Типология костюма


[116]

Без составления всеобъемлющей типологии костюма невозможно глубокое изучение основ его существования в культуре. Многообразие костюма можно сравнить с разнообразием жизненных ситуаций или человеческих характеров. Основной путь к пониманию его сути — типология, расчленение на классы, группы, виды и т.д. в различных плоскостях по отношению к человеку и среде

В научной литературе по данному вопросу нет законченных исследований. Хотя стоит отметить, что каждый автор, приступающий к изучению костюма классифицирует его по какому-либо признаку. Большая часть литературы по костюму — исторические и этнографические исследования, следовательно, в них костюм разделяется по географическим или временным основаниям. В литературе, [117] посвященной вопросам возникновения элементов одежды, их развитию, способам формирования имиджа обычно разделяют костюм по отношению к телу, конструкции и функциям.

Каждый тип классификации открывает новые сферы для исследования, вскрывает неожиданные проблемы и новые аспекты костюма. Целью данной статьи является попытка обозначить все возможные классификации костюма.

Прежде всего, следует обозначить объект исследования. Под костюмом следует понимать все, что искусственно изменяет облик человека, держась на его теле, сюда относится одежда, головной убор, обувь, прическа, украшения, аксессуары, макияж и парфюм. Определение уже содержит первую и основную классификацию — перечислены подсистемы костюма.

Основные «человеческие» плоскости типологии


1. Антропологическая


а) по отношению к телу

Основание классификации — степень близости к телу, а как следствие — степень влияние на тело.

Перечислим их от самого близкого до самого далекого:

  • раскраска тела (татуировка, макияж, парфюм)
  • одежда, обувь, головные уборы, украшения
  • аксессуары (тоже имеют различное влияние: например очки — ближе, чем сумочка).

Многие системы, например одежда, имеют внутри себя тоже различия (белье и верхняя одежда).

Данное основание необходимо учитывать при создании и потреблении костюма, ибо человеческое тело может принимать только определенные материалы, фактуры, вещества. Вся история производства костюма развивается в направлении создания наиболее комфортных и безопасных для здоровья материалов и веществ (макияж, парфюм).

б) по отношению к частям тела (виды одежды, головные уборы, обувь и т.д.)

Эта классификацию мы уже встречали в определении и потому ее можно назвать определяющей при системном подходе к изучению костюма. Построим полную иерархию систем и подсистем костюма.

Одежда

По способу крепления на теле одежда делится на поясную (юбки, брюки, шорты, трусы и т.д.) и плечевую (рубашки, [118] платья, сарафаны, плащи, пальто, шубы, пиджаки, майки, свитера, и т.д.) Конфигурация и пластика тела диктуют различия элементов костюма. Одежда размещается на трех частях тела — туловище, руках и ногах.

Всю одежду также делят на три слоя: белье, нательная одежда и верхняя.

Белье

Производители разделяют белье на три вида:

  • каждодневное (практичное, из плотных натуральных или смесовых материалов, гладкое),
  • праздничное (нарядное, со всевозможными украшениями, под стать одежде для особых случаев)
  • белье для интима (открытое, прозрачное, со всевозможными украшениями, накладными деталями (оборками, бантиками, кружевами, бусинками), часто с намеком на шутку.

В XII веке появились изящные интимные домашние одежды (как правило для утреннего туалета): неглиже, полонез, пеньюар, шмиз, существующие до сих пор. В Европе XIX благодаря путешествиям в тропики стала известна пижама.

Нательная одежда

Это самый многочисленный раздел одежды, перечислять все ее виды трудно и нецелесообразно, весь этот массив находится между бельем и верхней одеждой. Однако следует обратить внимание на следующую особенность, зависящую от климата. В жарких странах, белье и нательная одежда часто объединяются, образуя довольно открытую одежду, используемую каждый день в целях минимизации материалов, присутствующих на теле. Тогда как одежда северян отличается многослойностью, что увеличивает количество видов одежды.
[h7]Пиджачный раздел:[/h7]

Блайзер, джемпер, жакет, жилет, пиджак, свитер, смокинг, фрак, костюм («двойка», «тройка», с юбкой или брюками), рубашка (блузка).
[h7]Одежда для ног:[/h7]

Брюки, шорты, носки, чулки, колготки.

Отдельно выделяем платье (сарафан) и юбку.
[119]

Верхняя одежда

Разнообразие видов верхней одежды не так велико, в основе деления лежат, прежде всего, сезоны и конечно, конструкция и материал. Перечислим основные типы верхней одежды: дубленка, шуба, манто, куртка, пальто, плащ.

Историки костюма выделяют около 17 видов пальто.

Также следует обратить особое внимание на отдельные элементы одежды, которые, как правило, обладают особой символической силой — воротники, манжеты, галстуки (шарфы, платки), носки (чулки), пояса (ремни), перчатки (рукавицы). Эти незначительные детали могут полностью изменить информационную нагрузку костюма в целом.

Обувь

Обувь разделяют на:

  1. шитую,
  2. подкроенную и прикрепленную к ноге различными перевязями,
  3. плетеную.

По конструкции обувь делят на

  1. сандалии и сабо,
  2. туфли,
  3. сапоги и ботинки.

Головные уборы

Головной убор всегда ассоциировался с головой, поэтому он обладал сильным символическим значением. В произведениях искусства головной убор мог выполнять функцию замещения головы.

Есть смысл разделить головные уборы по конструкции:

  • Кольцевые (венки, венцы, короны)
  • Головные уборы с дном — шапки (шляпа, берет, чепец, кепка и т.д.)
  • Покрывающие (платок, вуаль, фата)

Украшения

Все многообразие украшений по назначению делится на:

  • платяные (броши, запонки, пряжки, застежки, булавки),
  • нательные (серьги, колье, цепочки, кулоны, кольца, браслеты) и
  • украшения для волос (заколки, диадемы и т.д.).

По способу крепления мир украшений состоит из следующих подсистем: шейные (цепочки, кулоны, ожерелья, колье, ленты, подвески, бусы, медальоны); ушные (серьги, клипсы, пуссеты); браслеты (на руки и на ноги); напаличные (кольца, перстни); украшения для волос (заколки, накладки, венки, диадемы, височные кольца, ленты и т.д.).

Аксессуары

Глядя на историю костюма можно сделать вывод, что в принципе, почти любая небольшая вещица может стать [120] интересным и важным аксессуаром определенного костюма. Поэтому перечислим здесь наиболее распространенные: сумка, зонт, носовой платок, веер, зеркало, табакерка (трубка, подсигар, зажигалка), кошелек (бумажник, портмоне), записная книжка (ежедневник), часы, трость, очки, маска (мушки), муфта, цветы (искусственные и натуральные).

Прическа

Прическа — убранство головы, во многом символизирует строй ее внутреннего содержания, мировоззрение каждого человека и эпохи в целом.

Волосы на голове, поскольку они покрывают верхнюю часть человеческого тела, символизируют духовные силы, высшие силы, воплощают духовное состояние человека. Волосы на теле связывают с влиянием иррациональных, низших сил, биологических инстинктов. Волосы означают также плодородие. В индуистской символике означают «силовые линии» Вселенной. Густая шевелюра является воплощением жизненного порыва, будучи связана с желанием преуспеть. Важное значение имеет цвет волос. Темные волосы имеют темную, земную символику, тогда как светлые (золотые) ассоциируются с солнечными лучами, чистотой и добром, и все положительные мифологические и сказочные герои имели светлые волосы (Белоснежка, Снегурочка, Златовласка). Медно-рыжие волосы свидетельствуют о демоническом характере и связываются с Венерой. Столетиями живет представление, что ведьма должна быть рыжей, и что таким людям всегда везет. Множество колдовских ритуалов связано с волосами, как духовной энергией человека. Теряя волосы, мы теряем силу как библейский Самсон. Обратной стороной потери волос является добровольная жертва. Все, кто отвергает земную жизнь, чтобы встать на путь абсолютного аскетизма, обязан постричь волосы (монашеский постриг). Люди с давних пор уделяли прическе большое значение. По словам Дидро, прическа делает женщину более привлекательной, а у мужчины подчеркивает черты его характера.

Прически принято разделять на:

  • короткие,
  • средние,
  • длинные.

Макияж

Макияж входит в систему косметики, которая делится на декоративную и гигиеническую. К этой системе мы также [121] относим и такое неотъемлемое качество человеческого образа как запах, а значит и всю систему придания человеку искусственного запаха (парфюм). Мы остановимся лишь на декоративной косметике и парфюме, как непосредственно входящих в систему костюма, и хотя гигиеническая и лечебная косметика имеет отношение к костюму через систему тела, но она имеет биологическую, а не культурную основу. Она наряду с другими средствами формирует определенный образ человеческого тела, что конечно, имеет непосредственную связь с костюмом. Но изучение телесности и ее эстетических идеалов — тема другого исследования. Можно сделать лишь один вывод: гигиеническая косметика всегда имела один вектор в своем развитии — остановить время, сохранить молодость и свежесть.

Под макияжем следует понимать как раскраску лица, так и тела. Система макияжа имеет одно важное отличие от других подсистем костюма — она фактически не несет никакую практическую функцию (за исключением некоторых косметических средств, защищающих кожу от ветра, холода и солнца, но это больше имеет отношение к медицине). Т. е. макияж выполняет чисто символическую роль, отражая, прежде всего, господствующие этические и эстетические нормы.

Традиционно выделяется несколько значимых зон — подсистем макияжа:

  • общий вид кожи и коррекция лица в целом — связан с общем состоянием здоровья и настроения
  • глаза — связывают обычно с душевным состоянием и характером (глаза — зеркало души), по данным исследований психологов, глаза — первый элемент на лице, на который обращают внимание окружающие. Очень большой процент информации о человеке идет от глаз.
  • брови — это обрамление глаз, некий яркий акцент на лице, обычно связывается с волей, жизненными целями.
  • рот — символ общения, исток речи, а значит мыслей и эмоций. Также губы — сильнейший символ чувственности. Макияж губ — говорит об отношении к любви.
  • маникюр — руки — символ деятельности человека, они как ничто иное выдают возраст и профессию. В 1925 году в Европе появился нитроцеллюлозный лак для ногтей, тогда же изобрели и лакосниматель на основе смеси ацетона, эфира и жироподобных веществ.

[122]
  • педикюр — символ особой ухоженности. В современном мире существует стойкий стереотип, что педикюр — для людей либо праздных, либо сильно стремящихся к совершенной внешности.

Все зоны должны быть выдержаны в едином стиле, что позволяет законченному макияжу выполнять многообразие своих функций в сочетании с другими элементами костюма, создавая гармоничный образ.

Раскрашивание тела было первым костюмом человека. Из глубины веков до нас дошли такие ее проявления как татуировки и макияж.

Когда появилось электрическое освещение, макияж вступил в новую стадию.

Раскраска лица имеет в современном мире две разновидности: грим и макияж. Основное их различие в расстоянии и во времени. Грим предназначен для сцены, съемочной площадки, а макияж — для реальной жизни. Поэтому к макияжу предъявляются жесткие требования — стойкость и натуральность. Искусственные краски должны буквально впитываться в кожу, компенсируя природные цветовые недостатки.

У первых людей уже существовало искусство раскрашивания лица и тела и татуирование. Корень «тату» попал в европейские языки из поленизийского, там он означал «рана, знак». Разрисовка имела магическое значение (боевая раскраска, дифференциация, защита от злых сил и т.д.). Окраска имела также и практическое значение, т. е. медицинское, некоторые краски отпугивали насекомых, другие лечили заболевания кожи и глаз. Татуировка делится также на временную и вечную.

Парфюм

С давних времен люди начали придавать своему телу посторонние запахи. История запахов — очень стара и загадочна. В ее основе лежит древнейшее знание о том, что существа иных миров питаются запахами. Светлые духи притягиваются чистыми запахами, адские — отвратительными миазмами.

Существует четыре основные вида парфюмерных жидкостей:

  • Вечерние духи — наиболее богатые по композиции, самые сильные и стойкие
  • Дневные — не столь концентрированные, но обладающие утонченным сложным букетом.

[123]
  • Туалетная вода — жидкость с ярко выраженным запахом, как правило, легким, свежим: цветочным, фруктовым или морским.
  • Одеколон, парфюмерная вода — с легкой отдушкой, освежает кожу.

По своему качеству всю парфюмерию можно разделить на естественные и искусственные (или фантазийные) запахи. Здесь не имеется в виду технологический процесс (люди давно научились синтезировать аналоги естественных ароматов). На ранних стадиях развития человечества все запахи — концентраты природных веществ, в основном растительного происхождения. Но вскоре люди научились смешивать несколько запахов, здесь имелись определенные правила: ароматы должны гармонично сочетаться, обогащая друг друга. Смешение запахов — это как смешение музыкальных звуков из одних и тех же составляющих может возникнуть полная дисгармония или волшебная мелодия.

Натуральные ароматы — цветочные, фруктовые, лесные, это, как правило, чистые запахи, в которых четко угадывается главный компонент (роза, лимон, хвоя и т.д.), им присущи следующие характеристики — легкость, свежесть. Выражают — юность (свежесть, наивность), беззаботность, романтизм, мечтательность, предназначены для утра, дня, отдыха, лета.

Фантазийные ароматы — сложные букеты, имеющие основные и второстепенные нотки, угадать составляющие практически невозможно, им присущи характеристики — насыщенность, сила, тяжесть. Выражают — загадочность, уверенность в себе, предназначены для вечера, торжественных событий, зрелого возраста.

Все многообразие ароматов принято разделить по общему эмоциональному воздействию на цветочные, сладкие, свежие, пряные, восточные, горькие.

2. Демографическая


Пол

Тут очевидно разделение на мужские и женские элементы костюма, цвета, фактуры, материалы.

Мужские — сдержанные оттенки, как правило, темные, с преобладанием черного, часто встречаются строгие контрасты, фактуры жесткие, ткани плотные, тяжелые, непрозрачные, рисунки и фактуры геометрические, технические.
[124]

Женские — пастельные оттенки, вся розовая палитра, легкие, мягкие фактуры, легко драпирующиеся, прозрачные, с блестками, вышивками, гипюр, цветочные, растительные мотивы, горошек и мягкие линии в фактуре и рисунках, жемчуг и перламутр — материал для аксессуаров и украшений.

Костюм может различаться по половому признаку либо незначительными деталями (например: сторона застежки), либо вообще всей формой. Так, в XVII веке мужчины широко использовали шикарные кружева, сейчас же это прерогатива дам, один из символов женственности. Признаки женственности и мужественности, разумеется, менялись у разных народов и в разные эпохи, но присутствовали всегда. Исключением, пожалуй, является конец XX века, с его идеей унисекса.

Возраст

С давних пор существовали различия между детским и взрослым костюмами. Внутри этих групп имеются градации: маленькие дети, подростки, молодежь, люди зрелого возраста, пожилые, старики. В костюме устанавливаются особые детали для старшего поколения и особые для младшего. Вот некоторые примеры: бантик или слюнявчик всегда для нас являются символами детскости, повязанный на голове женщины платок обычно ассоциируется со старостью, костюм с явными признаками эротизма могут носить только молодые люди. Подобные стереотипные символы прочно закрепляются в культуре.

Как и в случае в половой принадлежностью принято разделение на детские и взрослые рисунки, цвета, фактуры и материалы.

Понятие детского костюма как самостоятельной группы возникло только во второй половине XVIII века в Англии. До этого времени детская одежда была лишь уменьшенной копией взрослой. Это разделение объясняется во многом резким усложнением костюма, что делало его слишком не удобным для детей.

Основные средовые плоскости


1. Историческая (временная) — эпохи, века, периоды, годы…

Данная классификация, применяемая к костюму, является самой распространенной в исторической науке. При этом подходе история вещей и явлений изучается с точки зрения принадлежности их к тому или иному времени. Наиболее общепризнанные крупные [125] градации: первобытность, античность, средние века, возрождение, XVII, XVIII, XIX, XX века. Развитие костюма в этом случае рассматривается как линейный процесс, в центре внимания — признаки, отличающие одну эпоху от другой. Внимание исследователя концентрируется на стилистических особенностях костюма общих для всех архитектонических искусств каждого периода.

Внутри каждой эпохи принято выделять более мелкие периоды, названия их общеизвестны.

2. Природная


Пространственно-географическая

Здесь наиболее яркое деление происходит на два полюса — восток-запад. Разумеется, что различия выходят далеко за грань географии. Проблеме «Восток-Запад» посвящено множество работ, и все проблемы, обсуждаемые в них, имеют то или иное отражение в костюме.

Дальше деление происходит простой схеме: континенты, страны, регионы, города, селения, городские кварталы.

Климатическая

В силу того, что одной из первых функций костюма была защита тела от природных воздействий костюм, прежде всего, стал различаться по приспособленности к различным климатическим и природным условиям.

Деление происходит в следующих плоскостях:

  1. Южные и северные районы.
  2. Горные, лесные и степные зоны.
  3. Времена года (наиболее распространены два сезона осень/зима и весна/лето)
  4. Время суток (день/ночь)
  5. Атмосферные явления (дождь, снег, ветер, солнце)

Разумеется, что плоскости в реальности пересекаются, образуя большой спектр природных условий, требующих специального костюма. Зимняя ночь в южном лесу и летний день в северных горах, северное и южное солнце, дождь и ветер в степи и в лесу и т.д. во многом обуславливают многообразие костюмов народов, населяющих нашу планету.

С развитием деятельности человека и промышленности постоянно появляются новые костюмы, специально приспособленные для пребывания в экстремальных природных условиях, что позволяет [126] людям пробираться в самые труднодоступные уголки Земли и неизведанные среды. Человечество разработало экипировку для покорения горных вершин, морских глубин, непролазных тропических лесов, пустынь и полюсов.

В данной классификации следует обратить внимание на еще один интересный и важный момент, связанный с влиянием человеческой деятельности на природные явления. При создании и использовании костюма необходимо учитывать определенную степень изменения климатических условий в городской среде. (Снегопад в городе и в сельской местности требует от нас различной одежды).

Физическая

Данная классификация несколько связана с предыдущей, поскольку климат и физическая среда взаимосвязаны (подводная среда южного и северного морей сильно отличаются). Мы можем выделить несколько физических сред в которых приходится бывать человеку, и следовательно, иметь соответствующий костюм, обеспечивающий полную безопасность:

  1. наземная, (равнины, горы)
  2. водная, (озера, реки, моря, океаны, искусственные водоемы)
  3. воздушная, (различная высота)
  4. космическая,
  5. подземная, (различная глубина и характер пород)
  6. подводная, (тип водоема, глубина)
  7. огненная,
  8. отравленная (характер отравляющего вещества)

В каждой среде имеет значение климат.

3. Этнографическая — этносы, народы, племена (обряды, обычаи)

Это одна из распространенных классификаций среди исследователей костюма. Основной массив всей литературы по костюму — этнографические работы, содержащие подробные описания костюмов тех или иных этнических общностей и связанных с ними обычаев и ритуалов. По подобным исследованиям хорошо изучать такое явление как национальный костюм.

Этнографическая классификация состоит в следующем:

  1. Этносы
  2. Народы
  3. Племена
  4. Отдельные обряды определенных этнических общностей

[127]

4. Социальная — слои общества


Сословия (социальный статус)

Много научных работ, посвященных костюму той или иной эпохи, имеют в своей основе разделение по сословиям. Одежда различных сословий изначально определяется присущим им образом жизни, ее закрепленная форма работает как знак, указывающий на тот или иной слой общества. Вождь выделялся среди соплеменников, его почитали как особенного человека. Крой и детали костюма говорят о статусе в обществе, родовых традициях и т.д. И в современном мире эта функция костюма существует (например, в деловом костюме — чем тоньше полоска, тем выше статус его владельца). Ошибки здесь всегда были крайне нежелательными и могли нанести оскорбление. Люди очень трепетно относились к своему положению в обществе и всегда старались как-то подчеркнуть его в костюме. Зачастую разные сословия имеют различные этические, эстетические и т.п. нормы, что тоже отражается в костюме. В классовом обществе просто необходимы внешние признаки, устанавливающие характер отношений и общения.

Профессия

При переходе от натурального хозяйства к рыночному укладу, с его разделением труда и товарообменом в каждом деле появились свои профессионалы, и как следствие, однотипный костюм. Его форма во многом зависела от специфики деятельности и содержала элементы, объединяющие людей одной профессии в некую корпорацию, подчеркивала тем самым общность занятий, накладывающих отпечаток на их характер, мировоззрение, отношение к окружающим. Мы даже характеризуем группы людей, называя признаки или элементы их одежды, например: «люди в белых халатах», «люди в погонах», «белые воротнички» и сразу все понимают, о ком идет речь.

Следующие профессии имеют наиболее четко определенные и легко различаемые костюмы: военные, медицинские работники, работники транспортных компаний, общепита и т.д.

Конфессия

Данная типология предполагает изучение костюма представителей различных религий, а также их ветвей и еретических течений. Каждая религия устанавливает и обусловливает определенные формы костюма, особенные покрой, силуэт, цвета, аксессуары и детали. [128] В зависимости от степени влияния религии на жизнь общества в тот или иной период, данные особенности так или иначе воздействует на все формы и виды костюма.

5. Эстетическая — иерархия стилей, смена мод и т.п.

Довольно обширный пласт литературы, посвященный костюму, имеет в своей основе именно эту классификацию. История костюма, как правило, строится на рассмотрении различных стилей костюма и мод, сменявших друг друга на протяжении существования человечества. Исследователи современности также активно пользуются этой иерархией в своих работах, рассматривая палитру стилей, одновременно присутствующих в наше время и лежащих в основе наук об имидже. В связи с этим следует отметить, что исследование стиля костюма строится по двум направлениям: исторические стили и современные. В понятие «современные» входят не только стили, возникшие в последние десятилетия текущего столетия, а все то многообразие стилей костюма, которое есть в распоряжении наших современников, а также само отношение к стилю как к инструменту. Это связано с тем, что на современном этапе развития человечества стиль текущей эпохи можно определить как поливариантность, т. е. его нельзя определить однозначно, он зависит от множества причин и легко меняется в зависимости от ситуации, настроения и т.д. Поэтому мы перечислим основные исторические стили, сформировавшиеся в той или иной эпохе, а затем основные стили, в которых может выразить себя современный человек. Разумеется, многие современные стили имеют в своей основе определенные исторические стили.

Перечислим основные исторические стили:

Античный. Тело рассматривалось как зеркало, должное отразить совершенство мира. Костюм подчинялся законам логики и гармонии. Античный стиль — это образ «греческой колонны», стремящейся в высь к свету и совершенству. Использование тканей определенной ширины в соответствии с размерами ткацкого станка, одежда не кроенная, а собранная в вертикальные складки, наряд выдержан в соответствии со строением человеческой фигуры, обувь — практически одна подошва.

Романский. Нес в себе наследие античности, однако с определенными излишествами. Простое, не прилегающее к фигуре платье (сшиваемое из двух частей) было отделано широкой каймой.
[129]

Готический. Именно в это время появляется крой, ставший необычайно сложным и виртуозным. Одежда подгоняется по фигуре. Костюм той эпохи сродни готической архитектуре. Преобладание вертикальных линий и заостренных деталей.

Ренессансный. Стремление к гармонии, выраженной в симметрии и отсутствия излишеств. Во всем — только естественные пропорции. Современники пытались создать богатый и элегантный костюм, способный подчеркнуть достоинства человека. Впервые женское платье делится на длинную юбку и лиф. Одежда отличается использованием дорогих тканей, сложных орнаментов, необычным оформлением рукавов, сочетанием двух цветов, материалов.

Барокко. Появление новых материалов, наиболее популярными становятся бархат и металл. Стремление к роскоши и эксцентричности. Официальность, чопорность тяжелых нарядов.

Роккоко. Платья становятся более изящными, громадные наряды уменьшаются до более человеческих размеров. Обилие складок а связи с применением атласа, богатейшее нижнее белье. Преобладание в нарядах пастельных тонов и обилие аксессуаров.

Ампир. Следовал по стопам античной моды (это касалось только дамского костюма). Характерные черты: простота линий, вертикальны складки, смещение линии талии под грудь, рукава-«фонарики», глубокое декольте. В гардеробе мужчин появляется темный фрак, который носили с галстуком, узорчатым жилетом и цилиндром.

Денди. В начале XIX века создается тип скромно, но идеально одетого господина — денди. Главнейший признак — внешняя простота костюма в совокупности с ее дороговизной и совершенным покроем. Возросшая роль галстука, который становится единственным броским украшением на белоснежной рубашке.

Романтизм. Ярче всего этот стиль проявляется в женском костюме, отличительными чертами которого считается приталенный лиф, широкие рукава, множество воланов, рюшек и бантиков, легкие цветовые оттенки, что создает ощущение воздушности и нежности.

Модерн. Эго характеризует отказ от всех старых норм в костюме. Модерн отличает S-образный силуэт дамского костюма, свободные просвечивающие платья, декоративность и экстравагантность в сочетании с фантастическими образами.
[130]

Сегодня в костюме развиваются одни стили, рождаются и умирают другие, все их описать просто невозможно. Но все-таки можно выделить несколько из них, имеющих характерные черты и устойчиво существующих в современном костюме. Рассмотрим каждый из них и попутно поясним, какие психологические характеристики мы можем получить вместе с костюмом определенного стиля.

