Диалог как сущностная характеристика педагогического образования в университете

В философии и психологии феномен диалога изучен довольно глубоко и многоаспектно (Л.С. Выготский, М.М. Бахтин, В.С. Библер и др.). Однако, педагогическая практика, особенно в условиях вуза, недостаточно использует разработки ученых, хотя в системе школьного образования есть значительные достижения (школа «Диалога культур»).

Мы рассматриваем педагогическое образование в системе профессиональной подготовки преподавателя в университете как часть общей и профессиональной культуры будущего учителя. В исследованиях показано, что важнейшей функцией любого образования, в том числе и педагогического, является гуманитарная функция, суть которой состоит в сохранении и восстановлении экологии человека, его духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности. Для реализации этой функции на практике необходимо, чтобы образовательный процесс способствовал развитию у его субъектов механизмов понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества, диалога. Возникает вопрос: как средствами учебных курсов по педагогическому циклу в системе профессиональной подготовки преподавателя в университете создать условия не только для усвоения студентами педагогического знания, но и способствовать развитию творческой, инициативной личности, способной порождать новое гуманитарное мышление в условиях школы (учебного предмета, урока, лекции и т.д.), понимающей и принимающей Ребенка как уникальный культурный феномен, осознающей важность и значимость «встречи» учителя и ученика в педагогическом процессе?

Ответ на этот вопрос мы ищем в пространстве гуманитарной педагогической парадигмы. Отталкиваясь от основополагающих категорий бахтинской концепции — культура, самодетерминация, личность, диалог, текст, произведение — и их интерпретации В.С. Библером, исходя из понимания гуманитарного мышления как всеобщего, мы считаем возможным использовать эти категории в их взаимосвязи для проектирования педагогического образования в условиях университета. Важность и значимость такой постановки вопроса обусловлена еще и тем, что именно в студенческие годы, когда происходит становление профессионально-педагогического самосознания будущего учителя, приобретение опыта ведения диалога с коллегами — студентами и преподавателями, развитие умения слушать и слышать другого и себя, мыслить в диалоге с собеседником, должно стать приоритетной задачей.

При проектировании учебных курсов мы опираемся на понятие «диалога» применительно к образованию и рассматриваем его в следующих аспектах: диалог смыслов, диалог логик, диалог голосов, внутренний диалог. Система учебных диалогов составляет стержень учебных курсов, на который «наращивается» содержание и соответствующая технология. Важнейшей целью педагогических курсов является создание условий для развития понимания профессионально-педагогической речи собеседников, педагогических текстов, умения совместно мыслить и решать педагогические задачи, слушать и слышать себя и другого.

Студенты и преподаватели составляют педагогическое сообщество, которое

  • встречается с педагогическим творчеством ученых, представителей различных эпох и культур, с педагогическими текстами современности;
  • учится слышать, слушать и понимать себя и других, Ребенка как феномена уникальной культуры;
  • создает педагогические произведения (лекция, урок, текст выполненного задания и т.д.);
  • «выращивает» свое педагогическое сознание;
  • самоопределяется в своей будущей профессиональной жизни.

Особо следует отметить роль преподавателя, который стимулирует диалог: делает высказывания, тексты работ студентов предметом обсуждения, побуждает к осознанию вопросов, своих мыслей и образов.

В ситуации целеполагания предусматривается специальная работа, направленная на осознание необходимости поиска смысла изучения курса, его места и значения в профессионально-педагогической подготовке и в личностном развитии. Смысл, по М.М. Бахтину, всегда ответ на вопрос, поэтому проблематизация — основное средство осознания целей и задач курса. Но один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим смыслом (М.М. Бахтин), со смыслом Другого. Вот это взаимообогащение смыслов всех участников педагогического процесса и есть стержень этапа целеполагания.

Диалог предполагает желание и способность выйти за пределы собственной культуры и вжиться, вчувствоваться в чужой контекст восприятия мира. Вот почему изучение базовых педагогических категорий (образование, обучение, воспитание, развитие личности ребенка, учение, преподавание и т.д.) рассматривается нами как диалог различных исторически существовавших логик, культур, способов понимания, авторских замыслов и смыслов. Причем, что очень важно, отправной точкой их рассмотрения является личный опыт студентов, их понимание, их контекст. Отталкиваясь от Себя, соприкасаясь с другими, пытаясь понять линии сходства и различия, студенты вступают в «диалог голосов» своих коллег и преподавателя. И вот только после этого необходимо включение в диалог новых собеседников: ученых, педагогов-практиков, публицистов, размышляющих над этими же понятиями. Например, ставится «вечная» проблема: «Что есть педагогика? Наука? Искусство? Практическая деятельность?» Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, С.И. Гессен, Н.В. Кузьмина, С. Соловейчик и др. выступают как собеседники. Нам важно осмыслить и прочувствовать их логику ответов на эти вопросы, их понимание соотнести со своим, важно «услышать» их голос, отражающий разные культуры. Заметим, что необходимо предоставить студентам возможность выбора авторов-собеседников, как Значимых Других, что усиливает личную заинтересованность, образует пространство взаимопонимания, а, самое главное, способствует реализации феномена «встречи» со своим автором, своим Учителем.

Ребенок как целостная развивающаяся личность в условиях образовательного процесса является основным предметом изучения в цикле педагогических дисциплин. Ребенок — это существо иной культуры, иного языка, иной психики (Е. Бондаревская). «Проникновение» в эту особую культуру ребенка — магистральное направление при изучении педагогики. Поэтому в курсах большое место занимают учебно-исследовательские задания, главная идея которых: «Обучение и воспитание глазами Ребенка». Выполняя эти задания, студенты учатся вступать в контакт с детьми. Анализируя результат, пытаются понять логику Ребенка, его точку зрения и соотнести со своей.

Лучше понять Другого можно, если умеешь «говорить с собой». При проектировании курсов нами разработана система занятий, способствующих развитию коллективной и личной рефлексии.

Студентам предлагается особая форма контроля за изучением курсов: свободное собеседование по выбранной и сформулированной ими самими проблеме на основе программы изучаемого учебного курса. Собеседование может быть индивидуальным (диалог преподаватель-студент) или групповым (беседа-дискуссия студентов между собой в микрогруппе с участием преподавателя). Критерии оценки такой формы экзамена разрабатываются в совместной дискуссии преподавателя и студентов. Важнейшими из них являются: умение сформулировать дискуссионную проблему, не имеющую однозначного решения в теории и практике, умение слышать друг друга, размышлять над высказываниями, умение соотносить свою точку зрения с точкой зрения Другого, Ребенка, Преподавателя, углублять и развивать свою мысль на основе мыслей других, умение оценить свои затруднения в освоении педагогического знания и свое продвижение в личностном и профессиональном развитии.

Разработанная модель педагогического образования направлена на развитие Педагога, реализующего в диалоге позиции Учителя, Наставника, Мастера и Автора (С.Ю. Курганов), Педагога, способного приобщить к новому гуманитарному типу мышления своих Учеников.

Добавить комментарий