Эстетические аспекты костюма

[54]

Под костюмом следует понимать все, что искусственно изменяет облик человека, держась на его теле, сюда относится одежда, головной убор, обувь, прическа, украшения, аксессуары, макияж и парфюм. Понятие «костюм» и эстетическая категория «красота» неразрывны, что порождает ряд дискуссионных проблем, связанных с так называемой эстетической функцией, или красотой костюма. Культурологический анализ позволяет выделить два основных эстетических аспекта костюма:

1. Красота самого костюма (т.е. соответствие представлениям о совершенстве костюма как вещи).

При создании и использовании костюма люди по их природе стремятся к красоте как к следствию его всестороннего совершенства — социальной целесообразности, функциональности, удобства, надежности, оригинальности, мастерства исполнения, технологичности, остроумия композиционного решения, выразительности формы. В этом смысле красота является не единичным, рядоположенным, специально создаваемым свойством, а интегральным, итоговым качеством вещи, ее соответствием исходным функциям в их оптимальном соотношении. Например: мы можем, увидев гармоничные пропорции, покрой, качественный шелк, приятный цвет, богатую вышивку и т.д. сказать: «О, какое красивое платье!», тут мы обращаем внимание на совокупность физических свойств вещи, соответствующих мыслимому эталону, идеалу. Также мы оцениваем костюм в витрине магазина.

2. Создание образа красивого, совершенного человека (когда костюм является средством для преобразования человека согласно эстетическим идеалам).

Костюм — единственная система, способная искусственно изменить внешность человека, подчеркнуть или же разрушить гармоничное единство тела, или определенных его частей. Предположим такую реальную ситуацию: увидев девушку в платье, которое придает ее фигуре очертания, близкое к идеалу мы можем воскликнуть «Какая красивая девушка!», что будет означать, что данный костюм выполнил свою «эстетическую функцию», он сделал человека красивым. Многочисленные нефункциональные детали, например, узор, рисунок ткани, ее цвет, фактура, кружева, сборки, декоративные пуговицы, вышивка, аппликации, накладные цветы и т.п., на первый взгляд являются лишь украшающими элементами деталей костюма, однако при внимательном анализе оказывается, что отражая социально-культурную сущность владельца, они помогают формировать его образ, а образное совершенство является одним из мощных источников красоты. В этом случае один эстетический аспект костюма незаметно переходит в другой, который можно назвать художественной функцией костюма, призван- [55]
ной создавать имидж, стиль, индивидуальный для каждого человека. В современной жизни, важным признаком правильно одетого человека считается то, что никто не замечает его костюма, каков он, а все видят только красивого, совершенного человека.

Разумеется, что и критерии красивой вещи и критерии человеческой красоты неодинаковы, а порой и противоположны в разных эпохах и этносах, однако их присутствие с самого начала человеческой истории, в качестве осознанного или бессознательного стремления бесспорно. Каждый костюм (в обоих своих проявлениях) одновременно соответствует в той или иной мере индивидуальным, групповым, а также эпохальным эстетическим идеалам.

Выделенные нами эстетические аспекты показывают, что костюм может быть эстетическим «объектом» и эстетическим «средством», однако в реальной жизни эти два аспекта переплетены, образуя спектр взаимоперетекаемых проявлений.

Следует также остановиться на одной особенности эстетической стороны костюма. Все многообразие предметного мира располагается в поле двух полюсов — материально-практического и художественного. В функциональной плоскости система костюма образует спектр форм, по-разному сочетающих эти два начала: от чисто практических (комбинезон) до художественных (костюмы из коллекций кутюрье). В костюме каждого типа эстетическая сторона проявляется в разной мере и имеет свои критерии (ведь красота рабочей униформы и свадебного наряда имеет разные оценки). Эстетическое в этом случае, в отличии от художественного выступает не как результат особой самостоятельной деятельности, а как свойство, пронизывающее всю структуру костюма.

Добавить комментарий