Феноменология эстетического

(постановка проблемы)

1. Определение эстетического

Если в опыте умозрения отставить в сторону многообразие явлений того, что относится к миру Искусства, тогда за ним обнаружится то, что единственно и должно быть предметом философского исследования, т.е собственно эстетическое.

Присутствующий в каждом произведении искусства, этот остаток есть то, что иначе можно назвать сущностью (самостью) эстетического или эстетическим как таковым.

Его, однако, не следует понимать в платоновском смысле. Эстетическое не есть форма художественного произведения, обитающая «в поднебесной сфере», не есть нечто исключительно умозрительное.

Вопрос об эстетическом как таковом, вместе с тем, не ставится и в кантовском стиле. Речь идет скорее о том явлении, которое пред-стоит эстетическому суждению и относится не к самому человеку, обладающему определенной способностью, а к реальному (т.е. внешнему или объективному) миру, как одно из явлений. Эстетическое, таким образом, в данном случае, определяется как феномен бытия, столкновение с которым и восприятие которого приводят к формированию некоторого суждения.

Иначе, эстетическое есть некоторая сущность, представленная человеку в виде определенным образом оформленного феномена, и обладающая как самостоятельным бытием, так и бытием через иное.

2. Бытие эстетического

Эстетическое обладает самостоятельным бытием и бытием через иное. Самостоятельное бытие  — это бытие, понимаемое как «есть» любой сущности безотносительно к чему-либо иному по отношению к ней самой. Иначе его можно назвать неопосредованным или бытие-в-себе. Опосредованное бытие или бытие через иное может быть чистым или для-себя и пред-ставленным т.е. для-иного. Последнее — уже не чистое бытие сущего, но его явленость созерцающему.

В случае эстетического бытие через иное — его оформленность, к примеру, в качестве некоторого отдельного художественного произведения (в самом широком смысле слова); оно есть для-себя, когда берется само по себе, для-иного, когда имеется зритель (реципирующий субъект), кому, собственно, эстетическое является и в чьем взгляде оно определяется как ставшее таковым.

3. Раскрытие эстетического. Границы эстетического как пределы реализации эстетического

Говоря о бытии сущего, мы сказываемся о нем как о ставшем. Это характеризует наш взгляд. Смотрение, охватывающее процессуальность, дает возможность сказываться о сущем в его изменении.

Изменение сущего также может быть для-себя и для-иного, т.е. явленным. Относительно эстетического в первом случае мы говорим о реализации, а во втором — о раскрытии.

Реализация эстетического — путь разворачивания эстетического от бытия-в-себе к бытию-для-иного, не останавливающийся на последнем, но включающий его.

Раскрытие эстетического — процесс явления или презентирования, завершающийся пред-ставленностью зрителю.

Понятие реализации объемлет понятие раскрытия, т.к. бытие-для-иного оборотной своей стороной имеет бытие-для-себя; бытие-для-себя, однако, не гарантирует и требует с необходимостью иного, как зрителя.

3.1 Раскрытие эстетического

Можно говорить о двух областях данности явлений: бытие и мышление, где бытие первично.

Раскрытие эстетического, таким образом происходит на двух уровнях:

  1. прохождение эстетического в бытие;
  2. вхождение эстетического в область мышления, что демонстрируется рефлексией субъекта, как продуцирующего, так и реципирующего.

Существует несколько ипостасей иного, через которое эстетическое получает свое выражение: продуцирующий субъект, реципирующий субъект и оформленность.

Продуцирующий субъект (от лат. produco — выводить дословно можно понять как выводящий) — понятие тождественное творцу в широком смысле или художнику, указывает на субъект (иное), через который эстетическое получает свое начальное оформление.

Реципирующий субъект или реципиент (от лат. recipio, дословно — получающий) — тот, в ком эстетическое находит отклик на свое выражение, субъект (иное), через который эстетическое разрешается в свой предел.

Эти две ипостаси иного  — активные, т.к. их роль — действие; оформленность же пассивна, т.к. она принимается. Иной как зритель — реципирующий субъект, которым может являться также и художник.

Неразличимость субъектов при вхождении эстетического в область мышления аргументируется тем, что осмысленное обоими субъектами имеет один онтологический статус (т.е. по сути своей они представляют одно и тоже). Поэтому различием субъектов можно пренебречь. На первом же уровне мы имеем дело с различными онтологическими статусами: в случае продуцирующего субъекта — с продуктом 1 как творением, в случае реципиента — с receptum’ом 2, как дающим переживание. Художественное произведение как понятие объемлет в себе эстетическое и как творение, и как receptum.

Данное рассмотрение касается первого уровень раскрытия эстетического, т.к. именно здесь осуществляется прохождение эстетического в бытие. Собственно, само прохождение разворачивается между продуцирующим и реципирующим субъектом.

3.2. Прохождение эстетического в бытие

Со стороны продуцирующего субъекта эстетическое исходит как оформленное в акте творения и поименованное художественным произведением; на стороне реципиента эстетическое принимает форму отклика на восприятие 3. Свершение трансляции и восприятие эстетического [содержания] 4 можно назвать опытом эстетического. Здесь эстетическое проходит в бытие.

Опыт эстетического распадается на опыт творящего и опыт воспринимающего. Откликание реципирующего субъекта является истоком субъективного признания того или иного receptum’а произведением искусства. Такое признание бывает объективным и субъективным. Объективное формируется на основе культурного, традиционного взгляда.

Реализация эстетического осуществляется как инициация замысла 5: нечто выходит за свои пределы (или выводится художником), получая первичную оформленность через иное, и далее трансформируется в восприятии реципирующего субъекта, который формирует свое [содержание]. Таким образом, эстетическое проходит следующие стадии:

  1. Некоторое чувствование художника, обычно понимаемое в терминах «озарение», «вдохновение» и т.п.;
  2. Первичная оформленность как замысел,или, иначе, идея некоторого будущего произведения;
  3. Вторичная оформленность как творения, т.е. материализация замысла;
  4. Ре-оформленность воспринимающим субъектом, или, собственно, восприятие, которое накладывает своего рода рамки на транслируемое эстетическое и так задает его форму как ставшему таковым.

Это своеобразное де- и ре- кодирование эстетического [содержания] объясняет возможность ино-толкования того или иного произведения, а, следовательно, и возможность спора.

3.3. Сущность эстетичекого, определяемая так со стороны реципирующего субъекта

Сущность эстетического может быть понята как своего рода энергия, которая создает соответствующее напряжение в реципирующем субъекте.

Подлинное переживание эстетического происходит в момент наивысшего пика чувствования, во внезапности совпадения колебаний энергии произведения и внутреннего напряжения, — это я называю резонансом 6.

Высшее наслаждение — в предельной ситуации события, одномоментности разворачивания чувства и прохождения экстатического в бытие. Иначе, Подлинное наслаждение от восприятия имеет место в ситуации обращения реципирующего субъекта из нормального в экстатический под воздействием эстетического же, находящего в нем свое предельное выражение.

Так предел эстетического определяется как его ино-бытие, выражающееся в приведение рецирующего субъекта в ино-состояние. Так происходит разрешение эстетического, достижение одной из последних стадий его реализации.

Реализация эстетического включает в себя прохождение эстетического в бытие (выхождение эстетического за свои пределы, т.е. пределы бытия-в-себе) и раскрытие через наслаждение и экстаз в своем пределе.

Таким образом, прохождение эстетического в бытие можно более точно понять, как его явление для иного.

Примечания
  • [1] Productum — дословно выведенное.
  • [2] Receptum — дословно полученное. Понятие, означающее последнюю стадию реализации эстетического, предстоящую реципиенту.

  • [3] Отклик на восприятие — термин, отражающий переживание реципирующего субъекта в момент резонанса (см. ниже), характеризующееся раскрытием и представленностью эстетического.
  • [4] [Содержанием] эстетического названа здесь так-понимаемая сущность эстетического: [энергия]. Более того, у художественного творения аффективная природа, т.о., говоря о [содержании], я говорю о неком аффективном [содержании], которое реципирующим субъектом посредством рефлексии наделяется смыслом.

  • [5] Понятие соотнесено с так называемым содержанием.
  • [6] В момент резонанса происходит отклик реципирующего субъекта на импульс эстетического, проявляющийся в художественном произведении, представленном ему как receptum. Наличие такого отклика

Похожие тексты: 

Добавить комментарий