Cамообразование и инновационный поиск учителя: модульный подход к ориентации педагога на инновационную деятельность в развивающейся школе


[347]

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Человеку в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. Сегодня от учителя требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях». Активность человека в этих условиях, как утверждают психологи, может быть направлена на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и внутренних ресурсов (О.С. Советова), где ключевым фактором динамического развития будет выступать самообразование.

Прежние пути, где организованное, систематическое самообразование осуществлялось в основном во всевозможных курсах, в кружках, народных университетах и т. п., оказываются недостаточными. Их место все больше и больше занимает самостоятельная индивидуальная работа человека над различными источниками получения знаний лишь при небольшой консультации специалистов той или иной области науки и практики.

Мы предлагаем специальный курс для подготовки учителя к творчеству на базе инновационных процессов, который реализуется [348] в условиях реальной школьной практики и предполагает освоение учителем при консультативной помощи ученого или методиста профессионально-педагогических модулей. Модульный подход к ориентации учителя на инновационную деятельность и самообразование как ценность строится в русле концепции ценностно-ориентационного подхода доктора педагогических наук, профессора З.И. Васильевой и ее научной школы. На базе ведущих идей данной концепции проведены и продолжаются исследования, обращенные к изучению, обобщению и прогнозированию более совершенных решений в работе образовательных учреждений по ориентации на личность ребенка и педагога.

Процесс подготовки учителя к инновационной деятельности (ИД) в рамках курса «Инновационный поиск учителя», будучи составляющей целостного педагогического процесса, строится на модульной основе, предусматривающей создание нового, его оценку и освоение. В нашем опыте были разработаны и реализованы три модуля: «Учитель нового типа», «Развивающаяся школа и инновационный процесс», «Я — учитель-инноватор».

Самообразование учителя с ориентацией на ИД в каждом модуле базируется на принятии цели самоподготовки, содержания педагогических знаний, обеспечивающих информационную базу модуля, реализации себя как субъекта инновационного процесса, оценке и самооценке достигнутого результата в соответствии с принятой целью.

Взаимосвязь самообразовательной деятельности педагога с процессом подготовки к ИД при работе в рамках модульного курса «Инновационный поиск учителя» оказывается эффективной, если строится на добровольной основе, имеет гуманистическую направленность, предполагает творческое сотрудничество педагогов, обогащает и корректирует мотивы самообразования и профессионального роста учителя, вызывает чувство удовлетворенности процессом продвижения и достигнутыми результатами.

Модуль №1 «Учитель нового типа»

Вхождение в проблему инновационной деятельности (ИД).

Главной задачей модуля «Учитель нового типа» является изучение и обогащение личного опыта и мотивов профессионального роста, создание в группах благоприятного климата общения, стимулирование интереса к ИД.

Результатом первого этапа должно быть осознание социальной и личностной значимости самообразовательной деятельности в жизни человека, значимости инновационной деятельности и необходимости подготовки к ней.
[349]

В начале совместной работы важно выяснит?? ожидания педагогов от включения в данную деятельность по подготовке к ИД. Учителям можно предложить вопросы, целью которых является выявление имеющихся представлений о современной школе, учителе, инновационных процессах:

  1. В современной школе я больше всего ценю…
  2. В современной школе я не принимаю…
  3. Своеобразие современной образовательной ситуации, на мой взгляд, состоит в следующем…
  4. Какой учитель, по вашему мнению, соответствует современной школе?
  5. Какая грань деятельности педагога выступает сегодня на первый план?
  6. Сегодняшнюю школу называют развивающейся. Что Вы под этим понимаете?
  7. Что, на ваш взгляд, изменилось в школе за последние 2-3 года?

Суждения учителей оцениваются по содержанию, полноте информированности и качеству аргументации.

Для более полной оценки стартовых представлений в области инноватики учитываются не только данные анкеты, но и результаты последующей проведенной с учителями беседы-интервью, которая может включать ряд уточняющих вопросов.

Суждения педагогов школы о роли инноваций в современной школе:

Вопросы

 

Ответы

 
 

Полные

Неполные

Фрагментарные

Как Вы понимаете значение слова «инновация»?

     

Очертите круг проблем школы, на решение которых направлена ИД.

     

Какова роль инновационных процессов в современном образовании?

     

Каким должен быть учитель инновационного типа?

     

Попробуйте определить, что поможет избежать негативных последствий инновационных процессов. Как можно их избежать?

     

Информация об ИД, которой владеют учителя на старте, откроет возможности преобразования профессиональной ситуации. В целом анализ суждений даст ориентацию индивидуальной работы с учителями и определит направление вариативных путей продвижения каждого. Полученные результаты помогут также учесть все нюансы в дальнейшей разработке содержания, форм, методов совместной и самостоятельной работы каждого педагога в проблематике и формулировке тем творческих заданий в рамках данного модуля.

Самообразовательная деятельность по подготовке учителя к включению его в инновационный процесс эффективна при опоре на личный опыт педагога и с учетом мотивов его личностно-профессионального роста. Получив информацию о личном опыте учителя в сфере школьных инноваций, можно констатировать необходимость овладения пединноватикой на профессиональном научно-педагогическом уровне в процессе интеграции учебно-педагогической и самообразовательной деятельности.

Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование. [351] Это возможно, если учитель мотивирует свой профессиональный рост не на уровне интуиции, а на уровне личностно-профессионального осознания специфики своей деятельности. Мотив определяет не только содержание деятельности, но и ее характер. Мотив включения в самообразовательную деятельность по подготовке к творчеству на базе инновационных процессов как компонент ориентации учителя на непрерывной образование во многом предопределяет ход всей дальнейшей профессиональной карьеры педагога, а также его личностный рост и самореализацию. Поэтому мотивация выбора данного самообразовательного курса особенно важна на первом этапе, в процессе освоения модуля «Учитель нового типа»

Реализуя задачу стимулирования интереса к инновационной деятельности в современной образовательной реальности, руководитель курса совместно с учителями выстраивает программу его освоения, вносит необходимые изменения и дополнения.

В содержании занятий особый акцент делается на те вопросы, которые представляются актуальными педагогам в рамках модуля «Учитель нового типа» и помогают сделать ряд выводов:

  • инноватика рассматривается как область знаний, необходимая для эффективного решения задач развития общества в зависимости от потребностей практики;
  • педагогическая инноватика является разделом общей инноватики; это специальная научная дисциплина, раскрывающая общие основы теории педагогических инновационных процессов;
  • инновационный процесс — это процесс целенаправленного изменения, вносящего в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы в новое качественное состояние;
  • содержание инновационного процесса составляет инновационная деятельность, то есть деятельность по созданию, использованию и распространению новшеств; в связи с этим выделяются три этапа инновационного процесса: создание нового, его освоение и оценка, внедрение;
  • инновационная деятельность в области педагогики характеризуется такими особенностями, как ценностный характер инноваций, существенная зависимость поведенческих процессов от социальной ситуации, размытость границ педагогического феномена как нововведения и др.
  • нововведения встречают сопротивления, обусловленное психологическими и социальными причинами; поэтому в развитии инновационной деятельности важнейшим фактором становится отношение к ней субъектов, включенных в инновационный процесс;[352]
  • экспериментальная работа является одним из путей освоения нововведений. Моделирование инновационного процесса возможно при условии взаимодействия науки и практики на основе продуманной программы опытно-экспериментальной работы и др.

Стимулирование интереса к инновационным процессам осуществляется через использование активных методов и форм проведения занятий: дискуссий, деловых игр, конференций, представлений творческих работ, круглых столов. Информация о требованиях к учителю нового типа, предлагаемая педагогами, вовлечение их в обсуждение спорных, дискуссионных вопросов, стимулирование высказываний собственной точки зрения, выражение уважения к мнению педагогов, — все это способствует установке обратной связи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

Модуль №2. «Развивающаяся школа и инновационный процесс»

Включение учителей в диагностику и анализ инновационой деятельности.

В качестве задач второго модуля самообразовательной деятельности учителя выделяются: активное включение педагогов в преобразовательную деятельность на занятиях и в процессе самостоятельной работы; понимание сущности ИД, изучение основных направлений и форм ИД в образовательной системе; формирование у педагогов ориентации на ИД как ценность.

Данные задачи могут быть успешно реализованы при условии систематического ознакомления педагогов с инновационными процессами, происходящими в практике школы; при включении учителей в информационную деятельность с правом свободного выбора аспектов ИД; при обогащении их мотивации профессионально-личностного самообразования.

Информация инновационного характера включена в тематику курса в рамках модуля «Развивающаяся школа и инновационный процесс» с ориентацией на следующие идеи:

  1. Развитие в школе в современной образовательной ситуации осуществляется через инновационный процесс.
  2. Теоретическую основу современных инноваций в системе образования составляет установка на человека как ценность в системе «человек — человек» и потребность в самообразовании, в знаниях о закономерностях и особенностях функционирования человека.
  3. Системность видения перспектив развития образования, понимания возможностей и условий становления и развития новых образовательных систем.
    [353]
  4. Изменения в педагогической деятельности: новые цели, корректировка образовательных учебных планов и программ в соотношении с базовым стандартом, новые типы и системы школ и других образовательных учреждений — этот сложный противоречивый процесс преобразований невозможен без хорошо продуманной и тщательно организованной ОЭР на каждой экспериментальной площадке.
  5. ОЭР в школе (или другом образовательном учреждении) представляет целостный процесс, включающий в себя обоснование и актуальность тематики эксперимента, основной замысел, исходные позиции, предмет, гипотезу, цель, задачи ОЭР; логика и этапы, диагностика и конструирование педагогического процесса определяются с учетом достигнутого уровня педагогической деятельности и реальной готовности к преобразованиям.

Для самостоятельной работы учителей разработаны специальные вопросы и задания. Систематизация заданий обусловлена их целевой направленностью: первый блок заданий ориентирует педагогов на получение информации, связанной с содержанием ИД; второй блок — на ее организацию; а третий — на самооценку уровня информированности об инновациях, умений намечать пути самостоятельной подготовки к ИД, на самооценку личностных качеств, необходимых в процессе профессиональной практики. Такое деление на блоки носит условный характер, так как в каждом из заданий присутствует содержательный, технологический и личностный аспект.

Блок 1

  1. Выбрать один из инновационных типов образовательных учреждений, подробно изучить проект преобразований в избранном типе, акцентируя внимание как на общих вопросах, характеризующих любой тип образовательного учреждения, так и на его специфических особенностях. Письменно составить «Портрет» изучаемого типа учебного заведения (гимназия, лицей, колледж, учебно-педагогический центр).
  2. Подготовить реферат по проблемам современной школы (использовать не менее 5 источников).
  3. Провести сравнение суждений нескольких педагогов школы, касающиеся проблемы инновационного процесса и научного определения категорий педагогической инноватики (на основе использования справочной и специальной литературы).
  4. Подобрать научно-педагогическую литературу по выбранной проблеме: дать краткую аннотацию прочитанного, составить тезисы, план выступления, реферат.
  5. Составить словарь понятий по педагогической инноватике: [354]
    1. На основе устного или письменного интервьюирования учителей, учащихся, родителей подготовить письменное обоснование актуальности необходимости преобразований в образовательной системе.
    2. Проанализировать рекламные проспекты инновационных школ и определить соответствие целей школы проектируемым и достигнутым результатам. Предложить вопросы для оценки педагогического результата учителям, родителям, учащимся (по вашему усмотрению). Сделать выводы в форме письменного анализа.
    3. Тезисно проанализировать одну из предложенных концепций школ и сформулировать цели и задачи ведущегося в ней эксперимента. Подготовить устное выступление. Оценить практическую значимость проведенного исследования в плане профессионально-личностного самообразования.

Блок 2

  1. Используя фактический материал о реальном опыте инновационной деятельности, собранный в процессе освоения модулей, выбрать значимую для Вас тему возможного проекта ОЭР. Дать обоснование актуальности выбора темы с научно-педагогических позиций. Групповое занятие будет проведено в форме деловой игры «Экспертный совет».
  2. Провести анкетирование (интервью, диалог) с авторами ОЭР, составить аналитическое описание и обсудить его в ходе работы в группах. Оценить собственные умения использовать различные методы педагогического исследования.
  3. Создав группу из трех человек, провести экспертизу образовательного учреждения, ознакомьтесь с определенным типом школы Санкт-Петербурга (своего города, района), собрать информацию о том, какие преобразования в образовательной системе планируются, предполагается ли уточнение целей, обновление системы образования, введение новых технологий. Что будет означать дифференциация и индивидуализация образовании? На основе полученных данных составить письменное заключение экспертизы школы как объекта ОЭР.

Блок 3


  1. Оценить уровень собственных знаний об инновационных процессах в развивающейся школе: отметить, о каких направлениях ИД у Вас информированность полная, о каких — недостаточно полная, фрагментарная или отсутствует. Выбрать заинтересовавший Вас аспект ИД, подготовить сообщение, используя «Банк педагогических инноваций», составленный на основе контент-анализа материалов педагогических конференций по ИД.[355]
  2. Разработать конспект статьи по проблеме инновационной деятельности. Обосновать свой выбор материала, оценить возможность его практического применения в вашей профессиональной деятельности.
  3. Написать педагогическое сочинение-прогноз «Слагаемые успеха новой школы», «Школа будущего» и т. п. Включить в сочинение оценку собственного личностно-профессионального продвижения путем самообразования и включения в инновационный процесс.

Содержание заданий направлено на включение педагогов в информационную деятельность (консультирование руководителя и самостоятельный поиск информации по проблемам развивающейся школы в условиях свободного выбора аспектов анализа инновационной деятельности). Так, например, при самостоятельной работе над «Портретом образовательной системы школы» педагоги могут быть сориентированы руководителем на следующие вопросы:

  1. Социокультурные особенности района, в котором находится школа.
  2. Цели и задачи образовательной системы школы.
  3. Реализуемые образовательные программы, их особенности.
  4. Образовательные маршруты учащихся (ступень образования, варианты образовательных программ и т.д.).
  5. Режим функционирования образовательной системы школы.
  6. Особенности управления внутри школы.
  7. Примеры инновационных форм, методов работы учителей.
  8. Особенности школьного коллектива (учителя и учащиеся).
  9. Особенности оценивания результатов работы школы.
  10. Выводы:
    1. Что привлекает вас в образовательной системе школы? С чем не согласны? — Аргументируйте ответ.
    2. В чем вы испытывали затруднения в ходе выполнения задания? В каких знаниях Вы испытывали потребность?
    3. Удовлетворены ли Вы результатами выполнения задания? — Аргументируйте ответ.

Одно из центральных заданий модуля «Развивающаяся школа и инновационный процесс» посвящено обоснованию актуальности выбора темы проекта ОЭР учителя. Разработка проектов ОЭР рассматривается как основа самообразовательной деятельности педагогов и составляющая третьего модуля подготовки. В рамках второго модуля работа направлена на проработку теоретических основ ИД.

Результаты выполнения данного задания могут быть представлены на занятии, проведенном в форме деловой игры «Экспертный совет». Информация о специфике работы Экспертного Совета (ЭС), о вопросах, обсуждающихся на его заседаниях, регулярно включаются в содержание групповых занятий.
[356]

При подготовке к занятию учителя акцентируют внимание на роли и функциях Экспертного Совета. ЭС — независимый орган образования, выполняющий экспертизу школьных образовательных систем, хода ОЭР, экспериментальных программ в аспекте ОЭР. ЭС работает с материалами, которые представляет группа после всестороннего изучения ИД в реальном опыте школы.

Каждый педагог готовит к занятию собственное обоснование выбора темы возможного инновационного проекта. Каждый представленный проект предварительно рецензируется. Рецензент-эксперт (педагог из группы), изучив проект, готовит заключение, в котором оценивается степень теоретической обоснованности данного проекта. Эксперт в своей оценке руководствуется следующими критериями: актуальностью содержательной стороны проекта и его формы, практической значимостью для решения проблем современной школы и др. На основании данных экспертизы Экспертный совет (остальная группа учителей) принимает заключение о качестве рассматриваемой инновации.

Педагоги в ходе заседания «Экспертного совета» поочередно представляют собственные обоснования выбора темы возможного инновационного проекта. Обоснование темы — это аргументация правомерности ее постановки, т.е. учителя анализируют тему будущего инновационного проекта с точки зрения его сущностной значимости, полезности, актуальности, новизны. Таким образом, процесс формирования темы проекта ИД аналогичен процессу экспертирования, т. е. предполагает пропедевтическую самоэкспертизу. Работа учителя в качестве эксперта представляет собой попытку объективной оценки проекта по заданным критериям. Обсуждение в группе самого проекта, мнений эксперта включает педагогов в инновационный процесс, активизируя профессиональное самосознание, тем самым подготавливая их к следующему этапу (Модуль №3 «Я — учитель-инноватор»).

Модуль №3. «Я — учитель-инноватор»

Подготовка и защита инновационных проектов.

Реализация данного модуля ориентирует учителей на педагогическое творчество на базе инновационных процессов. В связи с чем акцент на третьем этапе самообразовательной деятельности учителей сделан на исследовательской стороне подготовки учителя к ОЭР и выражает следование принципу взаимодействия педагогической науки и практики. Поэтому в системе работы, через которую реализуется данный модуль, в первую очередь уделяется внимание формированию исследовательских умений и навыков в логике ОЭР.

В этих целях был разработан план микрозаданий исследовательского характера, включающий три блока:
[357]

Блок 1

Знакомство с основными направлениями и проблемами педагогических исследований на современном этапе. Актуальность тематики педагогических исследований для теории и практики.

Задания:

  1. Познакомьтесь по авторефератам кандидатских и докторских диссертаций с актуальными проблемами исследований педагогической науки и практики. Зафиксируйте несколько заинтересовавших вас тем.
  2. На основе знакомства с актуальными темами научных исследований классифицируйте их по проблемам.
  3. По возможности проведите интервью с автором исследования, выясните его мнение о ситуации в педагогической науке и современной школе. Проведите подобную беседу с кем-либо из учителей. Соотнесите и проанализируйте полученные сведения.

Блок 2

Объект, предмет, цели и задачи педагогического исследования.

Задания:

  1. Изучите 4-5 авторефератов по педагогике. Выделите объект, предмет, цели и задачи исследований. Оцените их с точки зрения практической значимости.
  2. Дайте определение понятий «объект», «предмет» исследования, пользуясь специальной литературой. Дифференцируйте эти понятия.
  3. Выделите объект и предмет творческой работы по избранной вами теме.

Блок 3

Логика, этапы, методика педагогического исследования.

Задания:

  1. На основе авторефератов педагогических исследований составьте общую логическую схему их содержания, выявите их структуру, логику построения.
  2. Назовите основные методы педагогических исследований, пользуясь авторефератами и специальной литературой. Соотнесите выбранные авторами методы с целями и задачами исследования.
  3. Представьте методы вашего инновационного проекта, обоснуйте их выбор.

Блок 4

Критерии оценки качества педагогического исследования. Их научная новизна и значимость.

Задания:

  1. По материалам авторефератов составьте таблицу, отражающую научную новизну и практическую значимость научного [358]
    педагогического исследования, охарактеризуйте механизм взаимодействия науки и практики.
  2. Обозначьте, очертите круг теоретических научных положений, служащих базой инновационного проекта по избранной вами теме.

Реализация модуля, помимо системы заданий, направленных на формирование и развитие исследовательских умений, включает организацию профессионально-педагогической деятельности по проектированию учителями ИД. Идет интенсивная работа над созданием авторского проекта инновационной деятельности, используется весь багаж знаний и умений, приобретенных на первых двух этапах. Освоение содержания ИД в логике ОЭР невозможно без учета интересов и индивидуальных особенностей личности учителя. Поэтому важно обеспечение свободного выбора темы творческой работы и входящего в нее инновационного проекта, а также выбора групповой или индивидуальной формы работы над ней.

Опишем один из проектов ИД, где показателями личностной ориентации на инновационную деятельность являются актуальность темы проекта для современной (конкретной) школы, уровень владения исследовательскими умениями, профессионально-личностная заинтересованность, направленность на творческое решение педагогической проблемы, установка на развитие самообразования для личностного и профессионального роста.

Творческая работа «Современные инновационные школы: гимназия, лицей, колледж» выполнена группой педагогов гимназии г. Омска (Ольшевская И.Я., Ан И.Н., Куриных А.А.). Работа соответствует логике педагогического исследования. Обоснована актуальность темы творческой работы; выделены объект, предмет, цель и задачи исследования; теоретическая часть включает общую характеристику и анализ проблем современной школы; подробно проанализированы образовательные системы различных типов; выделено общее и особенное в системах гимназий, лицеев, колледжей; обозначены тенденции и перспективы развития инновационных процессов в современной школе; разработаны требования к педагогам-инноваторам, осуществляющим управление инновациями; составлены словарь педагогических понятий, отражающих содержание темы, а также список литературы (168 наименований). Практическая часть творческой работы имеет два раздела: диагностическая программа и проект ИД. Диагностическая программа характеризуется комплексом разработанных и модернизированных педагогами методик. Проект ИД представляет собой проект «Устава школы искусств». В проекте последовательно отражены: основные идеи проектируемой школы, ее структура, управление, задачи, реализующиеся в ее [359] системе обучения и воспитания, организация школьной жизни, права и обязанности учителей и учащихся и т. д.

В целом представленный проект выполнен на высоком профессиональном уровне, а в приложении дана развернутая программа опытно-экспериментальной работы по созданию школы инновационного типа.

Защита авторских инновационных проектов проходит в атмосфере общей заинтересованности. Творческой установкой является установка на конструктивный анализ предлагаемых материалов проектов ОЭР, на обмен мнениями с коллегами-профессионалами.

После защиты инновационных проектов целесообразно проведение комплексного анкетирования, выясняющего сущность и характер самооценки готовности учителей к ОЭР в результате освоения трех модулей.

Ответы на вопросы дадут общую картину уровня самоанализа самообразовательной деятельности и профессиональную самооценку продвижения личности педагогов на всех трех этапах освоения ??одулей по ориентации на педагогическое творчество на базе инновационных процессов. Педагоги оценивают мотивацию выбора темы творческой работы, описывают процесс ее осуществления, прослеживают логику смены этапов и определяют причины и сущность возникающих по ходу проблем, анализируют собственные возможности участия в инновационной деятельности, оценивают себя как учителя-инноватора.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий