Формирование личностно-ориентированного образования и актуализация роли искусства в творческой самореализации человека

[330]

Инновационные процессы в сфере образования являются не только отражением кризиса классической модели образования, но и показателем динамики современного общества. С помощью системы образования социум решает важные для него задачи: качественного преобразования человеческих ресурсов для сферы производства и удовлетворения личностных, постоянно меняющихся, образовательных потребностей человека на разных этапах его жизни. Соотношение этих взаимосвязанных сторон может быть различным и во многом зависит от общественного устройства, а главное — от понимания смысла образования, который, по сути, остается неизменным, хотя в каждую историческую эпоху формы передачи, объем, и качество знаний меняется. Этот смысл заключается в передаче знаний каждому отдельному индивиду в той мере, в какой они необходимы для его творческой самореализации. Однако такая формулировка скорее относится к идеалу образования, чем отражает существующие реалии. До недавнего времени в общественном сознании доминировал, и еще продолжает влиять на педагогическую [331] практику, традиционный взгляд на смысл образования, согласно которому образование представляет собой поэтапный процесс приращения знаний, направленный на подготовку людских ресурсов в соответствии с требованиями экономики. Подобная ориентация в образовании уже перестала отвечать условиям нового времени и требуется иное понимание образования как особой сферы, первоочередной задачей которой является обеспечение полноценного развития личности на основе стимулирования культа знаний, высокого уровня интеллектуального и творческого потенциала.

Подтверждением происходящих процессов служит кризис классической парадигмы образования и кризис соответствующего ей типа рациональности, направленный на воспроизведение заранее заданной реальности, со свойственным ей предустановленным миропорядком. Современная же эпоха характеризуется неклассической рациональностью, воспроизводящей структуру проблемных ситуаций, в которые попадает современный человек в своих взаимоотношениях с реальностью. Предметом неклассической рациональности выступает действительность в процессе своего становления, предполагающая активную деятельность саморазвивающихся субъектов. К важным сдвигам в сторону личностно-ориентированного образования следует отнести и происходящие изменения, касающиеся духовно-нравственных аспектов. За прошедшие десятилетия существования постсоветсткого образовательного пространства произошел не только отказ от господствующей прежде моноидеологии, но и утвердился в качестве альтернативы плюрализм взглядов и позиций в различных сферах социальной жизни. Смещение акцента в сторону личностно-ориентированного образования является важным показателем качественных изменений, прежде всего в общественной жизни. Однако освобождение личности от жестких рамок предшествующей социальной системы, в которой интересы общества доминировали над индивидуальными предпочтениями, автоматически не ведет к духовной свободе личности. Наоборот, в условиях обретения социальных свобод наблюдается утрата интереса к духовности в силу того, что в социальной жизни доминирует стремление придавать всем человеческим проявлениям социальную целесообразность, которая приводит к расчеловечиванию человека, превращению его во внешний фактор социального развития. Именно поэтому для каждого человека еще более важным является предоставляемая формирующейся новой системой образования возможность пройти путь культивирования в себе духовной свободы для творческой самореализации. Еще в большей степени проблема взращивания духовности каждым человеком актуализируется в условиях техногенной цивилизации, так как возможный ее отрыв от гуманистических целей и ценностей, вероятнее всего, может привести [332] к разрушению основ человеческой жизни. Каким же образом образование сможет повлиять на культивирование духовности в человеке, обретение им своей истинной свободы?

Всем известные декларативные заявления о воспитании, развитии духовного в человеке представляют собой всего лишь остатки рационально-сциентистского понимания сущности человека. Духовность невозможно воспитать, невозможно регулировать ее лишь внешним образом. Она всегда является итогом самовоспитания, самореализации, самостроительства. Кроме того, следует отметить, что духовность с трудом поддается рациональному осмыслению, не всегда может быть адекватно выражена в логических понятиях. Поэтому необходимо, прежде всего, довести осмысление духовности до рабочих определений (конечно, насколько это возможно). Для этого важно обратиться к совокупному общечеловеческому опыту в постижении духовности, получившего свое отражение в различных видах познавательной деятельности человека, среди которых именно искусство поможет человеку освоить азы самопознания, укажет пути в понимании своего внутреннего мира, определит возможности для более глубокого постижения своего Я с целью творческой самореализации. Актуализация роли искусства в образовательной сфере связана с поиском наиболее эффективных форм и методов в формирующейся новой парадигме образования.

Существует определенная взаимосвязь между «образом», который включает в себя образование, и «художественным образом» в искусстве. Оба образа обладают одновременно несколькими значениями:

  • отражения реальности. В образовании «образ» отображает тот социальный заказ, который общество формулирует в образовательной системе. В искусстве «художественный образ» является авторским воспроизведением существующей реальности и поэтому в большей мере содержит в себе ценностный аспект.
  • образца (модели). Если образование — это самовозрастающий процесс наращивания «образов», которыми человек руководствуется в своей жизни, то искусство предоставляет каждому человеку творчески себя реализовать, то есть стать другим, кем он никогда не был, изменить себя, ориентируясь на заданный образованием «образ».

Литература


  1. Концепция развития высшего профессионального образования республики Казахстан. Астана, 2002.
  2. Образование как фактор развития личности: Сб. статей. Оренбург, 1997.
  3. Современный философский словарь / Под ред. проф. В.Е. Кемерова. М., 1998. С. 587-590.
  4. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. В 2-х кн. Новосибирск, 1995.
  5. Философия образования и ее роль в формировании гуманитарного типа знания. В 2-х кн. Алматы, 2002.

Добавить комментарий