Инновационные процессы в сфере образования являются не только отражением кризиса классической модели образования, но и показателем динамики современного общества. С помощью системы образования социум решает важные для него задачи: качественного преобразования человеческих ресурсов для сферы производства и удовлетворения личностных, постоянно меняющихся, образовательных потребностей человека на разных этапах его жизни. Соотношение этих взаимосвязанных сторон может быть различным и во многом зависит от общественного устройства, а главное — от понимания смысла образования, который, по сути, остается неизменным, хотя в каждую историческую эпоху формы передачи, объем, и качество знаний меняется. Этот смысл заключается в передаче знаний каждому отдельному индивиду в той мере, в какой они необходимы для его творческой самореализации. Однако такая формулировка скорее относится к идеалу образования, чем отражает существующие реалии. До недавнего времени в общественном сознании доминировал, и еще продолжает влиять на педагогическую [331] практику, традиционный взгляд на смысл образования, согласно которому образование представляет собой поэтапный процесс приращения знаний, направленный на подготовку людских ресурсов в соответствии с требованиями экономики. Подобная ориентация в образовании уже перестала отвечать условиям нового времени и требуется иное понимание образования как особой сферы, первоочередной задачей которой является обеспечение полноценного развития личности на основе стимулирования культа знаний, высокого уровня интеллектуального и творческого потенциала.
Подтверждением происходящих процессов служит кризис классической парадигмы образования и кризис соответствующего ей типа рациональности, направленный на воспроизведение заранее заданной реальности, со свойственным ей предустановленным миропорядком. Современная же эпоха характеризуется неклассической рациональностью, воспроизводящей структуру проблемных ситуаций, в которые попадает современный человек в своих взаимоотношениях с реальностью. Предметом неклассической рациональности выступает действительность в процессе своего становления, предполагающая активную деятельность саморазвивающихся субъектов. К важным сдвигам в сторону личностно-ориентированного образования следует отнести и происходящие изменения, касающиеся духовно-нравственных аспектов. За прошедшие десятилетия существования постсоветсткого образовательного пространства произошел не только отказ от господствующей прежде моноидеологии, но и утвердился в качестве альтернативы плюрализм взглядов и позиций в различных сферах социальной жизни. Смещение акцента в сторону личностно-ориентированного образования является важным показателем качественных изменений, прежде всего в общественной жизни. Однако освобождение личности от жестких рамок предшествующей социальной системы, в которой интересы общества доминировали над индивидуальными предпочтениями, автоматически не ведет к духовной свободе личности. Наоборот, в условиях обретения социальных свобод наблюдается утрата интереса к духовности в силу того, что в социальной жизни доминирует стремление придавать всем человеческим проявлениям социальную целесообразность, которая приводит к расчеловечиванию человека, превращению его во внешний фактор социального развития. Именно поэтому для каждого человека еще более важным является предоставляемая формирующейся новой системой образования возможность пройти путь культивирования в себе духовной свободы для творческой самореализации. Еще в большей степени проблема взращивания духовности каждым человеком актуализируется в условиях техногенной цивилизации, так как возможный ее отрыв от гуманистических целей и ценностей, вероятнее всего, может привести [332] к разрушению основ человеческой жизни. Каким же образом образование сможет повлиять на культивирование духовности в человеке, обретение им своей истинной свободы?
Всем известные декларативные заявления о воспитании, развитии духовного в человеке представляют собой всего лишь остатки рационально-сциентистского понимания сущности человека. Духовность невозможно воспитать, невозможно регулировать ее лишь внешним образом. Она всегда является итогом самовоспитания, самореализации, самостроительства. Кроме того, следует отметить, что духовность с трудом поддается рациональному осмыслению, не всегда может быть адекватно выражена в логических понятиях. Поэтому необходимо, прежде всего, довести осмысление духовности до рабочих определений (конечно, насколько это возможно). Для этого важно обратиться к совокупному общечеловеческому опыту в постижении духовности, получившего свое отражение в различных видах познавательной деятельности человека, среди которых именно искусство поможет человеку освоить азы самопознания, укажет пути в понимании своего внутреннего мира, определит возможности для более глубокого постижения своего Я с целью творческой самореализации. Актуализация роли искусства в образовательной сфере связана с поиском наиболее эффективных форм и методов в формирующейся новой парадигме образования.
Существует определенная взаимосвязь между «образом», который включает в себя образование, и «художественным образом» в искусстве. Оба образа обладают одновременно несколькими значениями:
- отражения реальности. В образовании «образ» отображает тот социальный заказ, который общество формулирует в образовательной системе. В искусстве «художественный образ» является авторским воспроизведением существующей реальности и поэтому в большей мере содержит в себе ценностный аспект.
- образца (модели). Если образование — это самовозрастающий процесс наращивания «образов», которыми человек руководствуется в своей жизни, то искусство предоставляет каждому человеку творчески себя реализовать, то есть стать другим, кем он никогда не был, изменить себя, ориентируясь на заданный образованием «образ».
Литература
- Концепция развития высшего профессионального образования республики Казахстан. Астана, 2002.
- Образование как фактор развития личности: Сб. статей. Оренбург, 1997.
- Современный философский словарь / Под ред. проф. В.Е. Кемерова. М., 1998. С. 587-590.
- Федоров Ю.М. Сумма антропологии. В 2-х кн. Новосибирск, 1995.
- Философия образования и ее роль в формировании гуманитарного типа знания. В 2-х кн. Алматы, 2002.
Добавить комментарий