Эстетическое и художественное

[27]

Дискуссия о том, как должны соотносится понятия «эстетическое» м художественное», в отечественной эстетике насчитывает уже сорокалетнюю историю. Но все еще остается актуальным замечание, высказанное А.Н. Илиади в первые годы дискуссии: «подмена понятий эстетического и художественного имеет место до сих пор». В учебных пособиях и популярных публикациях по эстетике часто используется предложенная в 1958 году Г.А. Недошивиным формула: художественное — это высшее проявление, концентрация эстетического. Реже встречается высказанное в 1965 году Г.Н. Поспеловым утверждение о том, что эстетическое присутствует в искусстве в такой же мере, как и в других явлениях, а сущность художественного следует видеть в идеологическом содержании искусства. Более продуктивным, на наш взгляд, следует признать подход к разграничению эстетического и художественного, указывающий на их общность и различие, который был предложен М.С. Каганом, А. Натевым и Л.Н. Столовичем.
[28]

В настоящее время бытуют четыре точки зрения на соотношение эстетического и художественного. Согласно первой, эстетическое и художественное — явления тождественные. Противоположная точка зрения, характерная для некоторых западных эстетиков, состоит в признании того, что эстетическое и художественное — по своей сути явления различные. Представители третьей точки зрения считают эстетическое частью, составным компонентом художественного. Для тех, кто придерживается четвертой точки зрения, характерно утверждение о том, что эстетическое и художественное имеют как общее, так и различие.

Общим для эстетического и художественного следует признать источник их происхождения, чувственно-эмоциональную и рационально-аксиологическую основы, изоморфность структур, включающих процессы восприятия, познания, оценивания и преобразования. Эстетическое составляет основу художественного, является его необходимым компонентом. Как отмечал Л.Н. Коган: «теряя эстетический момент, художественная деятельность перестает быть таковой».

Различие между эстетическим и художественным заключено уже в самих понятиях. Понятие «эстетическое» — собирательное, то есть отражает то общее, что характерно для прекрасного и безобразного, гармонического и хаотического, возвышенного и низменного, трагического и комического. Понятие «художественное», как было подмечено А.Ф. Лосевым и В.П. Шестаковым, является «прилагательным от существительного искусство». В английском языке (art) и в немецком — (Kunst) обозначают одновременно и существительное искусство и прилагательное художественный. Художественными явлениями и процессами следует называть только те, в которых осуществляется создание, восприятие и функционирование произведений искусства. В словосочетаниях «художественное конструирование», «художественные свойства предметов» прилагательное художественное указывает на наличие в них элементов художественного творчества. Употребление понятия «искусство» для обозначения высокой степени профессионального мастерства связано не с прилагательным художественный, а с прилагательным искусный.

Эстетическое в отличие от художественного свойственно природе, обществу, человеку, продуктам его деятельности, в том числе и искусству. Художественное же существует в мире искусства, в процессах его творчества и потребления. В собственно природных и социальных явлениях и процессах художественное отсутствует. Отличие эстетического от художественного состоит также в том, что нет эстетической деятельности как таковой, хотя эстетическое как момент в большей или меньшей степени может присутствовать в людом виде человеческой деятельности. Художественная же деятельность — самостоятельный вид человеческой деятельности, в котором наряду с эстетическим моментом могут присутствовать по- [29] знавательный, нравственный, религиозный, политический и др. У так называемой «эстетической деятельности» нет собственного предмета. Предметом художественной деятельности выступают образные модели отражения, оценивания и преобразования реальной, окружающей человека действительности.

Еще одно отличие эстетического от художественного состоит в том, что если в природных явлениях, в продуктах человеческой деятельности, в самом человеке эстетическое проявляется лишь в форме, то в художественном произведении эстетическое как бы удваивается. В произведении искусства эстетическое присутствует и в его форме и в его содержании через отражение реальных объектов. На это различие эстетического и художественного в свое время указывал Н.Г. Чернышевский, заявляя, что одно дело нарисовать прекрасное лицо, другое — прекрасно нарисовать лицо. В первом случае будет копия красивого лица, во втором — произведение искусства. При этом, если в содержании художественного произведения могут находить отражение самые разнообразные аспекты эстетического, то в форме должен проявляться только один аспект — прекрасное.

Добавить комментарий