Концепция интенционального объекта воображения (образа) у Ж.-П. Сартра

"Концепция интенционального объекта воображения (образа) у Ж.-П. Сартра"1

Концепция образного сознания Сартра — это замена классической статической модели на модель функциональную, то есть динамическую.

Классическую модель сознания можно описать как вертикальную сквозную модель, в которой фрагментарные части возгоняются по восходящей линии от чувственности к мышлению, причём структурно фрагменты не изменяются, то есть организация формы сознания — восприятие, представление, мышление — саму содержательную неорганизационную сторону сознания оформляет так, что структура организации не замещает внутренний порядок содержательного материала. В отношении классической концепции образного сознания Сартр замечает: «изучать роль образа в мышлении, значит стремиться расположить его согласно его рангу среди совокупных объектов, конституирующих актуальное сознание; именно в этом смысле можно говорить о мышлении, опирающемся на образы» 2. Однако пространственная модель не выражает природу сознания самого по себе. Сознание не построено по типу пространственного объекта (например, здание и т.д.) Поэтому Сартр предлагает модель сознания не восходящего ряда, а функционально-временного ряда, модель, при которой образ как сознание не есть часть более обширного сознания (Сартр). Сознание образа есть «синтетическая форма, которая представляется определённым моментом временного синтеза и сопрягается с другими, предшествующими и последующими, формами сознания, чтобы сформировать некое мелодическое единство» 3. То есть Сартр имеет в виду, что один и тот же объект не может быть дан одновременно и в образе, и в памяти.

Объект восприятия и объект образа. Первое свойство объекта восприятия. Объект восприятия в своем ряду явлений бесконечен. Он дается в ряде профилей, проекций (Abschattungen). «В мире восприятия никакая вещь не может явиться сама по себе, не связанная бесконечным числом отношений с другими вещами. Более того, именно бесконечность этих отношений, — равно как и бесконечность отношений, поддерживаемых ее элементами между собой, — именно бесконечность этих отношений конституирует самую сущность вещи. Отсюда проистекает некоторая избыточность мира 'вещей': в каждый момент здесь всегда имеется бесконечно больше того, что мы можем увидеть; чтобы исчерпать богатства моего актуального восприятия, понадобилось бы нескончаемое время… объект же не мог бы существовать, не обладай он определенной индивидуальностью, что означает — 'не поддерживай он бесконечного числа определенных отношений с бесконечным множеством других объектов'» 4.

Второе свойство объекта восприятия. Бесконечное число пересечений свойств объекта со свойствами других объектов, выступающих в бесконечном числе отношений между объектами, дает индивидуальное качество вот этого самого объекта, что открывается нам в восприятии, которое есть синтетический акт.

Третье свойство объекта восприятия. Строй проекций объекта восприятия накапливается медленно и всегда оказывается незавершенным. В этой связи можно уверенно сказать, что сознание всегда оказывается перед лицом вынужденной незавершенности содержательного материала, который оно, во-первых, во всякий данный момент не в состоянии завершить окончательно в виду отсутствия полного контроля над производством содержательного материала, а во-вторых, сознание всегда уже завершило свою работу, имея до всякого восприятия конструкт неопределенного предмета эмпирического наглядного представления (Кант).

Свойства объекта образа. В объекте образа, который по своей формально-синтетической стороне близок к объекту восприятия, сам состав свойств иной.

Первое свойство объекта образа. Первое свойство совпадает со свойством объекта восприятия: объект образа дан в синтетических актах. Второе свойство. Объект образа дан с весьма ограниченным числом (рядом) свойств, которые даны нам моментально и окончательно: «Мысленно вращая перед собой ради забавы некий образ куба и воображая, как он поворачивается к вам то одной стороной, то другой своей стороной, вы нисколько не продвинетесь к завершению этой операции и ничего не узнаете» 5. Третье свойство объекта образа — иллюзия имманентности. Здесь, поясняет Сартр, имеется в виду то, что сознание предстает как локализованная вовне местность с упорядоченным в квази-пространстве подобием вещей-образов. Наконец, четвертое свойство объекта образа состоит в том, что объект образа непосредственно очевиден в том плане, что его не следует «узнавать», поскольку объект образа есть функция конструирующей деятельности сознания без участия материала внешней чувственности. Сознание не оформляет содержательный материал чувственности так, как это делается в случае с объектом восприятия. Сознание в процессе синтезирования образа создает не только формальную сторону, но и содержание образа, которое есть сторона самого формального процесса. Содержание объекта образа обусловлено интенциональностью сознания, то есть по мысли Ф. Брентано, направленностью сознания на само себя. Следовательно, объект образа и есть подлинный интенциональный объект, принадлежащий исключительно сознанию.

Сартр констатирует: «Интенция — в центре сознания: именно она нацеливается на объект, то есть конституирует его как то, что он есть» 6. Что со стороны объекта выглядит следующим образом: «объект… коррелятивен некоему синтетическому акту, содержащему среди своих структур некое знание и некую интенцию» 7. То есть объект образа конструируется путем устремления интенции к некоторому содержательному материалу. Например, «если я воспринимаю Пьера на фотографии, значит я его туда помещаю. А каким образом я мог бы поместить его туда, если не посредством особой интенции» 8.

Объект образа, суммирует Сартр, есть акт веры, или позиционный акт. Позиционный потому, что объект отсутствует, однако воображение посредством присвоения ему определенного статуса ставит объект в определенную позицию к сознанию. Таких статусов, или позиций интенционального объекта, насчитывается Сартром четыре. Объект полагается как

  1. несуществующий,
  2. отсутствующий,
  3. существующий в другом месте и, наконец,
  4. образ как синтетический акт нейтрализует себя, то есть не полагает свой объект как существующий.

Здесь, замечает Сартр, имеет место приостановка веры, однако такая приостановка остается позиционным актом.
Примечания
  • [1] Данная работа написана в рамках проекта, поддержанного РГНФ (проект № 00-03-387а).
  • [2] Сартр Ж.-П. Воображаемое. СПб., 2001. С. 69.
  • [3] Там же.
  • [4] Там же. С. 61.
  • [5] Там же. С. 60.
  • [6] Там же. С. 63.
  • [7] Там же.
  • [8] Там же. С. 75.

Добавить комментарий