Инновации и образование

Редакционная коллегия выпуска:
Кузин И.В., Медведев Ю.С., Орлов Д.У., Смирнов Е.А., Суханова М.А.

Ответственный редактор:
Пигров К.С.

© Санкт-Петербургское философское общество, 2003

Издание подготовлено при поддержке Министерства образования РФ (НИР №1.10.03Ф)

Обзор некоторых материалов конференции

Агафонова С.В. в своем выступлении «Образование как творчество (Взгляд с позиций исихазма)» осмысляет ценностные проблемы образования. С точки зрения автора, образование есть создание нового образа, выход за рамки биологической природы к рождению человека по сути. Автор обращается к фундаментальным пластам православной аскетики как единственному пути к образованию как творчеству. Православная аскетика в лице исихазма предполагает образование как обожение и богопознание. Автор приходит к выводу, что образование по своей сути есть процесс обретения нового бытия через различение добра и зла и соответственной этому способности действовать.

Будай Л.П. и Якушкина М.С. в докладе «Музей в пространстве культуры. Традиции и инновации» рассматривают образовательные возможности Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры). Воспитательное пространство музея, знакомящего с культурой и традициями иных народов, может сыграть особую роль в формировании мировоззрения, основывающегося на толерантности. Авторы считают перспективным создание на территории музея учебно-научного комплекса, который предоставлял бы образовательные услуги всем желающим с учетом возраста и уровня подготовки.

Войнов в статье «Обучение иностранной грамматике через юмор» решает вопросы обеспечения долговременного запоминания ключевых положений преподаваемых дисциплин в рамках методов эдукологии. Первоначально автор рассматривает дистанционный и модульный принцип обучения, сомневается в эффективности обучения через Интернет. Наоборот, Войнов полагает, что эффективной формой обучения является использование объемных конструкций. Также любовью автора пользуется метод «Динамичного преподавания», позволяющий за одно занятие усваивать материал пяти-шести различных дисциплин одновременно. Этот метод позволяет шестикратное повторение ключевых положений базовой дисциплины или общей ориентации выпускающей кафедры и согласованных отдельных положений других основных дисциплин учебного заведения. Автор подробно останавливается на эффективности изучения иностранных языков с помощью коротких юмористических рассказов. Автор приходит к выводу, что преподавание должно быть приближено к интересной деловой игре, что может улучшить качество преподавания.

Горский А.В. в статье «Образование и психическое здоровье» объявляет о создании «Научно-культурного способа познания Природы, Общества и Человека». С его помощью автор подразделяет цивилизации на традиционные, к которым относит российскую, и нетрадиционные, одним из представителей которых является североамериканская цивилизация. В числе феноменов, характерных для традиционных цивилизаций, называются преемственно-познавательная форма образования, прогрессивный способ преодоления трудных ситуаций, расширенное сознание. Для нетрадиционных цивилизаций типичны, к примеру, фрагментарно-эмоциональная форма образования, невротический способ преодоления трудностей путем агрессии или впадения в инфантилизм, суженное сознание. Автор связывает массовое ухудшение психического здоровья россиян с деформацией традиционной формы образования. В конце статьи делается вывод о недопустимости привнесения в отечественную преемственно-познавательную форму образования элементов чуждой ей фрагментарно-эмоциональной формы и о необходимости постепенного, эволюционного развития имеющейся в России преемственно-познавательной формы образования.

Дубровина Л.И. и Кузьмина Н.В. начинают свою статью «Акмеолого-философская взаимосвязь в образовании» с анализа этимологии слова «образование» и его аналогов в славянских и западноевропейских языках и делают вывод о несовпадении их семантики. Затем авторы переходят к теме самообразования, организация которого должна, по их мнению, строиться с учетом достижений акмеологии и философии. Наконец, определив образовательную систему как взаимосвязь структурных и функциональных элементов, подчиненных достижению искомого результата, заключающегося в формировании у студентов творческой готовности продолжить образование или заняться самообразованием в профессиональной среде, авторы завершают статью рассмотрением некоторых понятий и принципов синергетической акмеологии, приложимых и к образовательным системам, и к социальной системе в целом.

Засорина Л.Н. в статье, озаглавленной ею «Фундаментальные вопросы образования», говорит о необходимости создания новой междисциплинарной области знания — образованиеведения. Теоретической основой рассуждений автора является «учение живой этики» супругов Рерих. Образованиеведение — не то же самое, что возникшая на Западе эдукология, предмет которой гораздо уже. Оно призвано переориентировать педагогику с обучения, воспитания и образования на развитие человека и способствовать его восхождению в «надмирные сферы».

Новая педагогика должна складываться на путях «духовного синтеза», ведь российское образование в XXI веке ждет, по мнению автора, некий всплеск духовности, и особую роль в этих условиях, вероятно, приобретет фигура Учителя как духовного вождя.

Заховаева А.Г. предлагает в своем выступлении на тему «“Arthumanities”: гуманизация личности как результат реализации принципов развивающегося обучения через искусство» синтетическую модель воспитания и образования детей. Стержень предлагаемой инновационной системы — это синтез идей развивающего обучения, теории эстетического воспитания и концепции гуманизации личности. Базой апробации новой системы являются Центры детского творчества. Результатом применения данной синтетической гуманизирующей модели воспитания должно стать формирование стройной структуры Я-концепции, обретение новых духовных ориентиров в жизни.

Козлова О.П. посвящает свою статью (без названия) проблемам взаимоотношений между детьми, родителями и школой в образовательном процессе. Автор делает главный вывод о том, что в системе взаимосвязей и взаимодействий субъектов образовательной сферы огромную роль играют родители в качестве заказчиков «педагогической продукции», экспертов качества и инвесторов «образовательного производства». Задача школы — образовывание и «окультуривание» детей, контактирование с родителями как с авторами образовательного процесса в экономическом плане.

Сообщение Крыловой О.Н. «Педагогические нарративы как средство активизации современного процесса обучения. Преподавателям на заметку…» основывается на понимании нарратива как ситуации, когда «кто-то рассказывает кому-то, что что-то произошло». В этой связи автор высоко оценивает умение преподавателя рассказывать студентам анекдоты и вовремя употреблять в своей речи афоризмы. И то и другое характеризуется как эффективное средство повышения функциональной раскованности.

Лазар М.Г. и Товбина В.Л. в своей статье «К проблеме экологического образования в России (некоторые методологические аспекты)» рассказывают о проблеме становления новой научной дисциплины — социальной экологии. Потребность в появлении социальной экологии связана с реалиями ХХ века, когда были сформированы образцы экологически оправданного поведения. Социальная экология — это метанаука, в которой переплелись естественные, общественные и технические дисциплины.

Целью социальной экологии является выработка экологической ответственности и компетентности, экологического сознания.

По мнению Марьиной Л.П., философская концепция диалектики может способствовать единению естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического образования. Озаглавив свое выступление «Концепция формирования диалектического мышления в современной системе образования», Марьина Л.П. делится опытом организации учебного процесса в Кронштадтском морском кадетском корпусе и приходит к выводу о том, что диалектическое мышление в современной системе образования способствует развитию личности.

Пласичук В.П. в статье «Информационно-сетевая культура пользователей: проблемы и решения» обращается к проблеме интернетизации современных библиотек в условиях информационного общества на примере работы Российской Национальной библиотеки. Главная мысль статьи сводится к тому, что в условиях единого информационного пространства перед библиотеками открываются большие возможности по организации дистанционного обучения для широкого круга пользователей, которые имеют доступ в Интернет.

Подколзина Л.Г. в статье «Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных подростков» пишет о том, что для подросткового возраста характерна особая конфликтность с окружающими и единственной продуктивной тактикой педагогов в этих условиях является активная помощь подросткам в выстраивании ими своей личности. Именно этим руководствуются в своей деятельности работники школы №92 для трудных подростков. В статье описываются методы и технологии, применяемые в школе для психологической реабилитации и социальной адаптации учащихся.

Саруханов В.А. адресует свою обширную статью под названием «Юноше, обдумывающему житье…» будущим работникам телевидения. Опираясь на собственный богатый профессиональный опыт, а также на мнение многочисленных коллег, автор рассуждает о том, куда движется отечественное ТВ. Будущим телевизионным работникам он также предлагает задуматься и поразмышлять на эту тему.

Спицнадель В.Н. в статье «Обоснование необходимости подготовки интеллектуалов: ситуация, проблемы, пути решения» в рамках эдукологии поднимает вопрос о будущем России и российского образования. Ответом на этот вопрос является воспитание в человеке интеллекта и таких интеллектуальных свойств, как перспективность видения, стратегический прогноз, способность отражать тенденции развития объектов, процессов и явлений, гипотетичность, планомерность и т. п. Автор приходит к выводу, что решением всех проблем России и любой страны должно стать высшее образование на базе методов неклассического системного анализа и взаимодействия общественных, естественных и технических наук.

Смирнов А.П. в своей статье «Проблема образования, науки и технологий сегодня», являясь сторонником принципов эдукологии, сетует на то, что среди обсуждаемых проблем образования в обществе отсутствует обсуждение проблемы содержательной части знания. Автор пытается рассмотреть проблему содержательной части знания на примере физики. Автор призывает всех ученых обращаться к оригиналам классического наследия, изучать сами объекты физики, а не операции с этими объектами. Ученым необходимо понимать, что всеми процессами в природе управляет Принцип Порядка, логос, отражающий проявление принципа наименьшего действия в последовательности элементарных актов, идущих по фундаментальному закону взаимосвязи причины и следствия. Принципа Порядка и фундаментального закона взаимосвязи причины и следствия для каждого элементарного акта изменения состояния достаточно для понимания и описания специфики явления в процессах любой природы. Автор делает вывод, что сию новую парадигму следует обсуждать только с людьми, освоившими подобный стиль мышления, ибо для неподготовленного разума действительность предстанет фантастическим миром возможностей человека в его реальном бытии.

Щербаков в своей статье «Воспитание: расширение границ ответственности» утверждает, что «именно воспитание осуществляет функцию производства и воспроизводства культуры». «Следует обратить внимание на принципиальную нерационализируемость, непрозрачность процедуры воспитания, которая в большей степени определяется чувственно-эмоциональными интенциями, нежели рациональными».

Хитарова Э.Й. в эссе «Инновации и устойчивое развитие: признаки дилетантизма и деформация процесса образования личности» предостерегает от опасности имитирования инновационной активности, которая в этом случае становится проявлением дилетантизма. В работе описываются некоторые формы существования дилетантизма в обществе. Всякий раз это явление возникает тогда, когда та или иная деятельность выполняется механически, формально, искусственно.

Тексты на сайте