Философско-социологическое обоснование неформального экологического образования

[275]

Конец XX — начало XXI века связывают с выделением экологической проблемы как одной из наиболее важной в рамках [276] глобального развития. Она включает в себя такие параметры как рост народонаселения, проблема ресурсов, проблема загрязнений.

Рост народонаселения выражается в том, что уже появился шестимиллиардный житель планеты. Встает вопрос, сколько может на Земле проживать людей? И когда мы подойдем к пределу? Динамика прироста и состояние биосферы (включая природные ресурсы) тесно взаимосвязаны. Так, наше общество развивается и прогрессирует, удовлетворяя свои надбиологические потребности, а ведь биосфера ограничена в своих возможностях. В 1820 году появился на свет миллиардный житель; в 1930 — двухмиллиардный житель, т. е. через100 лет; в 1960 — трехмиллиардный житель, т. е. через 30 лет; в 1976 — четырехмиллиардный житель, т. е. через 16 лет; а пяти- и шестимиллиардный жители появились за 24 года. Это определяется значительными изменениями условий жизни людей, но не во всех станах. 80% населения будет проживать в странах третьего мира.

Проблема ресурсов заключается в том, что неисчерпаемые ресурсы (энергия солнца, водные и воздушные массы) имеют ограниченные возможности; а исчерпаемые ресурсы (как возобновляемые, так и не возобновляемые) используются в неограниченном количестве. Ежегодно исчезает 100 миллиардов тонн различного рода веществ.

Проблема загрязнений многообразна. Это и накопление бытовых отходов, и загрязнение атмосферы, литосферы и т. д., и самый опасный вид загрязнения — бедность.

Экологическая проблема стала требовать комплексного интегративного подхода. Основной причиной является проблема непонимания необходимости учета объективных законов развития и самовосстановления Природы.

Очевидно, что возникает вопрос о причинах появления этой проблемы. В течение многих столетий Природу рассматривают с позиции возможности ее использования для потребительских целей. Это говорит о том, что главное внимание человечество уделяло тому, как изъять из Природы максимум, для того чтобы его потребности были удовлетворены, а Природу при этом рассматривали безграничной. В XXI веке можно говорить о технико-технологической, экономической, но несомненно, что наиболее важной, принципиально значимой является причина, которую мы можем определить как высокие темпы развития народонаселения и экономики, т. е. производственные силы под которыми мы понимаем технику и др. [277] Вследствие этого Природа стала терять свою уникальную способность к самовосстановлению. И в связи с этим философы ставят вопрос о смене парадигмы (концепции, основы) экономической (т.е. рост ради роста) на экологическую (т.е. рост ради развития). Экологическая парадигма содержит в себе принцип экоцентризма: не Природа подчиняется человеку, а человек зависит от Природы.

Совершенно определенно можно сказать, что в современном мире необходим учет не только эколого-экономических, социально-политических, но и природно-экологических, духовных, культурологических, национально-психологических факторов.

Образование дает нам знания, возможность разобраться в том, что происходит во взаимоотношении общества и Природы, приобрести экологическое мышление, эко-сознание. В наше время мы можем повлиять на мировоззрение человека, через формирования экологической политики, правовых, административных, экономических мер и через экологическое образование.

Экологическое образование можно подразделить на две категории: формальное и неформальное экологическое образование. Формальное экологическое образование включает в себя дошкольное, школьное, вузовское образование. Неформальное экологическое образование дает нам возможность воздействовать на все слои населения. Неформальное образование включает деятельность общественных экологических организаций, образование через систему охраняемых природных территорий и др. Оно изменяет отношения человека к Природе (для Природы), формирует новые ценности, изменяет отношение властей и общества в частности в решении экологических проблем. В неформальном образовании заложены дополнительные возможности — «более мягкие».

Неформальное экологическое образование еще не поставлено в российской практике должным образом, его необходимо дорабатывать, улучшать и внедрять в жизнедеятельность общества. Здесь возникают проблемы, например такие, как нежелание населения сотрудничать с общественными организациями и не всегда верный подход организаций к взаимодействию с населением, нехватка квалифицированного персонала и др. Так, одно из направлений неформального [278] экологического образования — информационно-просветительская деятельность, может воздействовать на сознание населения. Одной из наиболее активных частей неформального экологического образования являются общественные экологические организации.

Вклад формального образования в экологическое сознание чрезвычайно важен. Оно закладывает основу для экологического образа жизни. Однако только недавно в школах и неспециализированных Вузах начали вводить предмет «экология». Большинство людей старшего поколения некомпетентны в области экологии, и в большей степени они не заинтересованы в решении экологических проблем или переходе к новому стилю жизни. Несомненно, формальное образование очень важно для развития экологического стиля мышления, но очень сложно заинтересовать школьников формальной программой, зачастую они учат предмет только ради того, что это надо, и не понимая сути предмета.

Обретение мировоззрения, воспитания — не решается на абстрактном уровне, требуется личный опыт, испытание жизнью собственных убеждений, что вызывает поиск адекватных методов обучения школьников и взрослых. Для успешного обучения населения необходимы взаимосвязи СМИ с общественностью, общественными организациями и ОМСУ. Нужно выработать эффективные методы или связи их взаимодействий, например обменом информацией или опытом.

На сегодняшний день в городе существуют небольшое количество экологических программ округов, например программа «Чистый воздух», «Родон», некоторые программы занимаются восстановлением зеленых зон или очисткой каких-либо объектов. Несомненно, участие общественности в этих программах ведет к повышению ее экологической культуры, уважению к природе и гармонии взаимодействия человека и природы.

В основном некоммерческие общественные экологические организации ведут экологическую деятельность среди детей школьного возраста. Определенно, нужно воспитывать новое, экологически мыслящее поколение. И вместе с тем нельзя забывать и о людях средних и старших лет. Воспитание экологической и этической культуры следует рассматривать как единый процесс. Человек должен иметь представление о «этике и психологии семейной жизни», «законах экологии» и др., например, это могут быть законы Коммонера, такие как «Природа знает лучше», «За все надо платить», «Все должно куда-то деваться». Возможно, они несколько устарели, но они отражают то отношение к Природе и те законы для Природы, которые должны быть. Человека необходимо подготовить к восприятию [279] мира на основе глобального мышления, непредвзятого анализа самых разных сторон общественной жизни. Непрерывное экологическое образование в данный момент, несомненно, должно охватить всех членов общества. Роль общественных экологических организаций очень важна, так как имеет статус «общественного».

Развитие культурных ориентаций и установок человека требует выявления жизненных основных ценностей, которые позволяют ему наиболее полно реализовать данное природой и выработанное в процессе индивидуальной жизнедеятельности. Речь идет, прежде всего, о культуре отношения к своему телу и культуре взаимодействия с окружающими людьми, с природой и гармоничными связями с ней.

Жизнедеятельность человека включает в себя отношение к Природе, отношение к самому себе, к своим физическим и психическим особенностям, и отношение к окружающим людям. От гармонии этих трех начал зависит моральное состояние человека, его самочувствие, физическое здоровье каждого индивида. Поэтому и существует необходимость в гармоничности взаимоотношения человека с Природой, с собственным организмом и окружающими людьми. Так философско-социологический подход призван объяснить эту гармоничность.

Наше физиологическое состояние непосредственно зависит от взаимоотношений с окружающими людьми, от выполнения или невыполнения каждым человеком нравственных норм и правил, которые создают атмосферу психического комфорта, мобилизуют внутренние силы человека.

Здоровье человека определяется следующими факторами: состоянием окружающей среды — экологической обстановкой, в данный момент это соотношение составляет 30%, что говорит о том, что Природа начинает влиять на человека; нравственностью окружения человека; системой оздоровительных мероприятий — общением с Природой, рациональным питанием, активными физическими занятиями.

Воспитание гражданственности, нового миропонимания, мироощущения невозможно без формирования высокой нравственной культуры. А это достигается осознанием в том числе достоинств, важности природы, взаимосвязей человека и природы. Прийти к этой культуре можно через воспитание экологической нравственности. Возрастание роли нравственного воспитания личности [280] в условиях ускорения социально-экологического развития и научно-технического прогресса обусловлено воздействием ряда факторов. Это прежде всего развитие материального и духовного потенциала общества. Нравственные качества личности являются важнейшими компонентами ее структуры, интегрирующими все социально ценные свойства личности. Расширяет социальную базу дальнейшего развития и укоренения новой морали, формирования нового уровня потребностей, мотивов и интересов личности, рационального потребления. Важнейшая задача экологически нравственного воспитания личности — выработка активной жизненной позиции личности, проявляющаяся в сознательном отношении и любви к родной природе, умении бережно относиться к растениям и животным, способности воспринимать и глубоко чувствовать красоту природы. Нравственность непосредственно влияет на становление личности, гармоничной взаимосвязи с окружающим миром.

Корень многих проблем несомненно заложен в самом человеке, в его сущности, которую он еще плохо знает. Конечно, о какой гармонизации отношений с окружающей средой может идти речь, если нет гармонии внутри человека? Поэтому решение экологических проблем в природе должно начинаться с экологии самого человека, с его самопознания, с его самоусовершенствования. Разрешение внутренних противоречий индивида — ключ к разрешению противоречий в его отношениях с окружающей средой, как социальной, так и природной. Так как человек все время оказывается причастным к экологическим бедствиям, кризисам, можно сказать, что люди еще плохо знают природу, и поэтому не могут полностью предусмотреть последствия своего воздействия на нее… Экология человека включает в себя весь спектр природных, социальных, духовных факторов. Поэтому «спасать» нужно не только природу, но и человека от результатов его деятельности или бездеятельности. Осознание личностью и обществом этих проблем предполагает и соответствующее их решение.

Для того чтобы внедрять экологическое мышление в массы, нужно достоверно информировать население нашей планеты. Существуют несколько источников экологической информации, такие как СМИ, экологические общественные организации и др. Экологическую информацию формируют также многочисленные и разнообразные организации. Это законодательные, исполнительные органы власти РФ и аналогичные органы в субъектах федерации, которые [281] издают различные нормативные акты, принимают планы и программы. Это службы соответствующих министерств и ведомств, которые ведут те или иные наблюдения за состоянием окружающей среды, здоровьем людей, а также за факторами воздействия на окружающую среду. Такими факторами, прежде всего, являются загрязнители — промышленные, сельскохозяйственные и коммунальные предприятия, пользователи природных ресурсов, а также различные природные явления, которые оказывают воздействие на окружающую среду. Это многочисленные научно-исследовательские организации — институты, станции и пр.

В России существует сеть исследовательских институтов и организаций (в системе Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, различных ведомств), которые занимаются вопросами состояния различных компонентов окружающей среды (воды, воздуха, литосферы, почв, животного и растительного мира) и здоровья населения, а также изучают динамику изменения этого состояния. Они также исследуют факторы, которые оказывают воздействие на состояние компонентов окружающей среды и механизмы такого воздействия.

Источниками экологической информации могут быть и другие организации, например, выполняющие измерения характеристик окружающей среды, разрабатывающие цифровые карты на основе геоинформационных систем и т. п.

Существуют международные организации, координирующие деятельность по охране окружающей среды, такие как Greenpeace и др. Под эгидой таких организаций действуют информационные системы, обеспечивающие анализ и хранение экологической информации, получаемой из различных источников, а также обмен ею в международном масштабе.

По моему мнению, наиболее активными и компетентными источниками экологической информации должны стать экологические организации. Общественные экологические организации во многих случаях должны выступать не только как потребители экологической информации, но и осуществлять ее сбор, анализ и распространение на профессиональном уровне. Такие организации могут служить источником экологической информации для своих коллег и другой заинтересованной аудитории.

Общественные организации в своей деятельности исходят из приоритетов, определяемых ими самими, а не из функций [282] или обязанностей, установленных извне. Поэтому в центре их внимания часто оказываются конкретные экологические проблемы, причем, как правило, проблемы актуальные, представляющие большой общественный интерес. Весьма вероятно, что не только для представителей общественного движения, но и для всех, кто проявляет интерес к данной тематике, материалы общественной организации окажутся ценным источником информации. И чтобы экологическая информация была достоверной, в общественной организации должны работать люди со специальным экологическим образованием. Свою роль здесь может сыграть комплексный подход к проблеме, не ограниченный ведомственными инструкциями, жестко определяющими «сферу компетенции» той или иной государственной организации. Информационные ресурсы, создаваемые общественными организациями в ответ на существующие потребности граждан или общественного движения, также нередко оказываются ценными и для других групп пользователей.

Так, сборник нормативных актов, относящихся к охране окружающей среды, выпущенный организацией «Экоюрис» в начале 90-х годов, был одной из первых подобного рода публикаций в России. Созданный с конкретной и актуальной целью — облегчить гражданам и общественному движению защиту своих экологических прав, к сожалению, его деятельность снижается и ему требуется поддержка. Так и «Государственный доклад о состоянии окружающей среды», впервые был напечатан в газете «Зеленый мир».

Во многих случаях граждане, работающие в общественной организации, близки к своей аудитории — таким же гражданам, они разделяют их взгляды, представления и ценности. Поэтому информационные материалы такой организации естественным образом готовятся в той форме, которая наиболее понятна и близка их пользователям.

Информационный вклад общественных организаций может оказаться особенно важным в отношении локальной ситуации — состояния озера или леса, экологической ситуации микрорайона. Содержанием их работы может быть сбор информации об экологической обстановке из различных источников и затем ее систематизации. Так же экологическая информация должна не «очищать», а предупреждать. Общественная организация может работать и с проблемами большего масштаба, но именно на локальном уровне эта ниша практически свободна.
[283]

Наконец, важной чертой общественных организаций является открытость, свободный обмен информацией. Общественные организации образуют не вертикальные пирамиды, а горизонтальные сети — региональные или тематические. Информационный обмен является важной стороной работы такой сети. Отдельные организации — участники сети могут выполнять функции специализированных информационных центров.

Таким образом, во многих случаях взаимодействие общественных организаций с государственными органами, другими держателями информации является необходимым условием их эффективной работы. Отметим, что положение общественной организации, работающей с информацией, создает много возможностей взаимовыгодного сотрудничества с государственными структурами.

Но, пожалуй, наиболее важной чертой общественных экологических организаций является то, что они в наибольшей степени могут вовлекать население в активные действия и повышать уровень экологической культуры.

Философско-экологический подход должен обеспечить изменение отношения людей к природе и сформировать понимание того, что Природа это не просто источник средств, ресурсных богатств, а то, что Природа это среда нашего обитания и развития. Такой комплексный социально-философский подход дает возможность избежать появления социально-экологической напряженности.

Философско-экологический подход пропагандирует неформальное образование. Задача же неформального образования заключается в том, чтобы показать выгоду экологического сознания, внедрить экологическое мышление во всеобщие правила и принципы.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий