Экологическая эстетика и универсализация эстетического

[82]

1. Вторая половина ХХ века отмечена всплеском интереса к миру природы, развитием новой отрасли знания — экологической эстетики, исследующей глобальную проблему взаимосвязей человека и природы в контексте культуры. Возникшая на средокрестии экологии как специальной научной дисциплины и эстетики она обретает свой статус как эстетика окружающей среды, подлинным предметом которой является живая и неживая, естественная и технизированная природа; задачи экологической эстетики — концептуальное исследование окружающей среды в ее универсальной, динамической целостности.

2. Экология с момента своего возникновений (Э. Геккель) была ориентирована на изучение антропогенных факторов в развитии экосистем. Признание в наши дни экологического кризиса как глобального привело к осмыслению его причин и к поискам возможных путей его преодоления, что осуществляется представителями разных естественных и гуманитарных наук (Д. Меддоуз, Т. Холл, Л. Уайт, А. Тойнби, Д. Белл, Б. Коммонер и др.). Были выявлены духовно-исторические основания экологического кризиса как несоответствие целевой и ценностной форм рациональности (В. Хесле). Сформировалось представление об экологическом сознании, обладающем мировоззренческой функцией, суть которой — оптимизация взаимоотношений в системе «природа — общество»; происходит изменение традиционной иерархии ценностей, утверждающей человека творящего, а не человека потребляющего. [83] Пересмотр социокультурных установок, ценностей, целей, человеческой меры разумности в отношении к природе привел к экологизации эстетического сознания, а эстетическая деятельность стала пониматься как средство регуляции отношений между человеком и природой. Онтологическая ориентация эстетики природы, ее стремление осмыслить окружающую среду как эстетический объект связаны с этической проблематикой в отношении природопользования, техники, общественной жизни.

3. Природа осознается как эстетическая ценность, неотторжимая от процесса сложения духовного мира человека, его эстетических чувств и этических критериев. Она способствует развитию восприимчивости, эмпатии, метафоричности мышления, обогащению сенсорного фонда, в конечном счете, — развитию творческого потенциала личности. Складывается понятие «экологическая красота», в котором словно сплавляются красота чувственно-конкретная и концептуальная, идеочувственная, внешняя (форма, цвет) и внутренняя, которая рассматривается через призму этики, научного знания и функционально-практического ноу-хау. Приобщение к эстетическим ценностям природы, формирующееся на пересечении эстетических и этических координат, выступает средством экологического воспитания, поскольку эстетическое переживание способствует трансформации экологического знания в экологические убеждения.

3. Со времен Канта происходило философское осмысление предпосылок эстетической структурированности единства человека и мира, естественнонаучные знания приближали к постижению красоты, поскольку «красота природы отражается в красоте науки» (В. Гейзенберг). Было выявлено единство результатов эстетико-философских размышлений и естественнонаучных исследований «законов красоты», где мера, порядок, гармония, ритм, симметрия, пропорции фиксируют как универсальные закономерности природы, так и эстетическое освоение мира человеком. Неисчерпаемость форм естественной красоты, в конечном счете, определила уровни ее восприятия: первоэлементы (свет, цвет, фактура, звуки, запахи); микро- и макроструктуры (линеарные, пространственные, цветовые, кинетические и др.), а также их взаимосвязь. Исследования психологии восприятия природной среды позволили прийти к пониманию биотопической обусловленности тех или иных культурно-специфических предпочтений.

4. Историко-культурный аспект проблемы «человек и природа» позволяет увидеть утверждение красоты природы от древних космогоний до эмерджентно-космологической теории ХХ века. Живой космос античности и ренессансный принцип «деятельной природы», опыт отношения к природе в культурах Востока и учение о ноосфере — таковы основные вехи, которые вели к современному осмыслению целостности природы и человека, к становлению эстетического критерия целостности. Соединение природного и человеческого начал определяли исторически сформировавшийся императив [84] человеческого бытия, который может быть понят как экос, неотъемлемый компонент культуры, как место памяти (П. Нора). В этом контексте в наши дни особое внимание привлекает архитектура, трактуемая как «природа сотворенная», где в микрокосме человеческого обитания осваивается макрокосм человеческого бытия — природа. Многоаспектное соответствие архитектурных сооружений природно-климатической среде (характер ландшафта, естественные материалы, свет, цвет), традиционно присущее различным культурам на всем протяжении их истории, в условиях интенсивной глобализации урбанизационного процесса (Дж. Уолтон) рассматривается как возможное средство преодоления современных социально-экологических проблем городской среды, свидетельством чему являются «экистика» (К. Доксиадис) или «аркология» (Л. Солери).

5. Осмысление основных понятий и концептов экологической эстетики осуществляется в сравнении — в притяжении и отталкивании — с феноменом искусства, поскольку предполагается их принадлежность одному эстетическом полю. Формируется представление о независимой эстетической парадигме, являющей себя во взаимодействии искусственных и естественных объектов, в пределах которой переосмысляются ценности искусства и ценности природы. Природа безымянна, она открыта восприятию, в ней доминирует не статика, как в искусстве, а динамика самой жизни. Эстетика окружающей среды оказывается в центре пересечения культурных традиций. Это эстетика реального мира в отличие от эстетики воображаемого мира искусства, границы между ними подвижны, в свою очередь, акцент на активном характере эстетического отношения к природе приводит к трактовке искусства как «слабого» эстетического объекта по причине его замкнутости и аморфности этических и аксиологических его критериев (Ю. Сепанма). Но искусство в совокупности своих форм способствует метафорическому восприятию природных объектов, оно трансформирует природу в творчестве экологических художников и, наконец, может превратить природный объект в выставочный экспонат (типа реди-мейд). Не без влияния экологической эстетики сложились концепции природно-художественной целостности с ее поисками новых форм синтеза традиционных видов искусства и природы (балет в ландшафте) и «глобальной эстетики», трактующей единство природы и космоса как художественное произведение.

Эстетическая интуиция мира обретает особый смысл во время граничной, кризисной ситуации, когда создается реальная угроза разрушения биогенетических предпосылок человеческого бытия. Экологическая эстетика явилась тем ответом, в котором постмодернистская мысль стремится к разрешению трагической напряженности культуры и природы на путях неклассической установки универсализации эстетического, охватывающего все живое — человечество, природу, космос.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий