Опыт системного рассмотрения костюма


[287]

Костюм — понятие, включающее в себя все, что искусственно изменяет облик человека, держась на его теле — сюда относится: одежда, головной убор, обувь, прическа, дополнения (украшения, аксессуары), макияж, пирсинг и парфюм. На данный момент в науке не было комплексных всеобъемлющих исследований костюма, работ, где костюм как явление сам по себе выступал бы объектом изучения. Исследования костюма были в основном вспомогательными, в целях изучения других подсистем бытия и культурных явлений. В результате анализа существующей литературы установлено, что существует пробел в философском знании относительно столь значительного феномена культуры как костюм. Отсутствуeт достаточно четкое представление о нем как о целом, нет попыток выявления закономерностей его формирования, функционирования, эволюции. В настоящий момент существуют разрозненные специальные взгляды на костюм: исторический, социологический, информационный, эстетический и т.д., рассматривающие костюм лишь в одной определенной плоскости. Усиление актуальности вопросов, связанных с костюмом, многообразие их трактовок, [288]
порожденных опытом ведут к необходимости замены традиционного интуитивно-комплексного подхода новым — системным, адекватным такому сложному явлению как костюм. Применение системного подхода с целью построения теории костюма, станет новым знанием в области культурологии. Представляется необходимым использовать принципы, подходы и задачи системного взгляда на объект на всех этапах исследования. Рассмотреть костюм в трех плоскостях системного подхода, в результате чего выявить три вида закономерностей его жизни: структурные, функциональные и исторические. Это позволит по-новому взглянуть на историю костюма, с теоретической точки зрения.

Особое значение на все этапы жизни костюма оказывает человек (его тело и душа), что и является существенным отличием костюма от других вещей и резко усложняет его изучение, ибо человек — наиболее непростой объект в научном знании на все времена. Познавая костюм, мы отчасти познаем человека, т. е. самих себя. А совмещение объекта и субъекта познания сильно усложняет исследовательский процесс, а в некоторых аспектах делает его невозможным. Костюм — это «культурная кожа» человека, это самая близкая к человеку вещь из всего предметного мира.

Системный взгляд на костюм представляет его как многостороннюю, многоаспектную целостность, суть которой и определяется ее структурной сложностью, а структура — ее основными функциями. Наш объект исследуется на разных уровнях в зависимости от решения задач: мегаобъект — костюм как целое рассматривается при выявлении его места в культуре, его функций, его структуры, истории. Миниобъект — идеальная модель единичного объекта, элемента костюма — при выявлении факторов формирования, закономерностей сложения и «жизни» в онтогенезе. Системное исследование костюма необходимо начать с обозначения и описания иерархии систем, в которую входит костюм, что позволит нам глубже проникнуть в сущность изучаемого объекта.

Предметный аспект (структурный анализ объекта в статике) предполагает решение двух задач: выявление необходимых и достаточных элементов миниобъекта и выявление их связей, что позволит раскрыть устройство целого. Здесь объектом должна стать единичная вещь. В этой части исследования предстоит выявить из каких элементов состоит объект, а также обозначить связи, соединяющие эти компоненты. В целях выявления структурной единицы костюма следует представить его жизненный цикл, который состоит из следующих ступеней:

Планирование — проектирование — производство — обслуживание — потребление Обслуживание и потребление — стадии не совсем последовательные, они часто переплетены, иногда обслуживание является продолжением производства на пути к потреблению, а иногда шагом назад из потребления.
[289]

Анализ функционирования также необходимо вести в двух направлениях: раскрытие внутреннего взаимодействия элементов (внутренней функции вещи) и взаимодействия объекта со средой — внешние функции. Внутренние функции мегаобъекта также образуют иерархию от уровня подсистем, где взаимодействуют одежда, обувь и т.д., до уровня миниобъекта — индивидуальных элементов костюма, где взаимодействуют конструктивные детали. Здесь внутренняя функция — обеспечить целостность вещи — сапога, платья, броши и т.д. Далее предстоит наполнить выявленные связи функциональным содержанием, раскрыть стоящие за ними объективные отношения, т. е. выявить функциональные закономерности.

В ходе системного анализа мы сможем выстроить иерархию функций костюма. Исторически сложилась в качестве первой и основополагающей обобщенной функции костюма — инструментально-практическая (костюм как инструмент реализации практических целей). Из практической функции непосредственно вырастает функция сокрытия тела. Социальные функции костюма образуют две основные ветви: функции информирования, функции формирования. Ветвь информирования состоит из функций информирования о человеке как об индивиде и как о части группы. Вторая мощная ветвь социальных функций — формирование внешнего и внутреннего облика человека.

Исторический аспект системного подхода позволит рассмотреть костюм в двух аспектах: генетическом и прогностическом. Генетический срез позволяет осветить происхождение данной системы. Процесс ее формирования и дальнейшей судьбы, вплоть до момента ее изучения. Другой — прогностический — связан с рассмотрением перспектив дальнейшего развития системы, ее возможного, предполагаемого будущего.

Но изучать историю костюма мы будем с определенной методической позиции, которая основывается на следующих моментах. Во-первых, будем рассматривать мегаобъект, т. е. костюм в целом, как феномен культуры. Во-вторых, будем использовать логический метод, позволяющий отойти от конкретных исторических фактов, а прослеживать общую структуру событий. И, наконец, будем строить анализ на основе общей методологии исследования, в трех плоскостях — структурной, функциональной и исторической.

1. Плоскость элементов

Выделенные нами структурные элементы можно рассматривать во всех ипостасях, и в исторической в том числе. Состав элементов всегда неизменен. Проводя же исторический анализ необходимо проследить состояние каждого элемента (формообразующего фактора) на разных исторических этапах и у каждого народа. Здесь с научной точки зрения будет интересен сравнительный анализ.
[290]

2. Функциональная плоскость

Здесь следует вспомнить о 6-ти типах предметосозидания, сформулированных в работах М.А. Коськова, и группировки всех функций костюма в соответствии с ними. Интересно будет проследить какова степень проявления этих типов в историческом развитии.

3. Цикл жизни костюма

Цикл жизни костюма состоит из нескольких крупных этапов: изготовление, потребление и обслуживание, но все это относится, так или иначе, к сфере формирования. Но в исторической плоскости существует еще три составляющие цикла костюма: обучение, оценивание и осмысление. Осмысление — высшая ступень в жизни костюма и именно на ней мы сейчас и находимся, пытаясь не просто оценить, а понять костюм, проникнуть в его суть. Никто из исследователей до сего момента не ставил перед собой цель всесторонне осмыслить мир костюма как феномена культуры.

Отражая содержание той исторической эпохи, в которую он возник и существовал, костюм является в то же время оригинальным феноменом, имеющим значение, как для изучения мировоззренческого фона эпохи, так и понимания феноменов человека и культуры в целом.

Состав элементов системы костюма очень велик и многообразен, и хочется надеяться, что когда-нибудь появится возможность детально проанализировать каждую подсистему костюма. Найти ее специфические закономерности формирования и функционирования, подвергнуть тщательному системному исследованию многофакторный исторический аспект, что, безусловно, приведет к новым важным выводам, необходимым для постижения сущности костюма, культуры, человека и жизни вообще, что и является целью философского поиска.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий