Из важнейших проблем современности, проблем человека, особую остроту приобрела экология человека. Человек оказался уязвимым под мощным натиском последствий своей собственной преобразовательной деятельности. Эти последствия обнаружились не только в процессах функционирования природно-биологической основы его естества, но и его социальных и духовных качеств. Экология человека оказалась в кризисном состоянии. В настоящее время существует многообразие мнений об общем состоянии экологии общества, в том числе и относительно предмета экологии человека, ее главных аспектах и методологических принципах. Так, В.П. Казначеев считает, что экология человека — это «комплексная наука, призванная изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека» 1. По его мнению, данная наука имеет вполне самостоятельное значение, хотя она основана на медико-биологических исследованиях. Особый акцент им делается на целевом принципе направленным на оптимизацию отношений человека к окружающей среде.
Другой автор, В.П. Алексеев, считает, что экологию человека следует рассматривать в контексте общей экологии, которая им [90] понимается как наука о взаимодействии живого вещества с окружающей его космической и планетарной средой и обуславливает взаимодействие разных форм живого вещества между собой. Общую экологию можно представить в виде пирамиды, основание которой составляют экологии отдельных видов (специальных экологий). Экология человека — одна из специальных экологии, но ее роль из-за масштабов человеческой деятельности в сравнении с другими специальными экологиями значительно выше, значимее. По его мнению, экология человека по внутреннему содержанию также во многом отличается от других специальных экологических наук. Она комплексная биосоциальная дисциплина. Социальные и биологические аспекты экологии человека, хотя исторически и развивались независимо, но они внутренне были связанны «единством решаемых задач, а именно попыткой понять внешние формы и внутренний механизм приспособленных реакций в социальной и биологической сферах различиях человеческих групп на разных этапах развития человечества» 2. Экологию человека соответственно следует рассматривать в двух аспектах — историческом и функциональном: при историческом подходе все процессы развития человека как бы восстанавливаются заново, многие случайные моменты выпадают из общего контекста, из магистральной линии становления человека. На основе исторического подхода можно показать значение главных приобретений человека в его прогрессивном развитии.
При функциональном рассмотрении все значимые элементы жизнедеятельности даны в своем непосредственном бытии, и «область реконструкции ограничивается лишь восстановлением связей между элементами» 3. Результаты функционирования могут иметь объективность в пределах очень короткого промежутка времени.
Существуют и другие подходы к определению предмета экологии человека. Отдельные авторы сводят эту науку к конструированию среды, к экономической географии (С.С. Шварц, И.М. Забелин, В.А. Анучин). Другие авторы абсолютизируют роль экономики в формировании экологии человека. По мнению Н.Ф. Реймерса «экология — это новый раздел знаний, предмет которого — сохранение функционирования и структурной целостности того объекта, который [91] выделяется в процессе исследования (грубо говоря, наука о выживании в окружающей среде)» 4.
Данный достаточно абстрактный подход требует наполнения его конкретным содержанием, что является принципиально важным при определении предмета экологии человека. Многообразие разнообразных социоприродных явлений и процессов, предопределяющих жизнедеятельность человека (медико-биологических, хозяйственно-производственных, социально-экономических, историко-культурных и т.д.) необходимо рассматривать с точки зрения их принадлежности к природным или социально-сущностным характеристикам человека. Их либо вообще не выделяют, либо природу человека понимают как «единство всех его сущностей» (его общественность, культурность, моральность, политичность, животность и т.д.) 5. Подобное отождествление природы и социальной сущности приводит к определенной путанице. Природность человека означает принадлежность его к материальному миру, а социальная сущность человека выражает специфику человека по сравнению с другими живыми существами, его общественную жизнь. Лишь у животных их природность и сущность совпадают т.к. их жизнедеятельность развертывается как реализация их биологических потребностей.
Отождествление природного и социального не позволяет выделить наиболее важные исторически сложившиеся факторы, имеющие ключевые значения в жизнедеятельности человека. Это приводит к определенной нечеткости при формировании комплекса наук, представленных в экологии человека в качестве системообразующих. Так, например, медико-биологические науки немало дают информации, как на индивидуальном, так и на популяционном уровне для решения многих проблем экологии человека, но они могут играть главным образом исходную, базовую роль, а не центральную, главную в экологии человека.
Природное в человеке проявляется в двух формах, во-первых, человек предстает как телесное, обладающее природными силами существо, проявляющее свою жизнь на чувственных предметах, во-вторых, утверждающее себя как родовое существо. Социальная сущность [92] человека проявляется в том, что он не только часть природы (в условиях первобытного общества он был в большой мере частью природы), но и итог функционирования социальной системы в целом.
Социально-сущностные и природные определения модифицируются в условиях реальной жизнедеятельности общества и теряют свою однозначность. Природность и социальная сущность и их конкретное соотношение является изначально-объективной основой изучения экологии человека. Его жизнедеятельность всегда конкретна и поэтому при решении проблем экологии человека следует исходить из реального соотношения социальных и природных связей. Главная задача при этом состоит в выделении характера опосредованности природного в человеке общественным образом, т.е. соотношение социальной сущности и форм ее реального существования. С природностью человека, кроме того, следует учитывать тенденции изменения главных социоприродных связей.
Общая тенденция в прошлом заключалась в том, что человек, утверждая свою социальную сущность, старался освобождаться от подчинения природным связям, т.е. постоянно возрастающая социальность вытесняла природность. Пренебрежительное отношение к природе человека, как на индивидуальном уровне, так и на популяционном приводит к печальным результатам. Так, например, природа постоянно напоминает, что действуют эволюционное законы и для человека сохраняет свое значение мутационный процесс как источник генетической изменчивости. По этой причине из-за существования неблагоприятных аллелей в хромосомах, примерно половина образующихся в каждом поколении людей не участвует в передаче генов следующему поколению и устраняется от генофонда вида. Около 20 % людей вследствие физических особенностей, особенностей поведения, характера, состояния здоровья не вступают в брак. Если родители плодовиты, около 15 % зачатых организмов гибнет до рождения, 5 % до рождения, 3 % людей умирает, не достигнув половой зрелости. Эти цифры показывают, как велик «груз» вредных мутаций в генофонде человечества и сколь эффективен стабилизирующий отбор, отметающий нежизнеспособные генотипы» 6.
Но естественный отбор не играет главной роли в современных условиях. Еще Ч. Дарвин утверждал, что человек, прежде всего су- [93] щество социальное, стремящееся жить обществом и эти социальные инстинкты позволили человеку эволюционировать в ином направлении, чем остальным видам животных и привести его в конце концов к принципиально иным итогам. Природное в самом человеке начинает играть несколько иную роль, чем прежде. Считается доказанным, что в отличие от животных видов, у человека руководящей силой прогресса служит социальная реальность, особенности которой имеют ненаследуемый характер. Это обстоятельство предопределяет и различие между понятием индивида в популяции животных и понятием личности человека. Характеристики индивидуальных особенностей у животных основываются на генетически запрограммированной форме жизнедеятельности, например, на стереотипах их поведения, и как правило, не выходят за пределы норм реакции. Они жестко закреплены генетической программой, тогда как личность человека несет на себе типологические черты общественной эпохи, сформировавшимся комплексом социальных факторов, вошедших в конкретную личностную и социальную программу. Социальный прогресс имеет надбиологический характер и не фиксируется в генах. Исторически прогрессивное развитие человека, началось с появления человека разумного, всякий раз происходило на основе факторов, закрепленных в материальной и духовной культуре. У человека появляются и постепенно возрастают бесконечные возможности формирования биологически ненаследуемых уникальных личностных свойств, которые вместе с соответствующими социальными условиями могут создавать основу для его всестороннего развития и самореализации. Но это не означает, что социальная среда и формируемая в ней социальная сущность не оказывает воздействия на природную сторону человека. Социальность не только противостоит природности, но и взаимодействует с последней.
Первоначально качественный скачок из животного состояния стал возможен благодаря трем новым моментам (предпосылкам) в образе жизни первобытного человека, а именно— труду, сознанию и коллективным формам жизнедеятельности. Сознательная жизнедеятельность характеризуется способностью создавать новое вначале в голове, а затем реализовывать в жизни. Эта способность составляет родовую сущность человека, через труд, общественное производство он удваивает себя, реализует в созданном им мире. Именно уровень развития этих способностей позволил обществу перейти из природного состояния в преимущественно социальное состояние.
[94]
Глубинные причины развития человека, в том числе физического, его адаптивных возможностей основывается на развитии производительных сил, которые способствовали формированию различных форм групповой адаптации. На определенном этапе развития производительных сил, когда все ее структурные элементы приобретают развитые формы, заканчивается предыстория развития человечества. Вэтих условиях кровнородственные отношения отходят на второй план, и человек обособляется как от природы в целом, так и от природного коллективизма, превращается в отдельного индивида, обладающего свободой выбора, т.е. становится способным сделаться субъектом своей судьбы и истории. Этот факт говорит о том, что в таких условиях социально-сущностные характеристики человека приобретают развитые формы и в дальнейшем его развитие будет происходить в новых условиях, где возрастает роль сознательного начала, как на индивидуальном уровне, так и на общесоциальном. Так в мире экономики система общественных отношений формируется не на локальных (ландшафтно-местнических, этносоциальных и др.) связях, а на универсальных, создаваемых капиталом на основе массового производства и всеобщего обмена. Зависимость людей в такой системе отношений становится универсальной и абсолютной. Но в условиях капитализма социальная система функционирует большей частью стихийно и в контексте частных интересов, т.е. противостоит большинству, приобретая антигуманный характер. Природа становится лишь рядовым элементом системы всеобщей полезности. Даже такая природность человека, которая была связана с тем, что для своего жизнеобеспечения человек был «привязан» к земле, приобретает совершенно другие формы и смысл. Что касается производительных возможностей, то за исторически короткий срок времени существования капитализма совершенствовались все элементы и повторялись прежние исторические этапы. Как и на первоначальных этапах развития общества, когда результат труда определялся мастерством людей (собирателей, охотников), так и в условиям раннего капитализма эффективность производства основывалась на более совершенных формах использования коллективного труда самих людей (мануфактура). Затем резкий рост эффективности произошел на основе использования машин и науки.
Следует отметить важную роль географического фактора в экологии человека, который всегда «пропитывал» все сферы жизнедеятельности человека, охватывал как индивидуальной, так и групповой уровень бытия.
[95]
На начальных стадиях развития человека, географическая среда играла ведущую роль, но и сейчас ее роль значительна и требует пристального внимания при решении вопросов экологии человека. Многие проблемы индивидуальной и групповой адаптации человека и сейчас во многом предопределены географическими факторами.
К наиболее значимым аспектам географической среды, влияющим на внутрипопуляционную перестройку, относятся пищевые ресурсы, особенности климата, геоморфологическая структура местности. Так, пищевая диета, например, предопределяет многие морфологические и физиологические особенности человеческого тела, она влияет также на наследственно закрепляемые реакции организма, принимает участие в формировании генетической адаптации. Тем самым неоднородность географической среды создает запас адаптивной изменчивости, которая усиливает потенциальные возможности, повышая микроэволюционные возможности человека.
Социальная адаптивность к географической среде предопределяется многообразием частных адаптаций в популяции. Биогеоценоз формирует антропобиогеоценоз, совокупность биологических свойств и демографических характеристик, образующих социальную адаптивность. Примеры социальной общности, формирующейся в конкретных ландшафтных условиях, может служить этнос как «устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей … со своими стереотипами поведения, выработанными в процессе адаптации людей к этнической и ландшафтной среде». Этнос, тем самым, является природной общностью, но в отличии от популяции, отношения внутри него регулируется преимущественно социальными механизмами, этническими традициями.
Особую роль в процессах адаптации человека начинает играть сознание. Прогресс развития сознания человека не связан с изменениями в генетическом коде. Сознание, как и весь вызванный общественно-практической деятельностью дострой человека в онтогенезе, находится в области ненаследуемых изменений, т.е. не включается в биологическую наследственность. Сознание человека характеризуется неспециализированностью, что резко увеличивает число степеней свободы его внутренних изменений. Большой объем осваиваемых знаний и опыта прошлых поколений в онтогенезе требуют биологической достройки мозга человека. Биологические особенности (физиологические, психологические и т.д.), зафиксированные в генотипе, [96] являются лишь фоном и предпосылками, из которых возникают и развиваются надбиологические качества. Так, сформированное у человека мировоззрение является ядром личности, и оно не подчиняется биологическим законам. Надбиологическая социальная программа личности обычно соответствует данной эпохе, непосредственно связано с жизнедеятельностью социума, со всей его материальной и духовной культурой. Личностные различия определяются тем, что каждый человек осваивает свою социальную программу. Формирование ее происходит в процессе его активной деятельности по освоению предлагаемых, часто навязываемых ценностей. Конечно, процесс их освоения зависит и от природных данных индивида (особенностей зрения, слуха и т.д.), но все они являются лишь условиями, в качестве главных выступают социальные программы, которые в общем виде представляют собой итог прошлой истории. Именно они, а не генофонд или законы естественного отбора, позволила и позволяет человеку сейчас прогрессивно развиваться.
Принципиальные изменения, которые произошли в положении человека при переходе на новый уровень развития социума, сводятся к следующим пунктам. Во-первых, произошел переход человека от локальных условий жизнедеятельности к универсальным, от форм существования, когда основой жизнедеятельности человека являлось воспроизводство строго заданных отношений к общине, к среде своего обитания, к универсальным, основанным, в конечном счете, на развитии материального производства. Во-вторых, от неразрывной связанности с природой, до жизни автономной, относительно независимой от природы, например, в условиях крупного города.
Особенность современной ситуации заключается в том, что экологические проблемы человека разворачиваются на фоне изменения места человека в социоприродных связях, в том числе и в связях между природой и социальной сущности человека. Из всего многообразия этих связей можно выделить три больших группы экологических проблем, характерных для жизнедеятельности современного человека. Первая из них связана с биологической природой человека. На природную основу человека в новых условиях воздействует большое количество различных негативных факторов. Во-первых, как уже было сказано, человек утратил в значительной мере контакты с природой, и это отрицательно сказалось как на индивидуальном уровне, так и на популяционном. Например, снижается генетическое разнообразие популяций. Во-вторых, резко повысились воздействия антропогенных [97] факторов, в частности, огромное распространение получили новации, отсутствующие в природе (специфические излучения, шумы, вещества и т.д.) и порождаемые непосредственно средой. Такая ситуация опасна тем, что организм человека не имеет эволюционно подготовленной нормы реакции, что является причиной многих заболеваний. В-третьих, применение огромного количества различных лекарственных препаратов.
В экологии природной стороны человека особую роль начинают играть новые формы адаптации человека, запускаются механизмы новой формы отбора. Биологическая адаптация человека при ограниченных возможностях природных механизмов отбора требует максимального использования науки, в частности, путем реализации конкретно-научных социально-биологических программ адаптации, а также путем повышения роли отдельной личности, которая на научной основе должна формировать оптимальный образ жизни. Степень экологичности этой стороны развития личности, высоконравственность и другие социальные качества будут предопределять эффективность деятельности человека в новых условиях.
При рассмотрении проблем экологии человека часто используют популяционный подход с целью оптимизации здоровья больших групп населения. Здоровье популяции определяется как процесс социально-исторического развития биологической и психосоциальной жизнедеятельности населения в ряду поколений. Это дает возможность использовать значительное количество достаточно формализованных статистических методов с такими показателями, как уровень рождаемости, здоровье потомства, генетическое разнообразие, приспособленность населения к природным условиям, способность к выполнению разнообразных социальных ролей, а также показателями, связанными с применением творческих возможностей человека. Последние показатели характеризуют качество народонаселения, его способность эффективно приспосабливаться к новым условиям. Популяционный подход позволяет успешно решать немало вопросов экологии человека, связанных с социально-трудовым потенциалом популяции, разрабатывать способы преодоления психоэмоциональных и психофизиологических трудностей, формирования оптимального образ жизни в конкретном регионе.
Не менее значимую роль в новых условиях в процессах оптимизации экологических связей человека может играть рекреационная деятельность. Она может направляться на предупреждение отрицатель- [98] ных последствий в образе жизни (из-за гиподинамии, отчуждающих факторов), на проведение компенсационно-профилактических мероприятий по нейтрализации отрицательных воздействии природных и производственных факторов, а также факторов, связанных с загрязнением окружающей среды. На основании рассмотренных подходов есть возможность в дальнейшем реализовывать различные практические программы по сохранению и воспроизводству здоровья населения.
Итоговой характеристикой экологического развития природной стороны человека может служить показатели его здоровья. Не так давно здоровым считался человек, имеющий достаточную физическую силу, выносливость. В настоящее время, в условиях широкого использования достижения науки во всех сферах жизнедеятельности человека, акценты в оценке его здоровья изменились. Критерии, связанные с интеллектуальными особенностями человека, приобрели особый смысл. При неспособности населения осваивать происходящие новации уровень его здоровья недостаточен. Действительно, при отсутствии определенных интеллектуальных качеств человек автоматически попадает в группу лиц, не способных полноценно трудиться и о которых общество должно постоянно заботиться. Подобные акценты не означают, конечно, что первые критерии потеряли свою актуальность, а означает то, что к ним следует добавить новые и, следовательно, речь идет о повышении здоровья населения и отдельного человека. На популяционном уровне эти задачи на сегодня могут решаться обществом путем роста затрат на здравоохранение и систему образования.
Актуальность повышения популяционного здоровья обусловлена также необходимостью долгосрочного моделирования ноосферы и управление ее динамикой. В условиях экологического кризиса необходимо сознательно подходить к формированию свойств человека и популяции с тем, чтобы можно было учесть как старые, так и новые механизмы биосоциального отбора. Более того, можно сказать, что лишь научно-техническое обоснование позволит оптимизировать формирование воспроизводство общества и человека.
Конечно, рассмотрение, здоровья лишь в контексте факторов воздействия физиологического характера недостаточно. Общеизвестно, что даже при общем благоприятном состоянии окружающей среды у населения часто ухудшается состояние здоровья. Причиной тому могут служить социальные факторы, которые чаще всего называют стресс-ситуациями. К ним относят интеллектуализацию тру- [99] да, когда этот процесс не сопровождается соответствующими компенсирующими механизмами в быту и в сфере проведения досуга, дестабилизацию жизнедеятельности, которая может, например, возникнуть из-за неудовлетворительности содержанием работы или отсутствием ее вообще.
Несомненно, важным фактором формирования состояния здоровья населения является собственная профилактическая активность людей, определяющаяся осознанием здоровья как ценности и наличием целенаправленных действий по его поддержанию и укреплению. Внастоящее время позиция населения в этом направлении достаточно пассивна: основная роль в формировании здоровья возлагается им на систему здравоохранения. Экологические проблемы воспринимаются упрощенно — только лишь как факторы преимущественно физического воздействия.
Вторая группа проблем связана с адекватным формированием социально-сущностных аспектов жизнедеятельности человека. Важнейшую роль в таких процессах играет система ведущих социальных парадигм, формирующих как комплекс глобальных отношений в обществе, так и систему ценностей и норм, а также ценностных ориентаций на индивидуальном уровне.
Что касается глобальных общественных отношений, то они складываются под воздействием главной парадигмы общественного воспроизводства и распределения основных ценностей в обществе. Она определяет главные цели и ценности функционирования основных институтов общества, в том числе и институтов сферы экономики. Обычно при рассмотрении экологических проблем, связанных со сферой производства, экономики, акцент делался либо на рассмотрении новейших технологий (ресурсосберегающие, замкнутые, гибкие и т.д.), либо на рассмотрении различных экономических механизмов оптимизации природопользования.
Наиболее разработанными являются концепции регулирования природопользования в условиях рыночных отношений. Таких концепций сейчас создано более 20 и каждая из них представляет определенный интерес в решении экологических проблем. Однако, по мнению Д. Шелла, «большая опасность экономических механизмов заключается в том, что они для других наук создали образ недостаточно рациональной науки. Поэтому этот утилитарный экономический подход доминирует в общественном восприятии и в рыночных отношениях. Но неоклассическая экономическая рациональность ограничена именно в [100] отношении рациональности вследствие оторванности от реальной жизни, а поэтому она является чистой идеологией» 7. По его мнению, «в современной ситуации важное значение приобретают политические решения, подходы на основе которых может происходить сознательное установление приоритетов в общественной жизни. Для производства принципиально важно ответить на вопрос: кто решает, что производить, где, как, и для кого» 8.
Об этом также пишет в работе «Философия и экономика» известный немецкий исследователь В. Хесле, он считает, что «человек проницательный, к сожалению, не будет спорить с тем, что в XXI-м веке, учитывая грядущие опасности, наверное, придется прибегнуть к чрезвычайным мерам» 9. По его мнению, в современной ситуации «следует возрождать нравственное предпринимательство, а для широких слоев населения — аскетические идеалы».
В условиях экологического кризиса, как нам представляется, становится очевидным, что прежняя парадигма общественного воспроизводства должна уступить место новой. Особенность новой парадигмы заключается в том, что меняются цели общественного производства. Расширение или сокращение производства связано, обусловлено, прежде всего потребностями развития человека. Потребительные стоимости из предпосылки превращаются в ведущее начало для определения размеров производства. Тогда как в условиях производства, когда на главном месте стоит получение прибыли, всегда существует возможность расточительного использования природных ресурсов и ресурсов человека. При новом подходе человек предстает не только как предпосылка и творческое начало производства, но и как конечный результат, который начинает выступать главным регулятором общественного производства. При таком понимании и реализации общественного воспроизводства, во-первых, воспроизводство человека не ограничивается воспроизводством мускулов, нервов, костей, мозга, а также производством новых рабочих, а предполагает всестороннее развитие человека. Во-вторых, потребительские излишества, характерные для элитных слоев общества, будут ограничиваться, поскольку производство будет контролироваться людьми. Ограничившись сказанным, относительно новой [101] парадигмы общественного воспроизводства, способную оптимизировать всю систему общественных отношений, необходимо выделить еще одну группу экологических проблем, связанную с социально-сущностными характеристиками человека. Третья группа проблем касается формирования социальной единицы — личности в противоречивом взаимодействии с природной стороной человека.
Как показывает жизнь, многие экологические неблагополучия человека основываются не на отсутствии достаточного медицинского обслуживания, а скорее на поведенческих предпочтениях самого человека. Так, проблемы алкоголизма, наркомании— это, скорее, болезни тела, вызванные болезнями души. Человек стремится убежать в мир иллюзий чаще по той причине, что реальность потеряла смысл. Не случайно массовый характер подобные явления приобретают в больном обществе, когда в нем утерян идейный стержень, размыты системы ценностей, и тем самым общество не в состоянии дать человеку значимые для него ориентиры.
В условиях экологического кризиса формируется потребность не только в благополучном обществе, но и соответствующей личности. Новая личность должна обладать такими качествами как целостность мировоззрения, синкретичность сознания, свобода мысли и творчества, стремление к самореализации, к гармонии и т.д. Жизнедеятельность должна основываться на принципе ответственности за будущее состояние планеты. Особое значение в настоящее время приобретает процесс формирования экологического мировоззрения.
При современной экологической ситуации в мировоззрении, как обосновании экологически правильного отношения человека к себе и окружению, должна быть зафиксирована не схема рекомендуемого поступка, а его методология. Главный акцент при этом должен делаться на объективности знания, а также на смысловой значимости происходящих событий для бытия конкретного человека и реализации его родовых возможностей. Мировоззрение должно строиться не только на основе истины, но добра и красоты. Вэтом процессе можно выделить несколько стадий. На первой отношения человека к природе проявляются в форме различных чувств (озабоченность, тревога, паника и т.д.). На второй происходит формирование глубокого интереса к экологической проблеме (выявление сущности эволюционных изменений в природе, детерминация ее целостности и т.д.). На третьей у человека формируется готовность к социальному действию, нравственному поступку. Становление подобных отношений говорит о формировании внутренней экологической культуры личности.
[102]
Итак, современный контекст экологических проблем человека требует рассмотрения в совокупности трех групп специфических связей и отношений человека, играющих принципиально важную роль в его благополучии: медико-биологических, социально-экономических и социально-личностных. Эти направления можно считать основными в формировании науки — экология человека. Их комплексность следует рассматривать в контексте духовности и, в первую очередь, в контексте активности самой личности в своей самореализации. Назначение экологии человека, одна из ее задач состоит в том, чтобы человек на основе знаний, в том числе своей природы и сущности, смог максимально эффективно реализовать свои задатки.
- [1] Проблемы экологии человека. М., 1986. С. 9.
- [2] Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М., 1998. С. 18.
- [3] Там же. С. 23.
- [4] Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила принципы и гипотезы М., 1994. С. 12.
- [5] Комаров В.Д. Экология человека как научная теория // Экологические императивы устойчивого развития России. СПб., 1996. С. 72.
- [6] Гумилев Л.Н.Этносфера. История людей и история природы. М., 1993. С.540.
- [7] Шелл Д. «Среда и общество» или инвайронментальная социология / Социс. 1992. № 12. С.9.
- [8] Там же. С.10.
- [9] Хесле В. Философия и экономика. М., 1993. С.147.
Добавить комментарий