Формирование экологического мышления в процессе образования

[273]

Экологические противоречия, достигшие глобального уровня, привели к осознанию того, что будущее развитие общества будет во многом зависеть от уровня экологической культуры и экологической предусмотрительности человека. Поэтому для реального преобразования социоприродных отношений необходимо осуществить экологизацию [274] общественного сознания. Экологизация сознания общества связана с формированием у людей определенных экологических ориентаций и заключается в превращении экологических установок и ориентиров, образующих прочный фундамент экологического мышления, в основание деятельностных установок.

Потребность в экологизации сознания общества вызвана объективными факторами (опасной остротой экологических противоречий, реальностью экологического кризиса, необходимостью предотвращения экологического краха, качественным состоянием окружающей природной среды), отражающими насущные потребности общества. Но она, в свою очередь, влияет на течение социально-экономических процессов, ибо в обществе все делается людьми, а то, что люди делают и как они это делают, зависит от содержания их сознания — от их целей, их потребностей, их интересов, убеждений, привычек, знаний, ценностных ориентаций и нравственных характеристик. Все это делает непреложным тот факт, что в преодолении экологического кризиса, как и в решении всех других глобальных проблем цивилизации, важная роль принадлежит образованию.

Институт образования — наиболее значимая компонента в системе общественного воспроизводства: от уровня его соответствия социальным реалиям и целям развития социума зависит как качество будущих поколений, так и жизнеспособность и эффективность будущего развития самого общества.

В современную эпоху образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В нем занято более миллиарда обучаемых и почти 50 миллионов педагогов. От направленности и эффективности образования сегодня во многом зависят перспективы развития человечества, что свидетельствует о повышении роли образования, о превращении его в ведущий фактор социального и экономического прогресса. Такое отношение к образованию связано с тем, что в современных условиях человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений, стал основным капиталом современного общества.

Осознавая невозможность решения проблем, порождающих кризис цивилизации, практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, что позволило В. Виндельбанду заключить, что мы живем в век педагогических экспериментов. Но вместе с тем известный американский ученый и деятель сферы просвещения Ф.Г. Кумбс в своей книге «Взгляд из 80-х годов» сделал вывод об обострении кризиса образования и о том, что общая ситуация в сфере образования стала еще тревожнее.
[275]

Современная образовательная система не случайно оказалась перед лицом трудно разрешимых проблем. Причем главная причина необразованности, по всей вероятности, заключается не в грамотности, а в том образе жизни, который опирается на определенную иерархию ценностей.

В нашей стране кризис образования к тому же усугубляется его двойственной природой: с одной стороны, он является проявлением глобального кризиса образования; с другой стороны, отражением кризиса отечественной социально-экономической и общественно-политической систем.

Социально-экономический кризис, вынуждая концентрировать внимание на проблемах материального производства и материальной обеспеченности, привел к тому, что процесс образования рассматривается в нашем обществе не как первоочередной, а как второстепенный.

Имеющийся в нашей стране опыт по реформированию образования показал, что это очень сложное дело, так что недаром французы говорят, что легче перенести на новое место городское кладбище, чем провести реформу народного образования.

Идеи, заложенные в основу проводившихся реформ образования, по своей сути были весьма прогрессивными. И все же ожидаемые цели так и не были достигнуты. Возможно, что это связано в первую очередь с тем, что реализация реформ осуществлялась теми людьми, под чьим руководством формировались недуги образования. Естественно, что эти люди стремились доказать, что недостатки нашего образования не столь велики, чтобы кардинально что-то менять. В результате вместо кардинальных мер предпринимались полумеры, которые к планируемым целям так и не привели. Отсюда следует сделать вывод, что при помощи полумер изменить систему образования не удастся. Прежде всего, необходимо менять, причем принципиально, подход к образованию. Поэтому в первую очередь должна быть изменена система педагогического образования: именно от педагогов зависит, какими вырастут дети, какая социальная позиция будет у них сформирована.

Другой причиной, тормозящей реанимацию нашей системы образования, является также то, что силы, призванные направлять реформу, отторгнуты от жизни и школы, и вуза. Педагогическая наука оторвана от практики. В силу этой причины нередки среди педагогов-методистов мнения, что преподавателю, читающему лекции по педагогике или по методике преподавания какого-либо предмета, совсем ни к чему работать в школе. Случается, что педагогику в вузах будущим учителям или социальным работникам читают люди, которые сами в школе не смогли работать или даже вообще никогда не работали. Получается, что если человек знает разработанные в НИИ педагогики методики, [276] то он заслуживающий уважения лектор и методист. А ведь зачастую в удаленной от жизни тишине кабинетов разрабатываются теории, опасность которых заключается не в их ошибочности, а прежде всего в том, что они возводятся в ранг неоспоримых истин, которые усиленно внедряются на практике.

Еще одной причиной кризиса современного образования является неоправданная подмена вопроса о формировании личности либо вопросом о передаче знаний (обучение), либо вопросом о передаче норм поведения (воспитание), что позволяет констатировать наличие отчужденной формы отражения и представленности человека в научно-педагогическом процессе. При этом воспитание и социализация, равно как и воздействие социокультурной среды, как бы выносятся за скобки. А нередко некоторые авторы, плохо разбираясь в вопросах структурирования образовательной деятельности, стремясь проявить самостоятельность, путают элементарные понятия. Так, в частности, С.А. Герасимова рассматривает процесс воспитания как процесс целенаправленного формирования системы ценностей, процесс образования как процесс передачи знаний, обучение — как способ передачи умений 1. Такой подход является следствием «разведения» процессов образования, воспитания и обучения, что не может не сказываться неблагоприятным образом на результатах педагогической практики. Об опасности размежевания процессов образования и воспитания еще в начале ХХ века говорил И. Ильин, который подчеркивал, что «образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно-выгодные возможности, технические умения, которыми он — бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный — и начинает злоупотреблять» 2.

Не имеет смысла, обедняя сферу образования, сводить ее содержание к процессу обучения, как не имеет смысла разграничивать систему образования и воспитания. Это должна быть единая система, обеспечивающая результативность всех составляющих, ибо нельзя достичь успеха в реформировании образовательной системы, ничего не изменив в процессе воспитания, как и наоборот.

Система образования и воспитания должны воссоздаваться как единая система с целью обеспечения эффективности подготовки человека для жизни в условиях наличной социоэкологической ситуации, [277] которая обусловливает необходимость для людей согласовывать свои потребности и действия с допустимыми нагрузками на природу. Ключом к пониманию того, каким должно быть образование на современном этапе может стать осмысление ситуации, сложившейся вокруг проблемы социального заказа. Социальный заказ, который сегодня стоит перед системой образования, можно сформулировать в самой общей форме как формирование инициативной, предприимчивой, самостоятельной личности, открытой для постоянного самообразования, готовой к инновациям и изменениям. Не учить мыслям, а учить мыслить — вот главная задача современной системы образования.

Такой подход будет способствовать сближению передовых педагогических теорий и технологий с практикой, что станет условием современной проверки их цеµлесообразности, а также исключит возможность сведения формировании личности к обучению или к воспитанию.

Главная же причина неэффективности реформ отечественного образования заключается в отрыве от жизненных реалий самого процесса образования, в отсутствии общей образовательной цели, что обессмысливает процесс школьного обучения и профессиональной подготовки. Вследствие этого социально-экономические процессы идут сами по себе, а система образования тоже существует сама по себе по принципу и подобию игры в бисер, описанной Г. Гессе.

Вполне очевидно, что школе следует приблизиться к жизни. Соединение школы с жизнью представляется возможным на пути экологизации образования. Экологическая проблема, как и проблема образования, обладает рангом глобальной проблемы современности, и возможно, что на пути экологизации образования могут быть решены обе эти общечеловеческие проблемы.

Система общественного образования возникла, чтобы обслуживать интересы общества и воспитывать его граждан как людей, способных понимать друг друга и сотрудничать на основе общих интересов. Для того чтобы система общественного образования могла выполнять эту благородную миссию, она должна быть ориентирована на освоение наиболее важных жизненных ценностей, предполагающих служение обществу и учет интересов всех людей, на актуальные социально-значимые цели. Экологизация образования может стать фактором, способным обеспечить реализацию двуединой задачи: реформировать школу, связав ее с жизнью, и повысить уровень экологической грамотности населения, создав этим предпосылки для преодоления противоречий существующей экологической ситуации.

Существующая система образования сформировала у людей стойкое представление, что человек является самоцелью развития. Это представление легко усваивается и закрепляется, поскольку основывается [278] на глубинных инстинктах человеческой природы, направленных на борьбу за существование и выживание. Ведь если человек является самоцелью развития, то, следовательно, это закрепляет за ним право удовлетворять все потребности, невзирая на обстоятельства. Такая ориентация, по сути дела, является проявлением эгоизма и индивидуализма. Следствием такой ориентации не может не быть потребительски бездумное отношение к природе, порождающее опасность роста негативных последствий для качества природной среды и углубления наличных экологических противоречий. Поэтому образование, будучи целенаправленной программной социализацией человека, обеспечивающей ему как бы второе рождение, делающей его в полной мере человеком, должно стать эффективным механизмом созидания экологической культуры.

Для достижения этой цели образование, выступая в качестве общекультурного основания социализации человека, должно одновременно стать и способом его самореализации в культуре, что возможно при условии его построения на основе принципа «опережающего отражения», свидетельствующего о его направленности в будущее.

В силу того, что сознание современного человека еще не достигло той ступени, когда он может сознавать себя как неотъемлемую органическую часть природы в ее взаимодействии с социумом, возникают искажения в понимании человеком своего назначения в природном мире. Следствием этого и является социокультурная энтропия общества, обусловливаемая, во-первых, дезавуированием устаревших и неустойчивостью новых паттернов в экзистенциальных установках личности; во-вторых, практическим отсутствием конвенциального баланса между индивидуальными и общественными потребностями; в-третьих, несоответствием образовательной парадигмы социально-экономическим реалиям.

На несоответствие антропоцентристской педагогической парадигмы современным задачам обратили внимание многие видные специалисты. По мнению сотрудника Комиссии по биологическому образованию при ЮНЕСКО М.В. Гусева, антропоцентристская ориентированность этического идеала в современных условиях препятствует формированию биологических компонент мировоззрения, формированию «принципа презумпции виновности человека перед природой» 3. Это, в свою очередь, препятствует формированию установки на непротиворечивость человеческих потребностей интересам других форм жизни на Земле, интересам биосферы в целом.
[279]

В современных условиях необходимо сформировать новую мировоззренческую парадигму, направленную на отрицание традиционного стремления человека к активному овладению природой и ее приспособлению к человеческим потребностям. Целью новой образовательной парадигмы должно быть воспроизводство человека как органического существа, как целостного феномена природы в единстве его определений (космического, биологического, социального, духовного), обладающего не эгоистически гуманистическим мировоззрением, а сознанием коэволюции природы и общества.

Таким образом, современное образование должно учитывать тот факт, что потребностью нынешнего этапа социального развития является смена ценностных установок в отношении человека. Это требует, в частности, придания аксиологической направленности позитивным знаниям, введения экогуманистических критериев оценки результатов практической и теоретической деятельности человека и общества, замены существующей мировоззренческой парадигмы ноосферным мышлением.

Образование, будучи каналом трансляции культурных ценностей, не есть средство формирования человека вообще, оно создает человека в конкретном обществе, сообразованного с потребностями данного общества, осознающего цели его развития и служащего их реализации.

Таким образом, образование призвано, с одной стороны, готовить человека для жизни в условиях наличного общества, а с другой стороны — формировать у человека способность принимать независимые, аутентичные решения, чтобы позитивно менять себя и общество, в котором он живет. А это означает, что реформирование системы образования должно осуществляться в направлении смещения акцентов в содержании преподаваемых дисциплин в сторону общечеловеческих ценностей, чтобы каждый обучаемый в процессе усвоения знаний по тому или иному предмету мог задуматься об ограниченности природных ресурсов, о необходимости и возможностях их эффективного использования, что, будучи отражением требований экологизации образования, вместе с тем станет средством создания действенных связей между предметно-теоретическими знаниями и реалиями действительности.

Образование — особый социальный институт. Будучи укорененным в реальном обществе, зависимым от него, вынужденным следовать определенному социальному заказу, образование при этом должно опережать общество, «вести» его, ибо оно имеет дело с воспроизводством и развитием общества, то есть с его будущим. Это ставит перед системой образования принципиально новую задачу: подготовить человека [280] к жизни в динамичной среде, а для этого его нужно научить учиться и привить ему потребность в самообразовании.

Новая модель образования в условиях перехода к информационному обществу должна обеспечивать формирование разумного и ответственного отношения к природному и социальному миру на основе трансформации идеалов в глубокие личностные потребности.

Разумное и ответственное отношение к природе нужно в первую очередь самому человеку, чтобы он смог стать и быть человеком, оберегая и развивая полноту и достоинство своего человеческого бытия. Вместе с тем от того, какой тип человека будет формироваться в процессе образования, каким будет уровень его индивидуального сознания, характер и широта межличностных связей, степень включенности в социальную жизнь, профессионализм и т.д., зависят и возможности решения глобальных проблем современности. От уровня зрелости экологического мышления зависит успешность природоохранной и природопреобразующей деятельности. Кроме того, через отношение к природе формируется нравственное отношение к социальному окружению, ведь природа — это общий дом всего человечества и забота о нем предполагает учет интересов как ныне живущих, так и будущих поколений. Формирование развитого экологического мышления является основанием формирования экологической культуры, развития гражданственности и патриотизма: нельзя быть гражданином и патриотом и не заботиться о сохранении качества природной среды, которая является Родиной всего человечества и каждого человека.

Экологическая ситуация в нынешнее время такова, что современная школа должна не только обеспечивать возможности для развития личностных способностей, но и прививать обучаемым поисковые склонности к овладению знаниями, усвоению их в максимально полном объеме, чтобы научить учащихся мыслить широко и комплексно, без чего не может быть сформирована экологическая компетентность, которая является необходимым условием преодоления бесхозяйственного, безответственного и бездумно-безалаберного отношения к природной среде.

Сегодняшняя экологическая ситуация формирует новые каноны культурности и образованности, которые должны стать ориентирами для разработки новых педагогических технологий и моделей профессионально-образовательных учреждений. Конечным продуктом образовательной деятельности должен стать образованный человек, стремящийся к реализации высших ценностей и идеалов. В силу этого необходимо содействовать в процессе образования стимулированию самостоятельного развития способностей и готовности к высокой культуре самореализации личности.
[281]

К сожалению, в современных условиях, когда в России происходит настоящий организационный бум всякого рода инновационных технологий, весьма досадно, что вводимые инновации, как правило, связаны с усложнением образовательных программ и совершенно игнорируют потребности и интересы обучаемых.

С целью создания максимально благоприятных условий для осуществления экологического образования в процессе общеобразовательной подготовки все учебные курсы, исходя из логики дисциплин и предметов, должны быть пропитаны идеями охраны и улучшения окружающей среды. Кроме того, в процессе школьного экологического образования должны использоваться новые методы и формы развития экологической активности: межпредметные уроки, дискуссии и семинары, ролевые игры, полевые практикумы, экологические клубы, компьютерные имитационные игры.

Эффективность экологического образования в школе может быть обеспечена за счет включения в процессы обучения таких форм и методов, которые ставят школьников в положение исследователей и первооткрывателей. С этой целью целесообразно использовать элементы самостоятельного поиска знаний, проблемного изучения вопросов взаимодействия человека и природы, наблюдения за природными процессами и хозяйственной деятельностью, чтение научно-популярной литературы, создание творческих работ учащимися, которые станут отражением результатов познавательной активности. С этой же целью может использоваться обучающая система LOGO, распространяемая на CD. Это принципиально новая философия образования, опирающаяся на использование компьютера в школе. По существу, это интерактивная форма обучения, соединяющая знание и творческое мышление.

Для оптимизации освоения экологических ценностей можно использовать телевидение. Такой опыт в нашей стране уже имеется. В качестве примера можно привести деятельность студии «Учебное телевидение в Приморье» 4. Эта студия готовит дополнительные видеоматериалы к школьным программам, которые учителя используют в процессе проведения уроков. Работники телестудии подготовили видеопрограммы к учебникам «История Приморского края», «География Приморского края», совместно с Институтом усовершенствования учителей составили совместные планы по подготовке передач к этим учебникам. Студией учебного телевидения подготовлено множество программ по искусству, культуре, истории, в которые включаются сюжеты о природе. Рассказывая о животном мире Приморья, его полезных [282] ископаемых, дополнительные учебные видеопрограммы формируют у учащихся любовь к родным местам и потребность заботиться о них. Успешно выполняют задачу экологического воспитания телевизионные программы «В мире животных», «Клуб путешественников», «Путешествие натуралиста», «Среда», «Ребятам о зверятах», прививающие любовь к животным, несущие знания об их жизни, среде обитания, повествующие о примерах доброты, чуткости во взаимоотношениях с природой. Телевизионная «Зеленая школа» для детей стремится формировать бережное отношение к окружающей среде, ответственность за жизнь братьев наших меньших, стремление к органичности существования в окружающем природном мире.

На реализацию задач экологического образования и воспитания направлена и так называемая экологическая реклама. Рекламные ролики с экологической пропагандистской направленностью можно условно разделить на следующие группы:

  • те, в которых говорится о том, что своим отношением к природе человек ставит под угрозу жизнь будущих поколений;
  • те, в которых показаны зоны экологических бедствий;
  • те, в которых изображается угрожающая перспектива будущего Земли;
  • те, в которых демонстрируется губительность для здоровья человека последствий загрязнения окружающей среды;
  • тематические ролики с императивными указаниями «не сорите», «экономьте воду», «экономьте электроэнергию» и т.д.

Сообщая о существовании экологических проблем, рекламные ролики стимулируют интерес к проблемам экологии и, при условии неоднократного повторения, оказывают своего рода психическое давление на человека, которое в конечном итоге может привести к изменению его взглядов, заставить задуматься о правильности своего собственного поведения и направления, в котором движется современная цивилизация.

Таким образом, можно сделать вывод о возникновении телевизионной педагогики, которая сформировалась на стыке классической педагогики и дидактики с тележурналистикой и практикой телевидения. Телевидение в сфере образования, не утрачивая своих прежних функций, приобретает черты принципиально нового педагогического (и журналистского) направления, в котором играет роль не только проводника информации, но и ее интерпретатора. Одновременно телевидение благодаря ряду своих отличительных особенностей воздействует на формирование личности, выполняя в связи с этим позитивную роль в педагогическом и образовательном процессе. Следовательно, можно сделать вывод о наличии позитивных достижений СМИ в деле формирования экологического мышления и экологической культуры.

Поскольку формирование экологического мышления предполагает достижение глубоких изменений в способе мировосприятия людей, [283] в их отношении к природному миру, образование должно быть не предметным (физика, химия, биология, литература и т.д.), а проблемным. Только в этом случае учащиеся в полной мере смогут стать сознательными соучастниками воссоздания знания. Потребность внедрения такого похода в процесс обучения обусловлено тем, что включенность учащихся в наличную систему обучения (слушание — понимание — воспроизведение) формирует безынициативность. Только решение учащимися познавательных творческих задач будет способствовать развитию у них способности к творческому процессу постижения знаний, что вместе с тем будет формировать навыки самостоятельного мышления.

Благодаря использованию форм проблемного обучения школа сможет реализовать задачу, диктуемую реалиями времени: научить учиться, то есть подготовить учащихся к жизни с постоянно изменяющимися социальными и природными условиями, к которым человеку нужно постоянно приспосабливаться.

Использование форм проблемного обучения в процессе общеобразовательной подготовки будет стимулировать внедрение четырех основных образовательных принципа будущего, сформулированных ЮНЕСКО:

  1. учиться жить вместе;
  2. учиться познавать;
  3. учиться делать;
  4. учиться быть.

Экологическое образование на уровне профессиональной школы направлено на подготовку специалистов к практическому решению вопросов, связанных с необходимостью поддержания приемлемого для жизни качества природной среды. В программах такой подготовки наряду с методиками, развивающими у будущих специалистов творческое и масштабное мышление, должна предусматриваться необходимость изучения экологически обоснованных принципов ведения хозяйства, экологически рациональных методов разработки технологий, выработки методов экологического контроля и т.д.

Важной сферой профессиональной подготовки является учебно-производственная практика, проходя которую студенты должны знакомиться с различными формами влияния хозяйственной деятельности на природные системы и здоровье человека, что будет способствовать формированию необходимых знаний и представлений по рационализации природопользования, формирования необходимых профессиональных навыков. Такая подготовка специалистов будет способствовать тому, что выпускаемые специалисты смогут квалифицированно решать экологические задачи в сфере своей профессиональной производственной [284] деятельности, прогнозируя последствия ее воздействия на природную среду и предотвращать их.

Поскольку выпускники профессиональной школы должны знать, что уровень и качество жизни общества напрямую зависят от состояния природной среды, то экологическая подготовка в объеме образовательного минимума должна быть обязательной для всех специальностей. Для производственно-отраслевых, научно-технических и экономических специальностей общеобразовательная подготовка должна быть дополнена с учетом экономических, технологических, биосферных и природоохранных аспектов их будущих профессий. Специалисты-экологи должны получать еще более глубокую экологическую и природоохранную подготовку с учетом их будущей целевой деятельности.

К сожалению, система профессионального образования далека от совершенства, на что указывают многие отечественные и зарубежные специалисты. В связи с этим уместно привести мнение В. Виндельбанда, основные положения которого совпадают с позициями других авторов. В. Виндельбанд считает:

При растущих требованиях, предъявляемых борьбой за существование профессиональному образованию и техническому обучению, у нас еще полностью отсутствует принципиальное решение фундаментального для каждой педагогики вопроса, какая мера общего образования может быть соединена с профессиональным обучением, чтобы обрести равную духовную основу для всех сословий и индивидов. От реализации этого идеала человечество дальше, чем когда-либо в своей истории, и в этом корень всех зол современного общества. Эта проблема ведет к тому, что, с одной стороны, вследствие вполне обоснованного опасения дилетантизма бросаются к техническому овладению определенной профессией. Между тем из длительного опыта известно, что плодотворной может быть только та деятельность, которая позволяет видеть отдельную профессию в ее связи с целым 5.

Рассмотрение проблем экологической подготовки в институциональной сфере позволяет сделать следующие выводы:

  • в связи с тем, что в современных условиях отношение человека к природе приобретает такое же моральное значение, как и отношение человека к человеку, экологическое образование должно занять доминантное место в процессе образования;
  • экологическое образование является неотъемлемой частью процесса образования;
  • экологическая проблематика программ школьного и профессионального образования предполагает постоянное обновление [285]
    информации, и потому необходимо сформировать у обучаемых потребность в непрерывном экологическом образовании и самообразовании;
  • на всех уровнях образования следует учитывать совокупность элементов учебного процесса (учебные планы, программы, литературные произведения, учебные пособия, средства обучения и т. д.) с целью обеспечения экологической междисциплинарности;
  • экологическое образование не следует сводить к изучению еще одного дополнительного предмета, а необходимо включить его в существующие учебные программы таким образом, чтобы оно стало своеобразным «катализатором» или общим знаменателем процесса обновления образования;
  • экологическое образование не следует сводить к освоению экологических знаний, оно должно стать средством формирования активно-позитивного отношения к окружающей среде;
  • экологическое образование должно быть направлено на освоение экологического знания в процессе обучения и на формирование экологически целесообразного поведения.

Существенную роль в формировании и развитии экологического мышления может сыграть и сфера неформального природоохранного образования, включающая разветвленную сеть общественных организаций «зеленых», научно-технические и научно-просветительские экологические центры, летние экологические лагеря для подростков, заповедники, национальные парки, тематические природоохранные выставки, экскурсии, туристическую индустрию. Уже сегодня библиотеки, музеи краеведения, ДЮЦы проводят дискуссии, диспуты, читательские конференции, лекции, беседы по вопросам экологического просвещения, организуют экологические тематические выставки, внося свой вклад в природоохранную работу и экологизацию сознания населения.

Неформальные разновидности природоохранной деятельности имеют в нашей стране давние традиции. Так, к примеру, возникшие в конце 50-х годов ушедшего столетия первые студенческие объединения ставили перед собой природоохранные задачи. Появившаяся в 1960 году в Москве первая студенческая дружина по охране природы, основанная на сознательно добровольном и бескорыстном участии ее членов в деле охраны окружающей среды, стремилась к обеспечению на основе самоуправления высокого уровня дисциплинированности и быстроты реакции на злободневные проблемы и к решению природоохранных задач.

Все уровни экологического образования должны быть выстроены таким образом, чтобы обеспечивалась последовательность формирования экологического сознания от первоначальной заинтересованности до необходимого активно-мотивированного поведения.
[286]

Организация экологического просвещения как непрерывного движения к реализации экологических знаний на практике является залогом успешного решения проблемы формирования и развития человеческих качеств у всех членов российского сообщества, ибо сами по себе нравственные качества не образуются, они «выращиваются», формируются, развиваются в процессе окультуривания и инкультурации человека.

Итак, главной целью современного образовательного процесса должна стать деятельность по формированию экологического мышления и распространению экологической культуры. Основой этой деятельности является распространение чувства ответственности за сохранение жизнепригодности природной среды и благополучия биосферы, что влечет за собой необходимость привлечения обучаемых к конкретным видам деятельности, связанным с природоохранной работой.

В связи с этим перед системой образования стоят следующие задачи:

  1. разработать новые педагогические технологии и методики, направленные на обеспечение эффективности усвоения экологической информации;
  2. способствовать формированию деятельных установок по отношению к природной среде, формированию высокой социальной активности, целеустремленности, предприимчивости, способности находить и принимать самостоятельные оптимальные решения в нестандартных ситуациях;
  3. способствовать трансформации экологических ценностей в конкретные рационально обоснованные действия, умения ориентироваться в обстановке, сохраняя гуманистические идеалы и ценности;
  4. способствовать экологическому просвещению таким образом, чтобы у обучаемых экологическая информация не порождала включение такого механизма психологической защиты, как отрицание, когда человек пытается исключить из сознания тревожащие его явления;
  5. способствовать выработке оптимистического взгляда на проблему природоохранной деятельности, поскольку индивидуальное бессилие перед лицом глобальной проблемы может приводить к апатии и безразличию;
  6. формировать социальную ответственность и чувство ответственности за экологические результаты своей повседневной деятельности;
  7. формировать у людей ориентацию на защиту и улучшение окружающей среды, чтобы их повседневная деятельность не противоречила нормам, обеспечивающим ее хорошее состояние, чтобы они проявляли инициативу в деятельности по охране окружающей среды.

Вполне очевидно, что сформулированные выше положения и выводы — это только постановка проблемы экологизации образования, [287] а не ее окончательное решение. Для реализации этого решения потребуются время, средства, новые педагогические технологии и методики, а также использование других путей и средств для формирования развитого экологического сознания у большей части российского сообщества.

Образование должно стать динамичной системой, способной эффективно влиять на общественное сознание, формировать идеалы и ценности личности, не только отражая современное состояние общества, но и ориентируясь на его долговременные потребности и перспективы.

Примечания
  • [1] См.: Герасимова С.А. Телевидение как средство формирования культурных ценностей личности. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. СПб, 2000. С. 68-69.
  • [2] Цит. по: Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов ХIХ-ХХ вв. М.: РГНФ, 1996. С. 47.
  • [3] См.: Гусев М.В. От антропоцентризма к биоцентризму // Вестник Московского университета, 1992, №5. С. 71-77.
  • [4] См.: Авилова О. Донести все ценное… // Страна культура, №1(43), 1 января 2001 г. С. 4.
  • [5] Виндельбанд В. Гельдерлин и его судьба // Лики культуры: Альманах. Т. 1. М.: Юрист, 1995. С. 256.

Добавить комментарий