Отчуждение человека в перспективе глобализации мира

Российско-грузинский научно-исследовательский центр «ЧЕЛОВЕК»
Редакционная коллегия:
проф. Б.В. Марков, проф. Ю.Н. Солонин, к.ф.н. В.В. Парцвания
Спонсор издания — Парцвания Важа Виссарионович

© «Издательство “Петрополис”», 2001 г.
© Б.В. Марков, Ю.Н. Солонин, В.В. Парцвания, 2001 г.
ISBN 5-86708-216-4

Сборник статей грузинских и российских авторов дает представление о новых результатах исследования основополагающих проблем современности. Место человека в процессе глобализации меняется настолько быстро, что приводит к переоценке традиционных ценностей. Под вопросом оказывается прежде всего судьба национального государства, которое уже не может контролировать ни экономические, ни информационные, ни культурные процессы. Авторы ставят радикальный вопрос о самоопределении человека: является он защитником национальных ценностей или гражданином мира. Ответы, которые они дают при этом, представляются весьма важными как для политиков, так и остальных граждан. Ученые предупреждают о той цене, которую придется заплатить как за автономию, так и за вхождение в мировое сообщество, и, поскольку нерискующее поведение невозможно, предлагают непростой путь балансирования между крайностями.

Отзыв на сборник в газете «Свободная Грузия»

Газета «Свободная Грузия», 25 октября 2001 г. По материалам агентства САКИНФОРМИ

В Санкт-Петербурге в издательстве «Петрополис» вышла в свет книга «Отчуждение человека в перспективе глобализации мира» под редакцией Бориса Маркова, Юрия Солонина и Вахушти Парцвания.

Сборник философских статей грузинских и российских авторов сразу окрестили знаковым событием, т.к. является первым после длительного перерыва грузино-российским сборником, который дает представление о новых результатах исследования основополагающих проблем современности. Авторы ставят радикальный вопрос о самоопределении человека — является ли он защитником национальных ценностей или гражданином мира. Ученые предупреждают о той цене, которую придется заплатить как за автономию личности, так и за вхождение в мировое сообщество, и, поскольку поведение без риска невозможно, предлагают непростой путь балансирования между крайностями.

Авторами сборника с грузинской стороны выступили Нана Абсава, Анзор Брегадзе, Важа Горозия, Ираклий Каландия, Георгий Малашхия, Вахушти Парцвания и Джемал Пачкория.

На презентации книги, которая проходила на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета, ученые высказались за продолжение начатого грузино-российского философского исследования проблемы человека и решили подготовить вторую совместную монографию «Перспективы человека в новом столетии».

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся пересечением философских, экономических и политических проблем о месте человека в современном мире.

Предисловие

Суверенизация

Процессы трансформации жизни на территориях бывшего СССР и стран, входивших в сферу его влияния, были для многих хотя и неожиданными, однако большинством восприняты с радостью и надеждой. Действительно, люди тяготились системой сложившихся зависимостей и думали, что если ослабнет мелочный контроль, то жизнь станет свободнее и материальное благополучие улучшится. Большая идеология, гонка вооружений и ВПК, тяжелая промышленность, освоение космоса, поддержка развивающихся стран, обеспечение всех республик и стран, входивших в сферу влияния СССР лесом, газом, нефтью и т.п. — все это тяжелый груз, который нес на своих плечах советский народ. Известная фраза «караул устал», пожалуй, лучше всего вскрывает глубинную причину, по которой произошел распад СССР. Конечно, можно спросить, а как же раньше в неизмеримо более трудных условиях люди несли на своих плечах тяготы социальных преобразований, почему именно в наше время усталость достигла критической точки зрения? На это можно ответить, что в ходе улучшения жизни и повышения образования произошло «обуржуазивание» рабочего класса — этой грозной исторической реалии XIXвека и никто уже не мог и не хотел выполнять связанную с ним миссию. На Западе это произошло еще раньше и там компартии начали утрачивать свое влияние уже в 60-е годы. Теперь многие теоретики считают, что единственным классом истории является буржуазия. Именно она является носителем языка, конструирует картину мира и его описание, задает уровень комфортабельности жизни, ориентирует на ценности частной жизни, которые благодаря литературе, науке, образованию, масс медиа становятся всеобщими.

Цена этого также не маленькая, и теперь, спустя десять лет после эйфории, вызванной перестройкой, мы начинаем это понимать. Как только государство ослабило свою хватку, тут же все стало разваливаться: падение экономики и поражение в войне — типичные для России последствия реформ. Так называемая свобода обернулась криминализацией жизни, которая уже не гарантируется государством. Правящая элита приватизировала значительную долю общенародной собственности, но, вопреки ожиданиям, ощутила ужасный страх не хозяина, а вора, и всеми правдами и неправдами стремится перевести ее за рубеж. Свобода слова обернулась свободой клеветы, а так называемая цензура превратилась в ангажированность и покупаемость.

Сегодня спустя десять лет после распада СССР, когда разорвались экономические связи, уже трудно мечтать о возрождении единого экономического организма. Какие-то отношения между республиками все же стихийно возникают, однако не видно, чтобы политики их поддерживали и культивировали. Время от времени возникают разговоры о более тесной интеграции с той или иной страной, однако дело не доходит до создания полноценного рынка, когда, например, фрукты и вина из южных республик обмениваются на российские продукты. Парадоксально, что такой взаимообмен осуществляется в сфере теневой экономики.

Сложнее всего дело обстоит с культурным обменом и интеллектуальной, научной интеграцией. В результате пропадает, может быть, самый ценный культурный капитал: знание русского языка, способность разрабатывать идеи, имеющие значимость на территории бывшего СССР. Молодежь усиленно изучает английский, однако пройдут десятилетия, прежде чем ее лучшие представители смогут продвигать национальный культурный капитал на мировой рынок. Кроме того, существует опасность того, что они эмигрируют или останутся «дешевыми разносчиками», культуртрегерами упрощенно усвоенных западных идей и к тому же пытающимися их агрессивно насаждать на своей территории на манер наших «младореформаторов».

Итак, стоит серьезно посмотреть на настоящее, попытаться сделать его предметом исследования. Это, возможно, самое трудное из всех научных предприятий, так как очевидности современности нелегко сделать предметом критической рефлексии. Для этого надо оказаться как бы вне настоящего, а это невозможно, так как мы все в нем живем и относимся к нему отнюдь не рефлексивно. И все-таки мы можем посмотреть на настоящее из прошлого, на себя глазами другого, т.е. перевернуть способ восприятия, отказаться от естественного психологического «гештальта», который заставляет нас оценивать прошлое, упорядочивать настоящее и видеть будущее на основе сложившихся установок. Мы оцениваем с точки зрения демократии и прав человека наше историческое прошлое как ужасное. Между тем стоит посмотреть на самих себя как бы из прошлого, которое уже состоялось тем, что люди выживали в неизмеримо более суровых условиях, чем наши. Так мы увидим наши язвы. Если раньше они виделись в гонке вооружений, в запрете свободы слова, в низком уровне жизни, то теперь появились новые вирусы (технические и гуманитарные катастрофы, терроризм, национальные конфликты), растет аппатия и конформизм людей и, как следствие, распространяются наркомания и психические болезни.

Глобализация

Процессы формирования национальных государств, протекающие на территории бывшего СССР, радикально отличаются от объединения Европы и тем более от глобальной политической и экономической стратегии США. Парадокс только в том, что везде официальная идеология взяла на вооружение термин «возрождение». Возникает вопрос о каком «возрождении» сегодня идет речь? У нас говорят о возрождении России и ищут национальную идею, способную сплотить «россиян». Но при этом забывают о прошлой России и поддерживают процесс суверенизации бывших республик. Теперь стало очевидным, что под лозунгом национального суверенитета скрываются исключительно личные амбиции правящей элиты, а не интересы населения. Европейцы заговорили после падения Берлинской стены и распада Варшавского блока о восстановлении Европы в прежних границах и возрождении идеи Европы. Однако у прошлой Европы были такие амбиции, которые стали причиной ее крушения. Поэтому также возникает законный вопрос, стоит ли их «возрождать». Несомненно, что Россия и Европа должны не столько возрождать старые, сколько искать новые проекты.

Американцы навязывают идеи либерализма и подкрепляют их созданием всемирных организаций, деятельность которых способствует процветанию американской экономики и расширению ее влияния. Отношение России и Европы к глобализации является более дистанцированным. В Европе на официальном уровне поддерживается деятельность Всемирного рынка, мировой валютной биржи, всемирной торговой организации и т.п., однако производители, еще находящие под инерционным контролем национальных государств, время от времени протестуют против глобализации. Часть российских интеллектуалов также отстаивают национальные интересы, указывают на опасность долларизации денег, на господство языка масс-медиа, уничтожающего национальные идиомы. Цена денег не зависит больше от состояния национальной экономики. Мы это заметили после августовского обвала рубля: его цена не определяется больше ни трудом рабочих, ни ресурсами страны. Аналогичные процессы протекают в мире политики, информации и даже искусства.

Если раньше национальное государство прочно контролировало процессы гуманизации людей, на основе которых происходило их приручение и использование для нужд государства, а также процессы обращения капитала, которые работали на обслуживание национальной экономики, то сегодня циркуляции денег, товаров, идей и даже людей уже не подлежат контролю со стороны государства. Первыми ласточками наступавшей глобализации стали транснациональные корпорации, крупные газетно-журнальные и издательские фирмы, валютно-банковские организации, биржи и т.п. В то время как интеллектуалы видели глобализацию как негативный процесс, как возникновение общечеловеческих проблем, среди которых они придавали особое значение экологическим (хотя очевидно, что запасов сырья хватит еще не на одно поколение), происходили конструктивные процессы формирования надгосударственных структур, среди которых, конечно, наиболее эффективной является система Интернет.

Глобализация также оценивается с радикально противоположных позиций. За нее ратуют либеральные экономисты и интеллектуалы космополиты. С их точки зрения глобализация — это несомненный прогресс человечества в направлении к единству. Однако если она состоит в разрушении идеологических, языковых, экономических и иных барьеров, то почему ее поддерживают лидеры национальных государств. Судя по всему, защитники глобализации заботятся не столько о духовном единстве человечества, сколько о превращении своих собственных ценностей в универсальные. Однако, «великодержавники» не учитывают того, что мы живем в условиях глобализации, которая является порождением уже не государства, институтов, индивидов, а универсальных структур техники, секса, денег, информации и коммуникации.

Появление т.н. глобальных проблем свидетельствует о фактическом единстве человечества. Государственные и национальные перегородки утрачивают свой смысл. Чтобы выжить, человечество должно расстаться со своими расовыми, политическими и иными предрассудками и сесть за стол переговоров. Особенно проблемы экологии и мирного сосуществования требуют общих усилий. Это в основном используется защитниками морали, которые видят в них новое подтверждение своей правоты и претензий на универсальность. Мораль стремится стать супердискурсом, который оценивает все остальные, включая политику, экономику, технику и науку. Дело представляется так, что в форме глобальных проблем перед нами предстает неистребимое «мировое зло», которому можно дать отпор только при помощи строгой морали и она состоит в том, чтобы воспринимать другого как самого себя и не наносить вреда его имуществу. Моралисты представляют дело так, что сначала возникает опасность, а потом как реакция — мораль. Интересны соображения на этот счет у Канта, который постулировал трансцендентальное зло. Фактически оно выступает неким предположением, извлекаемым из морального сознания: если есть нравственный закон, значит должно быть зло. Итак отношение между злом и моралью можно перевернуть и тогда получится, что мораль не оберегает от зла, производит его.

Если вернуться от спекулятивной диалектики к жизни, то можно с изумлением констатировать, что именно она и реализуется на практике. А именно, нетрудно заметить, что, например, «зеленое» движение превратилось в весьма влиятельную политическую партию и выступает средством давления на промышленность особенно тех стран, в которых функционирует отсталая технология. По существу речь идет о запрете на развитие, так даже при условии наличия у всех стран самых передовых технологий, мир все равно ожидает глобальная катастрофа. Чтобы замедлить ее наступление вводятся разного рода ограничения в отношении технического развития стран «третьего мира». Что происходит? Вместо того, чтобы осознать собственный антагонизм, развитые страны культивируют новый образ врага. Они как бы говорят своим гражданам: наш мир замечателен, но, к сожалению, существуют варвары — отсталые страны, которые могут все испортить. Совершенно аналогично выстраивается ситуация с борьбой за права человека. На примере войны в Заливе и в Югославии совершенно отчетливо видно, что «права человека» стали новой границей между «своим» и «чужим», а также юридической дубинкой для наказания врагов.

Необходимо перевернуть с ног на голову постановку глобальных проблем. Зло производится не где-то за границей демократического общества, а в нем самом.

Признаками современной демократии считаются прежде всего права человека и наличие демократических институтов, среди которых главными являются свободные выборы. Это также материальное благополучие, развитие эффективной технической инфраструктуры, это свобода прессы и развитие коммуникаций, преодоление границ. Известная радиостанция так формулирует идеал современности: «Свобода — это права человека и Интернет в каждом доме». Сегодня формируются не только экономические и политические, но и издательские, мультимедийные транснациональные корпорации, которые уже не принадлежат государству и не управляются им. Идеологи «открытого общества» расценивают это как реализацию Нагорной проповеди, согласно которой нет ни эллина, ни иудея. Такая морализация и гуманизация пришла в состояние резонанса с другими формами глобализации и это становится угрожающим. Прежде всего опасность связана с формированием всемирной финансовой системы, в результате которой происходит привязка национальных валют к доллару и их стоимость определяется на межбанковских валютных биржах. Практически это означает, что цена рубля сегодня мало зависит от эффективности труда рабочих и даже от запаса ресурсов страны. Глобализация в сфере масс-медиа выражается не только в появлении транснациональных издательских корпораций, но и в становлении новых универсальных форм цензуры.

Глобализация политики выражается в апелляции к общественному мнению, которое само выступает предметом разного рода манипуляции. Политика приобретает спектакулярный характер, отрывается от защиты почвы и интересов нации. Интернет также нужно расценивать в ряду остальных проявлений глобализации и указывать на связи между ними. Опасность в том, что эти формы начинают резонировать, «разогревать» мир до точки каления. Опасными признаками являются технические и экологические катастрофы, экономические и финансовые кризисы, акты терроризма и, наконец, компьютерные вирусы, к опасности которых многие относятся еще слишком легкомысленно. Между тем это однопорядковые явления и их опасность также стремительно возрастает в состоянии резонанса.

Отчуждение

Человек третьего тысячелетия: как отвечает он на вызов современности? Какова степень его социальной зрелости? Соответствует ли он историческим возможностям сложившихся социальных и экономических отношений? К сожалению, приходится констатировать, что во «всеобщем сознании» человечества, пока еще не произошло существенной переоценки главных ценностей, необходимой для решения глобальных проблем (проблема войны и мира, межнациональные разногласия, процессы формирования национальных государств, экологические проблемы, безработица и проч.). Человек не является целью и не выступает особой ценностью современной социальной политики.

Что же мешает понять человеческому обществу, что главной, конечной целью и главной ценностью является человек? Возможно то, что оно пока еще (из-за своей ограниченности) не может представить своего существования вне товарно-денежных и денежно-товарных отношений, вне частной собственности, вне религиозности, вне национального государства, территориальных границ и национальной армии с оружием массового уничтожения? Современное человеческое общество не только не предпринимает никаких решений для очеловечивания и осмысления отчужденной человеческой жизни, но и делает все, чтобы в действительности ежедневно приумножать свое убожество.

В конце ХХ века, в результате перемен, произошедших в СССР, рухнула (отчасти, по субъективным причинам) идеологическая стена, разделявшая человеческий мир на два противоположных лагеря. Нопоскольку в истории чаще всего случается то, чего никто не хотел, то сегодня как поборники, так и противники «перестройки» с ужасом взирают на последствия своих действий. «Осиротевшее» (оставшееся без идеологии) общество бывших социалистических государств также пребывает в растерянности. Естественно, что в такой ситуации вновь возникают вечные вопросы: кто виноват и что делать? Одни считают, что совершено чудовищное преступление против человечности (в первую очередь по вине квазиполитиков, правящих в последние годы). Другие видят в случившемся неосторожную игру с законами истории.

Между тем ХХ век был таким периодом, когда субъективный фактор мог сыграть важную роль в оздоровлении политической жизни общества. Но на деле ни доблестный рабочий класс ни политические лидеры не нашли ни сил ни знаний для сохранения накопленного ранее наследства и эффективного способа его приумножения. Во многом это вызвано тем, что не уделялось должного внимания последним достижениям гуманитарной науки. Восторжествовала примитивная рыночная экономика и вульгарная политика тех кто снова монополизировали право принимать решения касающиеся выбора направления развития общества. Используемые реформаторами концепции сами оказались настолько идеологизированными, что помешали увидеть в социализме попытку реализации социального государства. Реформаторы не просто подвергли критике прежние экономические теории, они вынуждены были ломать сложившиеся формы жизни и это не только не позволило социалистической общественной формации перейти на качественно новый уровень, но и способствовало деградации и последующему разрушению всей системы, что сказалось прежде всего на уровне жизни людей

Сегодня все постсоветское общество в плане социального развития оказалось на задворках истории, в хвосте современности. Его развитие остановилось. Более того, продолжается социальный спад, о чем свидетельствуют локальные войны, безработица, низкий прожиточный минимум большей части населения и нищета, ежегодный рост смертности, уменьшение рождаемости и сокращение средней продолжительности жизни, а также сокращение национального валового продукта и увеличение импорта, ежегодный рост цен на товары, инфляция и т.д.

Общество, уставшее от опеки авторитетных организаций, соблазнилось мифом «свободного рынка» и стало повторять давно пройденный развитыми капиталистическими странами путь, когда процветал ссудный и торгашеский капитал, порабощение человеком человека и отчужденные социальные отношения. Некоторые из наших сограждан действительно стали автономными индивидами, которые с раннего утра до позднего вечера занимаются выгодными сделками, однако большая часть населения превратилась в нищих и голодных бедняков, мерзнущих в своих квартирах и страшащихся малейшего повышения цен. Наше общество из некогда могущественного государства, сила которого состояла прежде всего в нравственной солидарности людей, превратилось в ленивый и пассивный организм, зараженный микробами болезни и вырождения.

Для порядочного человека участие в социальных преобразованиях, проводимых реформаторами теперь кажется оскорблением. В обществе, где главной целью жизни выступают деньги, честь обменивается на бесчестие и правда на ложь, а люди становятся средством для достижения политического капитала и экономического благополучия небольшой части этого общества, жизнь для честных людей становится нестерпимой. Между тем властьимущие сегодня, как и прежде, готовы удерживать власть любой ценой. К сожалению, дело доходит до прямого насилия, но чаще всего наняв политических «шоумэнов», они демонстрируют возможности современной технологии власти самым грязным и спекулятивным образом, при этом, не брезгуя ни чем: разжиганием национальной розни, продажей военной техники и убийствами.

Современный человек, воспитанный как представитель общего социального организма, оказался в растерянности: втянутый в водоворот повседневных забот и нужд он уже не рассуждает как раньше о большой политике, жизнь не дает ему возможности остановиться, чтобы проанализировать историю жизни его предшественников, сопоставить ее с сегодняшними социальными ценностями и совершить, наконец, рациональный ход в свое будущее, чтобы не оставаться и далее лишь пассивным участником позорной истории человечества. Самими яркими симптомами болезни нашего общества являются пассивность и зависимость, которые все более усиливаются из-за доминирующей ныне экономической политики. Однако, такого рода симптомы— явления сами по себе объективные и свойственные для крайне отчужденного общества.

Сегодня все чаще рекламируется мнение о том, что будто бы социализм, в сущности, похоронил себя, а будущее принадлежит капитализму. На самом деле будущее не может принадлежать обществу, в котором вся экономическая политика направлена сугубо на извлечение максимальной прибыли, а человеческий фактор отодвигается на последнее место. В развитых странах постоянно наращиваются темпы производства, но при этом производится все больше не нужных, но весьма прибыльных для производителей товаров, и с целью их потребления усиливается рекламное зомбирование населения. На это уходят миллиарды долларов, а улучшение социальной сферы общества в это время брошено на произвол судьбы.

Такая экономическая политика рождает и поддерживает больное общество, так как она исповедует принцип «максимального потребления», принцип слепого подчинения, принцип увеличения производства ради денег. В таком обществе отсутствует место для действительных человеческих ценностей. Несмотря на провозглашение демократических принципов, человек по прежнему остается добычей власти, которая управляет им уже не только кнутом, но и пряником. На самом деле деньги не только освобождают, но и закабаляют человека, парадоксальным образом, и об этом не следует забывать, они лишают человека свободы. Все социальные ценности он вынужден измерять деньгами, должен «превратиться в волка», чтобы стать сильнее и хитрее другого, так как все эти качества необходимы для выживания в сегодняшнем обществе. Таким образом, “homo additus naturae” в процессе объективного становления создал свой отчужденный образ и тем самим превратился в “homo homini lupus est”.

К сожалению, сегодняшняя политика ведущих мировых держав (в частности США) на ближайшее будущее не выглядит обнадеживающей. Великие оппоненты диктатуры и блюстители демократии превратились в агрессоров. США самым прямым образом претендуют на американизацию всего человечества, при этом, не считаясь с судьбами отдельных народов или государств. Этому свидетельствуют события в Югославии, Ираке, на постсоветском пространстве и т.д.

Политика мировых «сверхдержав» все более разрушает надежду человека на обретение закономерной свободы личности, которую никто не имеет право ни ущемлять, ни отнимать. Все больше возрастает чувство безысходности, незащищенности, одиночества. Человек как человек отторгнут иррациональным индустриальным обществом.

Сегодня честная мыслящая интеллигенция стоит перед сложной дилеммой: с одной стороны, демократия обещает экономическую и политическую свободу, с другой стороны, реальным результатом демократических преобразований стало разрушение ранее жизнеспособного общества. В состоянии ли она направить научные достижения на благо человечества? Весьма странно, что при такой ситуации безмолвствуют ученые-гуманитарии. Причины этого могут быть разными: страх, цензура, или банальный обмен чести ученого на деньги и славу и превращение в новомодных «ученых», которые, вместо того, чтобы заниматься действительной наукой, ведут проповеди о процветании бизнеса и рыночных отношений. Интеллигенция должна выйти из состояния оцепения. Прежде всего те, кто чувствуют вину за участие в «демократических» преобразованиях последнего десятилетия должны найти в себе мужество в отстаивании истины. Несмотря на мрачные воспоминания и стыд от эйфории которая сопутствовала разрушению прошлого, именно сегодня настало время нового политического мышления, качественно нового мировосприятия и мировоззрения; время смены бытующих общественных ценностей новыми — разотчужденными общественными ценностями, время борьбы за качественно новое общество.

С созданием рациональной экономической политики (в историко-логическом плане для этого уже имеются все предпосылки), а в последствии — мегаэкономики, мировое сообщество может вступить в качественно новую ступень развития — фазу разотчуждения. Но этого не произойдет автоматически без участия людей. Создание новой экономической политики означает рациональное перераспределение достижений науки и техники, новых технологий производства по всему миру, то есть очеловечивание (гуманизация) достижений науки и техники. Только в таком случае существующие общественные институты приобретут рациональный и действительный облик.

У человечества нет иного пути для развития: либо начало действительного прогресса (нового ренессанса) во имя человека, где главной и единственной целью совокупных общественных отношений будет выступать Человек, либо объективная всеобщая катастрофа, в которой не будет ни победителей, ни побежденных.

Summaries Part One Philosophy on the Essence of Man

A.A. Bregadze
Essence of a Person

Essence is the phenomenon of eternal symbol, the substantive kernel of objects and phenomena. It differs radically one object from the other and according to exist units in one group different things as well. In the human universe is confirmed three kinds of essence: the commonest essence typical for a person, essence factual (essence of individual) and essence-possibility, essence-idea.

In the whole a person is finished physically, but spiritually is in the process of formation. He breaks his own limits and with regard for objective values turns into the other («his other»). Such specimen of human development is called personality. From the various interpretations of personal definition it must be admitted as a perfect formulation that a person is a spiritual man, a center of spiritual acts. Spirit is an essence of a man (person), such high essence, that we pointed out by name of possibility. It is the highest among the vertical sections presented in the man.

I. Kalandia
Philosophy as Selfconsciousness of Culture
(Philosophy and Man)

Philosophy is not only an objective knowledge of the world but it is as well a doctrine dealing with the interrelations of the world and man stating the place, role and destination of man in the world. The analysis of the peculiarities of philosophical cognition assures us that the opinion according which philosophy raises and solves the problems that have nothing in common with life is false. Quite on the contrary, philosophy as world outlook raises and solves the problems basically connected with the deepest and most important aspects of human life — that is the problem of the main leading principal of life. Philosophy due to its specific object and in difference with natural and technical sciences is in touch with society, human aspirations, interests, value hierarchy, value orientations. Philosophy is to answer «existential» questions.

The main leading principle of life which once seemed to be indubitable and «firm» turned out false and unjustified in the process of reappraisal of values. And it means that it is to stand criticism and challenge all the way. It is clear that life itself, new value orientations and new value systems will question the main leading principle of life, but it is the competence of philosophy to criticize and analyse the above mentioned situation.

Philosophy as world outlook is realization, criticism and analysis of its epoch. The main features and tendences of any epoch are always in their own way reflected in its culture.

So, philosophy is realization of epoch and accordingly of its culture, it is the self-cnnsсiusness of the latter.

M.S. Kagan
Again on the Essence of Man

For all its briefness and schematized character, the analysis accomplished in the article does demonstratively justify its basic conclusion. It reads that the essence of man can be considered neither as purely biological, nor as purely social, nor as bilaterally bio-social. It is its three-dimensional bio-socio-cultural theoretical model that can only provide us with the adequate notion of human essence and can only serve as the productive conceptual basis for further investigations in human studies and in philosophical anthropology as well. It is particularly important that this model can serve as a theoretical basis for the radical reorganization of pedagogical process since it provides the distinct understanding of the necessity of treating each «candidate for man» as an integral entity. Destiny of this entity depends on the interaction of the said three forces that form its essence, namely on those inborn as natural gift; those present in the values of culture that have been collected throughout its history; and those that engage him/her in a given system of social relations. The latter is to be either developed or destroyed by him/her depending on the cultural values appropriated by him/her and by his/her physical abilities.

Dr. Vazha E. Gorozia
Alienated Universe and the Problem of Human Being's Socialization
(Philosophical, social and psychological analysis)

The philosopical and sociologial analysis of modern epoch is pointed out in this work. This epoch is represented as an epoch of total alienation.

Basically a human being's socialization — the problem of the process of a human being's formation into a person in the conditions of various existing aspects and forms of political, economical sociological, ecological, ethic, esthetical, ethnic and national culture alienation is put forward.

Actually, socialization considered as an adaptation in the alienated universe serves as an improvement to alienation rather than its elimination. Therefore, the author regards the application of those conception essences with identical meaning quite unacceptable.

Based on Prof. D. Uznadze's theory, socialization is considered within the limits of biological and social correlation as an entire permanent process of individualization, phomination and inculturization. Such sort of approach gives the opportunity for application of multifactor analysis of problems.

Effectiveness of this socialization process depends on various factors: the type of society, the level of its development, the national and ethnic peculiarities; social role, status, typological peculiarities of a man, sex, age, ability, educational level and etc.

All those parameters are measurable quantities and they should be foreseen in any concrete sociological and social-psychological investigation of a problem.

N.A. Karmayev
Modern Problems of Ecology of Human Being

In the article actual problems related to ecology of human being are considered. The author pays the main attention to interaction between biological and social in human being. Biological in human being plays a role of substrate, which has a special importance for human well-being under the conditions of ecological crisis. Social environment, in its turn, is an important factor of ecological development of human being.


B.V. Markov
Man and the Globalizing World

Classical philosophers defined it as the sphere of collision of various individual opinions and interests, where true knowledge was impossible. In the modern philosophy it is opened as something ordered, traditional and routine, depersonalizing, hindering to one's freedom or, in full opposition, as something spontaneous, ensuring freedom of individuality, which is suppressed in the process of education.

Authoritary power, striving to establish a unified order through its regulations, is searching for an ideology and is trying to reform life up to an idea. In its essence, this strategy is a legacy of the Enlightenment project, which is now exposed to a sever critique. The process of civilization is not to be reduced to mass enlightenment in terms of knowledge, law principles and rational ideas. The public order is rather built by masters of «social mechanisms» which, being in the shadow of ideologists, turns into the real support for the real power, since they are creating real disciplinary spaces at the level of everyday life. In the Russian history, attempts of European modernization run into resistance and did not bring up democratization of the society and efficient economy. This was the result of that the process of reforming in Russia was as a rule performed at the level of consciousness and was restricted to enlightenment. Today reformers place their hope on capitalism. The implied assumption here is that the market as such is something like a Watt's valve in the vapour machine, which distributes energy with man's intervention. Transition to the market is going along with rejection of state regulation and social guarantees and it is not at all surprising that it results in a «wild market» which fears even its authors.

V.V. Partsvania
Method of Investigation in Human Studies

Until now, the historical events have always taken the lead over their logical basing. Today the logical basing should forecast historical essence of sociality and social relations. Contemporary stage lacks both logical forecast and primitive logical basing of those historical events that took place recently. Contemporary humanities have no logical thinking left, they are dead, and history is performing their requiem.

Obviously, the technical «civilization» (technoera) disforms an individual and society in general rather than improves them because the technoera has not gained «human face». Political institutes separately exist by themselves and for themselves, with no close relation to society whereas leading participants of these institutes have practically become a separate «nation». Human scientists whose direct mission is to reveal the causes that bring about the aforementioned situation and to scientifically demonstrate its essence seem to sleep like the dead. One may get the impression that they lack the capacity of the scientific assessment of the objective global changes that take place within the alienated «civilization».

It is necessary to mention that there exist no integral scientific discipline that would take the task of systematic study of man in all his conceptual aspects. However, particular disciplines — social philosophy, philosophical anthropology, political economy, sociology and the like — do lay claim to such role. Taken independently, each of these disciplines — with no synthesis between them implied — does not and can not properly investigate the problem of man.

Thus, in respond to the objective demands of the contemporary situation it would be reasonable to integrate social philosophy, philosophical anthropology, political economy, and sociology into a single actual scientific trend of human studies.

The very essence of the phenomenon of man does not allow for its proper investigation without paying attention to the developed concrete integrity of the whole of social relations. In their turn, these relations are to be studied in their historical and logical aspect.

At the moment, society is at the zenith of alienation. Historically, this means that the critical moment of a new transitory period, the moment of the contradiction of a new quality has come. It is the moment of the de-alienation of integral social relations. Accordingly, scientific investigation of the present social relations taken as the developed concrete integrity moving towards the abstract is the true task of the day. One should start the account on these studies from the abstract towards the developed concrete integrity. What is abstract in this sense is the phenomenon of man taken as the qualitative social presence in its potential actuality.

Part Two Economy, Man, Alienation

V.V. Partsvania
Philosophy of Labour

Labour is the main attribute of human being. Qualitatively, labour and man are two inseparable categories. As the qualities that are immanent to a human-like animal only, they are synonymous in their actual immediacy.

Only man may find himself in the state of the labour ecstasy. Moreover, it is only due to this ecstasy that man gets his ability to repeatedly affirm in himself his constant mediating essence, namely the one of man (the meaning of life as such). Proceeding from this, labour (the labour process) taken as a human attribute and the reversed is nothing else as the recognised necessity transformed into action.

One may speak of man as such in the general understanding of this phenomenon as well as of the concrete subject (in particular) only in case when man spend most of his time in the inner experiencing of the labour mediation. Labour mediation can be, can grow into necessity, and can come to actuality only when most of human life time is free.

The aforementioned qualitatively positive and the single actual condition may only be realised when one has free time.

Free time is the time free from work — that is, the time free from any compulsion. It is during his free time that man can find himself in the labour condition. Only free person can strive towards the actuality, thus minimising the time that is objectively necessary for mediation (becoming).

Human activity that creates wealth for some people and leads the other to poverty can not be the actual activity — that is, it can not be considered as labour. This process is truly called work. Such human activity is contradictory and hazardous for workers who become deprived of the happiness of being people (man).

When people get hired for the sake of production, they are considered only as a force and as the means (main part and element of production process) and not as the goal, lease as the ultimate goal of production.

Labour is the external and reasonable form of the free manifestation of the essential working abilities of man, due to which the produced (artificial) wealth is created. Labour is the essential calling of man, his substantial might and pleasure. Entertainment, games, training are, of course, the species of human behaviour; still they are not labour, the latter being the substance of man, the predicate not inherent in other phenomena. Neither cattle, nor machine are capable of labour, they can only work. Work is an animal, antihuman, coercive (in spite of weather the coercion is economical or not) kind of labour. Hence, a slave, a praedial serf or a worker are deprived from labour as pleasure. In essence, they do not labour, they merely work (unfortunately, many languages still lack the proper reflection of this subtle difference). Moreover, significant part of intelligentsia works rather than labours. «Labour belongs to the realm of freedom whereas work — to the realm of necessity. Labour corresponds to the notion of free time whereas work — to the that of the work time».

G. Malashkhia
Humanization and Dehumanization Tendencies in Economy

It is evident that contemporary knowledge about economic life is insufficient and scanty. Indispensable deepening and expansion of economic knowledge is possible by philosophical co-pretension of economic facts, application of axiological and eudemonical approaches in investigation of economy, application of such categories as morals, fairness, happiness, liberty, good, evil, valuables, anti-values, etc.

In this case social-economic progress will appear as a totality of tendencies of humanization and dehumanization of economy and whole social life. Their ratio defines the character of economical processes and events. At the same time, humanization is the dominating tendency and a criterion of progress. It is expressed: in the transition to the higher level of self-actualization and self-affirmation of a person and, consequently, in the material and technical basis of life, increased pithiness, attractiveness and efficiency of work, in the movement to the higher level of morals, humanness of relations between people, fairness, liberty; in the release of men from the tensions and vices of life.

Difficulties and contradictions of life, insufficiency of intellectual and cultural levels, defects of men, including acquired ones, conditions tendencies of dehumanization of economy and whole life, expressed by events opposite to humanization.

Humanization and dehumanization tendencies arise from the incarnation of human qualities into the economy. Human qualities themselves, formed of biological factors and correlation of men with the environment, including the economic one, are not constant, and can change in the direction of perfection.

Limiting of dehumanization sources is the way to progress. At the same time, it is a condition with no alternative for survival of humanity. Civilization and humanization should become congruent. In this case, perspectives of humanity can become bright. Otherwise, we face dehumanization and death.

V.Ia. Elmeev, N.A. Karmaev
Human Being's Ecology and Economics

The interaction of human being's natural and social essence is considered by the authors as an ecological problem — the natural side of a human being is taken as an environmental element and the social one as a social system link. Their interaction is treated in the framework of economic theory of human being, i. e. the alienation for work is considered as the alienation of human being from nature, the alienation removal providing his ecological well-being.

N.D. Absava
On Alienation and Some of its Forms

Man always strives to perfection and acquiring a decent place within society and universe. However, predominant social relations (and private property of the means of production and pecuniary relations appear to be crucial in this case) cause his regeneration and self-loss.

Alienation is the ultimate form of social regeneration, in which man, despite of his own charm/acquires the inner emptiness and the loss of general essence by turning his financial needs into his primary ones. Therefore, from the point of view of the general, any society's intentions to emancipate its people remain only «good intentions», which are not to be realized (although certain individuals and groups succeed in reaching certain freedom from the relations predominant in their societies) until human relations are mediated by cash money.

Among the forms of alienation, the most dangerous and pernicious (due to its negative consequences) is bribe-taking, especially corruption that dominates in the highest levels of state power. Under the conditions of the predominance of exchange value over use value, a harmless gift (gift is a natural form of graft) gradually turns into bribe (pecuniary form of graft). By contrast to graft, bribe can not be quantitatively limited. This may be explained by its pecuniary form that lets a bribe (despite its scale) remain unnoticed by the public.

The most wide-spread form of alienation is the sale of one's body and soul. Body has become a sale object mainly among women whereas men prefer to speculate on their inner essence. In this sense, the level of male prostitution is immeasurably higher, to which fact patriarchy crucially contributes.

Alienation that forms the market character of contemporary human being is no less dangerous. A narrow-minded operator dressed as a decent businessman is a leech on society's artery that takes the last blood from the social organism suffering from other hazardous diseases.

O.Yu. Markova
Gender Dimensions of Contemporary Society

The main ideological proposition, supporting this article is that the man and woman are destined by nature to complement each other in business communications, personal relationships, somatic reactions. This mutual complementation in personal relationships (on the spiritual and physical level) and in social and professional fields needs to be promoted as the piece and comfort garanty of human existence.

D.S. Pachkoria
On Self-Denial of War

Whatever political colour a war might have, it always has its economic basis and historical character. Generally speaking, war is an external forcible means to reach the basic inner goal of social production. Therefore, a goal of a war is determined by a major means of reaching the basic economic goal of production.

Initially, the struggle of a tribe against another is to be attributed to the individual stage of war development. However, the rules of dialectics necessitate the next particular stage of the war. At this stage, one state struggles against several or, vise versa, several states against a single one. General (world) war appears to be the synthesis of two previous stages as the war of all against all. At the present moment, humankind is entering the epoch of the denial of general war by means of particular or local (individual) wars. However, these very wars have nothing in common with the historically transient individual and particular wars. Individual war progresses to a particular and a particular — to the general war whereas general war «regresses», first, to a particular, then to an individual and, finally, completely denies itself.

The reason is that the dialectics of the war goal (a major means of reaching the basic economic goal of production) and the means of its development is such that at certain stage the means (thermonuclear, laser, plasmic or other weapon) absolutely precludes the realization of the goal. This represents one aspect of war as a historical phenomenon. Another part of this dialectics has no less importance. Namely, war in embryo (in its immediate stage) is war and at the same time is not a war, it has more of the struggle for existence. At the stage of mediation, the struggle for existence is changed by the actual war. However, negation of negation establishes a new struggle, though at an immeasurably higher level. Humankind is about entering its new stage of development, at which the idea of world home will acquire its feasible being necessitating the struggle for preservation (for the prolongation and prosperity of individual human life) to enter the forefront. At this point, war turns into its opposite being negated by the reign of general peace.

With regard to the concrete historical correlation between the means of production and military weapon, implements of production and the means of war development build up the indifferent identity. Under the conditions of slave-owing mode of production, they enter the process of differentiation, which reaches the stage of opposition under feudalism. Capitalism has developed the basic means of war to such a degree that they lost any possible productive utility. Future society is to provide complete conversion and, despite the growth of plasmic and thermonuclear weapon production and its perfection, the weapon will be used for the preservation of humankind from global and cosmic hazards rather than for its extermination.

Thus, it is to be concluded that the policy being developed by the leaders of the major states does not correspond the laws of dialectics and, there fore, becomes the factor, which hampers the natural process of social development.

Part Three Russia Challenged by the Changing World

Yu.N. Solonin
Russia in the Context of Contemporary Socio-Philosophical Thought

The article deals with the issues of current social and political history and social make-up of the Russian State as seen by various ideological systems. The author rises the question of the possibility to build a general theory that would reflect the crisis of the social regime and national life style in Russia. The article notes that the theoretical framework for analyzing the current changes has not been developed and the theory needs some amendments.

A special emphasis is put on the Russian national forms of societal arrangements, conductive to evolving and developing structures of civil society.

M.S. Uvarov
The Russian Communism as Postmodernism

The article deals with some features of the postcommunist ideology in contemporary Russia. The main distinctive feature of this ideology, in opinion of the author, is its globalistic orientation. The idea ofglobalism first of all is shown in attempts of creation of universal system of values which are taking into account all experience of human culture. The given idea encounters a number of problems. Main of them is that there is a contradiction, according to which the project of returning to traditional axiological criteria appears only by version of the discourse of postmodern. Contemporary Russian communism represents one of the most extreme axiological positions and can be analyzed in the framework of the postmodemistic system of values. The author considers cultural, historical, philosophical and political aspects of this problem, allocates the basic ideas of domestic postcommunism in their correlation with postmodemistic vision of the world.

V.Yu. Sukhachev
Man's Signs

The main aim of this paper is an attempt to articulate the thematization of the phenomenality of a human being within the semiotico-philosophical script and to expose the basic ideas of the transcendental semiotics.

Y.A. Slinin
Science, Culture, and Future Society

The article deals with the situation arisen in the society after opposition between capitalist and socialist systems has been liquidated. The author arrives at a conclusion that disappearance of the opposition makes preconditions to creation of the joint global society with Joint economics, joint science, and joint culture in the nearest future. In the future all nation states with their armies, boundaries, custom houses, governments and diplomats will disappear. In the global society there will not be any centralized control, only advisory coordinating administrative and finance centers will keep. There will be common currency and common language. On account of the states disappearance there will not be wars any more which should greatly reduce violence on Earth. There will keep only such violence forms like spontaneous, pathological, and criminal ones. For the fight against it people will not need whole armies, such institution as international police will be enough.

Тексты на сайте

Часть I. Философия о сущности человека

Часть II. Экономика, человек, отчуждение

Часть III. Россия перед вызовом меняющегося мира