же]. Затем изображение Банка Тайваня перемещается на оборотную сторону [Там же] и вводится надпись «The Bank of Taiwan» [Там же].

Гражданская война в континентальном Китае, трудности в экономике и ряд других причин способствовали сильной инфляции денежных знаков КР, в том числе и на Тайване. Валютная реформа 1948 г., вводившая золотой стандарт [Меликсетов 1977: 232], на Тайване была осуществлена несколько позднее, чем на континенте. «Правительство провинции Тайвань инициировало денежную реформу 15 июня 1949 г. Оно выпустило новый тайваньский юань, чтобы заместить старый с обменным курсом один новый к сорока тысячам старых» [Lee 1998: 14]. Но если в континентальном Китае эта реформа явилась одной из трагических причин политического поражения Гоминьдан, то переезд Правительства Китайской Республики в Тайбей в декабре 1949 г. вместе с валютными резервами в золоте, серебре и иностранной валюте, наоборот усилили позиции тайваньского юаня» [Там же: 14].

Вместе с Правительством Китайской Республики переехал на Тайвань и Центральный Банк Китая, основанный ещё в Кантоне в 1924 г. [Штейн 1940: 104]. Теперь главный офис располагался в Тайбее. И хотя «выпуск банкнот являлся привилегией ЦБК, но он не был оборудован для того в тот момент» [Lee 1998: 16]. Таким образом, в 1949 г. Банк Тайваня снова был уполномочен выпускать банкноты. Новый тайваньский юань приобрел вертикальный дизайн. Изобразительными элементами выступали главное здание и наименование эмитента Банка Тайваня, две

[95]

традиционные печати, расположенные рядом, а также карта острова, включая о. Пэнху. На десяти и пятидесяти цзяо дополнительно давались портрет Сунь Ятсена и карта Тайваня. Иногда карта дополнялась изображением горного хребта и островов Ланьюй дао 兰屿岛 и Люй дао 绿岛 [Sinobanknote]. В середине 1950-х гг. с некоторых банкнот уходит изображение о. Тайвань [Официальный сайт ЦБТ 1] и выпускаются специальные банкноты для островов Цзиньмэнь 金门, Дачэнь 大陈群岛, Мацзу 马祖岛 [Там же].

Выпуск новой серии денежных знаков в 1960-х гг. связан с тем, что «в июле 1961 года Центральный Банк Китая возобновил свою работу на Тайване и получил обратно свое эмиссионное право» [Официальный сайт ЦБТ 2]. Но при этом наименование Банка Тайваня сохранялось вплоть до серии 2000 г.

Банкноты снова принимают горизонтальную ориентацию. Наряду с такими константными элементами, как наименование эмитента, красными печатями, портретом Сунь Ятсена, Резиденции президента, вводятся различные достопримечательности. На одном юане — шоссе Сухуа 蘇花公, на пяти — маяк Элуаньби 鹅銮鼻灯塔, на десяти — мост Сичжоу 溪州大橋 [Официальный сайт ЦБТ: 3].

В конце 1960-х — начале 70-х годов на банкнотах появляется наименование страны–эмитента Китайской Республики 中华民国 и изображения 中山楼 Чжуншаньлоу — главной части мемориального комплекса Сунь Ятсена в Тайбэе, строительство которого было закончено в 1972 г. [Дом памяти Сунь Ятсена].

В середине 1970-х годов появляются 10 и 50 юаней, отличающихся обилием стилизованных орнаментальных элементов [Официальный сайт ЦБТ: 4]. В 1976 г. печатаются, но выходят несколько позже [Официальный сайт ЦБТ: 5] банкноты 500 и 1000 юаней этой же стилистики, но портретом Чан Кайши, ушедшего из жизни 5 апреля 1975 года.

Наконец, «новый выпуск тайваньского юаня поступил в банки для распространения с 3 июля 2000 г.» [Официальный сайт ЦБТ: 6]. Банкноты представлены номиналами 100, 200, 500, 1000 и 2000 юаней. Номиналы меньше сотни: 50, 20, 10, 5, 1 юань и пол-юаня (5 цзяо) представлены монетами [Там же]

Теперь эмитентом выступает 中华民国中央银行 Центральный банк Китайской Республики, по сторонам наименования которого да-

[96]

ются красные печати. Сюжет 100 юаней составляет портрет Сунь Ятсена, барельеф, изображающий его общение с народом и иероглифы 博 爱 боай — «всеобщая любовь»; на реверсе располагается Дом памяти Сунь Ятсена.

На 200 юанях в центре дается портрет Чан Кайши, на втором плане — дети и сбор урожая, на оборотной стороне — Резиденция президента. 500 юаней украшают молодые бейсболисты и фауна Тайваня — семья тайваньского пятнистого оленя тайвань мэйхуалу 台湾梅花 на фоне горы Дабацзяншань 大霸尖山 и листочков бамбука [Официальный сайт ЦБТ: 7]. На тысячной купюре — школьники, а на оборотной стороне — фазаны микадо дичжи 帝雉, изображенные на фоне горы Юйшань и хризантем.

На 2000 юанях — изображение тайваньского спутника ROCSAT–1, взлетающая ракета и центр международной торговли г. Тайбэй. На реверсе — тайваньский лосось иньхуа гоувэньгу 樱花钩吻鲑, гора Нанху 南湖大山 и ветви сосны. Таким образом, общий дизайн денежных знаков КР отличается мозаичностью, но при этом все же выявляется последовательная эволюция изобразительных элементов, т.е. определенная логика в использовании денежного знака как средства государственного идеологического строительства. Итак, после падения японского колониального режима, как актуальный политически-знаковый сюжет на денежных знаках размещается сцена «борьбы против оккупантов». При этом перед пользователем денежного знака предстает не конкретная борьба против японского колониализма, а борьба против колониализма как такового, что демонстрируется на примере борьбы с более далекими и в географическом и в историческом смысле оккупантами — голландцами, которые с 1623 г. последовательно утверждаются на Тайване. Таким образом, посредством аналогии между старинной победой над голландцами и современной победой над японцами подкрепляет исторически обоснованное право китайского государства на территорию острова. Посредством вертикального дизайна нового тайваньского юаня, выпускавшегося после переезда КР в 1949 г. на Тайвань, подчеркиваются семантические связи между историческими бумажными денежными знаками императорского Китая и современными банкнотами. Таким образом, формируется значение преемственности, историчности,

[97]

подлинности власти Китайской Республики. Наряду с этим фигура Сунь Ятсена представляет собой главный идеологический символ, апелляция к которому возможна для консолидации тайваньского общества, ведь в этот период оно было политически неоднородно, и утверждение центральной власти проходило не совсем гладкими путями. Наконец, в 40– 50-е годы очень важным изобразительным элементом выступает карта о. Тайвань, которая превращается в своеобразный государственный логотип. По мнению исследователя Андерсона эта концепция появилась в Европе, и причиной ее появления послужила «привычка имперских государств окрашивать свои колонии на карте в имперский цвет» [Андерсон 2001: 193]. Таким образом, политическая карта превращалась в составную мозаику. «Когда эффект “картинки-загадки” вошел в норму, каждый такой “кусочек” мог быть полностью отделен от своего географического контекста. <…> В этой своей форме карта вошла в бесконечно воспроизводимые серии, став пригодной для переноса на плакаты, официальные печати, фирменные бланки, обложки журналов и учебников, скатерти и стены отелей» [Там же: 193]. Мгновенное узнавание этого карты-логотипа обеспечивает устойчивые смысловые связи между страной, денежным знаком и гражданином, создавая идеологические связи между ними, формируя образ гражданской идентичности. Вместе с Андерсоном многие исследователи национализма считают, что карта логотип играет ключевую роль в государственном идеологическом строительстве ХХ1. С 60-х годов «отличность» КР на Тайване подчеркивается

[98]

специфически местными достопримечательностями — достижениями тайваньского народа, среди которых главным становится — Дом памяти доктора Сунь Ятсена. С конца 70-х гг. пантеон великих предков — пополняется фигурой Чан Кайши. С 2000-х годов на банкнотах появляется тайваньская нация, где Сунь Ятсен и Чан Каши выступают частью этой нации. Прошлое — отцы основатели и будущее — растущее поколение. Обособленность страны подчеркивается местной флорой, фауной и собственными инновационными техническими достижениями. Таким образом, традиционное для Китая понимание власти, как власти персональной, последовательно эволюционирует к власти коллективной, к демократическим достижениям китайской республики на Тайване. Можно сказать, что визуальное воплощение концептуальности государственной власти постепенно эволюционирует от персональной диктатуры к национальной демократии. Эта тенденция косвенным образом подтверждается с помощью изображения древнего маркера власти — традиционных красных печатей. Первое время очевиден упор на личностное понимание власти. Красные печати фланкируют портрет Сунь Ятсена. Затем красные печати появляются у номинала. Как бы гарантируется государством стабильность номинала. В 60–70-е годы власть маркируется государством-эмитентом и банком-эмитентом, которые гарантируют полную стабильность номинала банкноты. Появление обозначения государства — эмитента очень значимо для Тайваня, особенно на фоне обостренного внимания континентальной власти к самостоятельности Тайваня. Ведь остров считается провинцией КНР, статус которой в скором времени будет восстановлен в соответствии с официальной точкой зрения властей континентального Китая. Наконец, в по-

[99]

следнем выпуске наименование государства-эмитента и банка-эмитента просто сливаются в расширенное наименование банка. Но при этом акцент на политическую и идеологическую независимость Тайваня сохраняется. Наконец, необходимо обратить внимание, декларативную роль денежных знаков в обще-китайском государственном идеологическом строительстве. Ведь главные герои политической истории Китая 20-го века — Мао Цзэдун и Чан Кайши — встречаются сегодня на банкнотах жэньминьби и тайби достоинством 100 юаней. Фигура каждого, таким образом, превращается лозунг или идеологическое знамя КНР и Китайской Республики соответственно.

Примечание
  • [1] Например, как упоминает Похлебкин В.В., границы какой-либо территории стали использоваться в Новейшее время в качестве эмблемы. «Она представляет собой силуэт или общий абрис, контуры территории того или иного государства, окрашенные обычно в национальный цвет. Такая эмблема, будучи внесена в государственный герб определенной страны, без всякого иносказания, так сказать, напрямую говорит, о какой стране идет речь» [Похлебкин 2004: 426]. При этом со ссылкой на Общий Гербовник, автор указывает, что «первая известная попытка использовать географическую фигуру как гербовую эмблему принадлежит русской геральдике. В 1836 году в герб капитана Ю. Ф. Лисянского было внесено изображение территории острова, открытого им во время кругосветного путешествия 1803–1806 годов и названного его именем» [Там же: 426]. Ирландия (1922–1923), Австралия (1921–1929), Новая Зеландия (1923) использовали контуры своих государств на почтовых марках, Кипр (1960) — на государственном флаге, Камерун — на государственном гербе, который был окончательно утвержден в 1986 г. Контур Франции появился на монетах Четвертой республики (1946–1958). Особое звучание эмблема территории приобрела в Советском Союзе — неделимая, окрашенная красным революционным цветом, одна шестая часть суши. «Так, например, на чехословацкой медали “За заслуги перед народной милицией” на фоне пятиконечной звезды изображен силуэт территории страны. Точно так же в Польше на медали “XXV лет освобождения Польши (1945–1980)” и на медали “За заслуги в охране границ” использован как эмблема силуэт территории ПНР» [Там же: 428].

[references=Литература]

[*]Андерсон 2001 — Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2001.
[*]Дом памяти Сунь Ятсена — Официальный сайт мемориального комплекса, http://www.yatsen.gov.tw/en/content.php?sort=101 (дата обращения: 15.01.2013).
[*]Меликсетов 1977 — Меликсетов А.В. Социально-экономическая политика Гоминьдана 1927–1949 гг. М.: Наука, 1977.
[*]Официальный сайт ЦБТ — Официальный сайт Центрального Банка Тайваня:
1 — http://www.currency.cbc.gov.tw/Emoney/A1/T05_39.htm
2 — http://www.cbc.gov.tw/ct.asp?xItem=943&CtNode=502&mp=2
3 — http://www.currency.cbc.gov.tw/Emoney/A1/T05_50.htm
4 — http://www.currency.cbc.gov.tw/Emoney/A1/T05_61.htm
5 — http://www.currency.cbc.gov.tw/Emoney/A1/T05_65.htm
6 — http://www.cbc.gov.tw/ct.asp?xItem=944&CtNode=503&mp=2
7 — http://www.currency.cbc.gov.tw/Emoney/A1/T05_89.htm (дата обращения: 15.01.2013).
[*]Похлебкин 2004 — Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Центрполиграф, 2004.
[*]Штейн 1940 — Штейн В.М. Экономический очерк Китай // Китай. История, экономика, культура. Героическая борьба за национальную независимость. М.; Л., 1940.

[100]

[*]Eluanbi_Lighthouse — Eluanbi_Lighthouse. — http://en.wikipedia.org/wiki/ Eluanbi_Lighthouse (дата обращения: 15.01.2013).
[*]Lee 1998 — Lee, Lawrence L.C. The Development of Banking in Taiwan: the Historical Impact on Future Challenges // Occasional Papers/Reprints Series in Contemporary Asian Studies. № 6, 1998 (149).
[*]Lonelyplanet — Lonelyplanet. — http://www.lonelyplanet.com/taiwan/northern-taiwan/suao-to-hualien (дата обращения: 15.01.2013).
[*]Sinobanknote — Sinobanknote, -http://www.sinobanknote.net/show_series.php? language=english&type=twd&series=1946 (дата обращения: 15.01.2013).
[/references=Литература]

Добавить комментарий