Деловой стиль

Часто подходит под определение «классический», а также носит много элементов спортивного стиля. Основные характеристики — деловой, солидный, серьезный, уверенный в себе, порядочный, внушающий доверие, строго элегантный, удобный. Данный стиль отличают строгие силуэты, в основном темные либо светлые сдержанные, приглушенные цвета, однотонные материалы (допускаются лишь неконтрастная клетка и полоска). Основную роль играет деловой костюм в сочетании с умело подобранной рубашкой (блузкой), часто белого цвета. Работников умственного труда недаром называют «белые воротнички». Особое внимание уделяется качеству материалов и изготовления. Строгость линий и приглушенная сине-серо-коричневая гамма присутствует во всех аксессуарах и других системах костюма (прическа, макияж). Олицетворяет и подчеркивает разумность, логичность, волю, целеустремленность, сдержанность.

Стиль на каждый день — для работы, деловых визитов, официальных поездок.

Романтический

Можно назвать полной противоположностью делового стиля, являясь олицетворением эмоциональности, чувствительности, мечтательности, нежности, сентиментальности. Разумеется, наибольшее распространение он находит у женщин. Можно сказать, что он является олицетворением женственности, подчеркивая все достоинства женской фигуры. Линии силуэта — мягкие, плавные, обилие драпировок, многообразие характерных отделок (рюши, банты, оборки, жабо, кружева, кокилье, воланы, вышивка. Цвета нежные, мягкие, все оттенки розового и голубого. Рисунки и фактуры — цветочные, растительные, горох, нежные фантазийные. Аксессуары, прическа и макияж утонченные, изысканные, изящные.

Стиль для свиданий, отдыха, вечера, кафе, театра и т. д.
[131]

Спортивный

Различные виды спорта подарили миру различные виды костюма — шорты, футболки, бейсболки, лосины. Другим источником спортивного стиля стала одежда для военных действий (теплые удобные куртки, комбинезоны, шлемы, металлическая фурнитура, накладные карманы, рукав реглан). Силуэты этого стиля — прямой, трапециевидный, реже — полуприлегающий и приталенный.

Богатая цветовая палитра, часты контрасты в цвете и фактуре, обилие фурнитуры, нашивки, эмблемы, отстроченные накладные детали. Основные характеристики стиля: удобство, функциональности, раскованность, динамичность.

Разновидности стиля — «сафари», джинсовый, морской.

Стиль для поездок, отдыха за городом, дома, для людей активных, динамичных, ценящих в костюме прежде всего практичность и удобство.

Фольклорный

Образуется на основе народного костюма. Основные психологические характеристики — четкая связь с определенным народом, традиционность, народная мудрость, умиротворенность, ассоциации с вечными ценностями. Силуэты, как правило, простые, имеющие выразительные детали народных костюмов. Натуральные материалы и цвета, самый распространенный рисунок — геометрический, хорошо сочетающийся со структурой ткани. Использование таких отделок как вышивка, мережка, кружево, плетение, аппликация, лоскутная техника, бахрома, бисер, металлические детали.

Стиль применим для отдыха, театрально-концертных мероприятий, при дружеском общении с иностранцами.

«Кантри»

Во многом близок к фольклорному стилю, хотя в нем не выраженны ярко признаки того или иного национального костюма. Данный стиль скорее фантазия, вариация на тему сельской жизни, в котором порой угадываются черты многих народный костюмов. По психологическому воздействию этот стиль схож с пасторалью, излучая непринужденность, приятную расслабленность, беззаботность, мечтательность, простодушие, романтическое представление о жизни и природе. Цвета, рисунки и материалы — природные: холст, соломка, батист, цветы, пастельные цвета, веселые цветочные рисунки, яркая клетка, в основном серо-коричневая гамма.

6. Функциональная


[132]

по назначению (дерево функций)

Первая роль костюма — защита тела (физическая и психологическая), далее все функции разделяются на две крупные ветви: информирования (об индивиде и группе) и формирования (фигуры, настроения).

по среде функционирования

Эта типология, во многом, пересекается с предыдущей, однако выражает некие интегральные качества, т. е. определенная ситуация диктует необходимость проявления нескольких функциональных значений одновременно. Данную типологию можно также считать практическим проявлением функционального деления (отдельные элементы собираются в реальную живую ситуацию). Каждая конкретная ситуация требует разной степени проявления тех или иных функций. Подобных сред функционирования существует бесконечное множество, однако мы можем выделить основные, вытекающие из общих особенностей жизни человека: быт, учеба, труд, культ, война, спорт, праздник и т.д.

7. Производственная


по материалам

Прежде всего, следует выделить искусственные и природные материалы, которые имеют различные способы обработки и потребительские качества.

В большинстве случаев материал радикально влияет на общую направленность и характер формообразования. Здесь в основе лежат физические свойства материала, предопределяющие структурно-пространственное и пластическое решение вещи. Многообразие форм резко возрастает при сочетании различных материалов.

по технологии

Обработка материала также предопределяет форму. Постоянно совершенствующиеся технологии позволяют на современном этапе делать необыкновенные чудеса. А ведь были времена, когда конструкция и размеры костюма определялись шириной ткацкого станка. В истории человечества в исследовательских целях можно выделить три крупных периода: ручной, машинный и информационный способ производства.
[133]

по конструкции

При заданных материалах и технологиях расположение материала в пространстве (конструкция) также предопределяет разнообразие форм.

Приведенные классификации пересекаются, образуя сложнейшую сеть. Но они не раскрывают сущности объектов — глубинных принципов их создания, функционирования и оценивания.

Сущностную плоскость типологии вещей установила теория предметного творчества, разработанная в исследованиях М.А. Коськова. Все сферы созидательной деятельности человека являются в той или иной степени бифункциональными, и соотношение практического и художественного начал может служить сущностным основанием для выделения ее типов. Эта типология в полной мере относится и к костюму. Целью данной типологии является выявление качественных особенностей эстетической меры вещей. Каждый тип создания костюма предполагает свои цели, свое понимание совершенства и красоты вещей, опирается на свою меру и систему принципов. Если на полюсе практической полезности полностью господствует рациональный расчет и опора на объективные законы природы, то на противоположном, художественной полюсе господствует иррациональное начало — интуиция, субъективные ассоциации, подсознание, условные представления и т.п.

Каждое из названных начал может играть различную роль, от господства до полного подчинения. В зависимости от расположения форм костюма на этой оси выделяются шесть основных типов предметного творчества, и соответственно шесть типов формирования костюма.

1. Рационально-утилитарный. Здесь максимально воплощается практическая функция костюма как полезной вещи. При таком подходе преследуется одна цель — обеспечение защиты от внешних воздействий, удобство эксплуатации. Сюда мы относим болотные сапоги, каски, солдатскую робу и т.д.

2. Рационально-эстетический. Здесь наряду с предыдущей функцией появляется настрой на красоту вещи, понимаемую как следствие ее всестороннего практического совершенства. Сюда мы можем отнести рабочую одежду, многие виды повседневной одежды и т.д.
[134]

3. Целостный. Этот тип творчества направлен на создание формы, гармонично совмещающей крайности, придавая вещи художественно-практическую целостность. К этому типу относится большинство видов костюма, который одновременно в равной степени выступает как совершенная вещь и как знак.

В следующих типах художественное начало в костюме приобретает ведущую роль.

4. Стилизующий. В этом типе выразительная форма предмета зачастую утрачивает связь с его практической основой. В пятом типе объекты творчества полезны уже не практически-материально, а духовно. Красота в декоративным костюме уже не связана непосредственно с практическим началом. С помощью формы известных стилей вещам придаются особенности прототипа, ореол связанных с ним ассоциаций. Этот тип костюма в основном выступает как набор знаков, формирует имидж владельца. Такую одежду мы тоже часто используем в повседневности, применяя разные стили костюма в зависимости от ситуации и от моды.

5. Декоративный. Костюмом в значительной степени утрачивается его практическое значение, а его форма подчиняется какой-либо художественной идее, для воплощения которой привлекаются различные изобразительные средства. Сюда относится прежде всего карнавальный и ритуальный костюм.

6. Художественный. Последний тип проникает в самую сердцевину иллюзорного мира образных моделей действительности. Практические моменты проявляются лишь при изготовлении произведения, чтобы обеспечить его существование. Этот тип — проявление «высокого искусства», где красота может уступать место другим эстетическим отношениям. Костюм выступает как произведение искусства и выполняет все функции, присущие искусству, особенно в слиянии с одевшим его человеком. К этому типу относятся сценические костюмы, коллекции знаменитых кутюрье. Они — есть концентрации идей и образов, а их создателей называют художниками по костюму.

Как показал анализ, классификации костюма могут производиться в самых различных плоскостях. Выбор плоскости рассмотрения каждый раз зависит от целей исследования.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий