А, зачем мне эти звезды,
Если я останусь один.
Человек есть не только бытие в мире, но, главным образом, есть бытие-с-другими (М. Хайдеггер). Человек по самой своей природе есть бытие для других. Человек есть существо, в природе которого мы находим стремление трансцендировать себя, стремление быть собой с другими. Проблема общности поэтому не только социальная или историческая. Она при более глубоком рассмотрении является проблемой экзистенциальной, личностно смысловой проблемой. Так, родовая общность устанавливается уже с первых дней появления человека на свет. А его действительное развитие как раз и связано со сменой и обогащением многообразных форм общности, через которые человек проходит на своем жизненном пути (В.И. Слободчиков). Существование человека является всегда со-бытием с другими людьми (М. Бубер). Это становится исходной предпосылкой и выступает в качестве основного принципа всех разновидностей философского диалога.
Диалог как способ общения людей в его научном осмыслении был введен еще Сократом и использовался в качестве метода получения знаний. В основе сократовского метода находится переход от обыденных представлений к уровню философского осмысления проблемы в последовательных обобщениях. Через схоластику диалог трансформировался в другие методы обучения. Это был диалог не только учителя и ученика, но и учеников между собой: Дж. Дьюи, У. Килпатрик, Е. Паркхерст, С. Френе (метод проектов, дальтон-план, бригадно-лабораторный метод в 20-е годы в Советской России). Ряд современных образовательных технологий (критическое мышление, интерактивные методы и др.), которые активно внедряются в практику как средней, так и высшей школ, строятся на основе диалога. Современные американские исследования в области образования разрабатывают кооперативное учение, обучение в сотрудничестве (Дж. Джонсон и др.). Известно, что одной из ценностей американской школы является умение работать в команде. Сегодня в высшем педагогическом образовании в России активно используется работа в малых группах на семинарских и практических занятиях, педагогические мастерские, мастер-классы и др. В основе этих форм также лежит диалог.
Проблема диалога в культуре (вслед за Бахтиным) выходит на существенные характеристики культуры, важнейшим из которых является универсальный принцип, который организует мышление человека, обеспечивает саморазвитие культуры, воспроизводство личности, способность к коммуникации. Все исторические и культурные явления выступают продуктом общения, взаимодействий, следствием взаимоотношений с самим собой, социумом, с универсумом.
Современная парадигма ценностных ориентаций фиксирует направленность движения к интересам общества от интересов личности, которые рассматриваются как первостепенные. В обществе, а также в психолого-педагогической практике сегодня акцентируется внимание к индивидуальности, компенсируя недостатки и однозначность общественного воспитания советского периода, что накладывает заметный отпечаток на современное поколение студентов. Очевидно способность к крайностям — это одна из характеристик российского менталитета.
Если первая волна модернизации образования была сориентирована на Запад для переноса западных образцов и технологий. То специфика второй волны — на инновации, но с подключением мощных традиций отечественной Российской школы; на личность, но с сохранением и далее усилением коллективистских форм работы; на изменение личности совершенно определенного типа, а именно деятельной, преобразующей, созидательной.
В демократическом обществе все большую роль начинает играть общественная жизнь. Общественные организации становятся реальной властью, определяющей вектор развития общества и государства. В связи с этим мы рассматриваем опыт общественной жизни студентов педагогических вузов как составляющую профессиональной подготовки компетентного специалиста-педагога, а также его личного развития. Вместе с тем опыт общественной жизни представляется нам как вид целенаправленной социализации студентов и преподавателей, обеспечивающий:
- на когнитивном уровне — освоение образцов, ценностей культуры и социального опыта,
- на ценностно-мотивационном уровне — формирование социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей студентов к комуникации и обмену (в том числе межкультурной), а также развитие толерантности по отношению к другим участникам диалога культур,
- на деятельностно-поведенческом уровне — активное социальное взаимодействие с членами университетского сообщества так и вне его и обретение нового опыта.
Этот опыт развивается в рамках уникальной университетской культуры. Она представлена институциональным укладом (Фрумин), или духом школы (О. Газман), традициями, особым отношением к науке, интеллекту, к профессии педагога. Само содержание жизни педагогического университета накладывает профессиональный отпечаток. Важно, что такой опыт будет востребован в школе для трансляции его ученикам. При всей значимости такого опыта у студентов в рамках университетской культуры мы ощущаем недооценку и игнорирование общественной жизни, как студентами, так и преподавателями в силу ряда причин, в том числе экономических. Пример опыта общественной жизни в советском образовании сформировал активных общественных лидеров, которые в изменившейся обстановке сумели найти себя, став лидерами в деловом мире.
Содержание общественной жизни проявляется в различных внеучебных формах деятельности членов сообщества: кружки, клубы, традиционные мероприятия и праздники, встречи с интересными людьми, концерты, юбилеи, радиопередачи, выпуск стенгазет, трудовой десант, деятельность по самообслуживанию, социальная практика, участие в органах самоуправления. Опыт общественной жизни может развиваться и в учебной деятельности через взаимодействие в кооперативных формах.
Под категорией жизнь в русле нашего исследования мы будем понимать активное со-существование студента в различных сообществах студентов и преподавателей в условиях университетской культурной традиции. Исходя из этой посылки такой способ существования требует взаимодействия между членами сообщества в форме диалога. Мы отдаем предпочтение диалогу как демократической ценности, лежащей в плоскости культурной традиции первых средневековых европейских университетов. Важно отметить, что для диалогичного подхода характерна открытость и культурный плюрализм. Студенты, осваивая ценности университетской культуры, взаимодействуют друг с другом и с другими культурами. На наш взгляд сегодня университет в высоком смысле можно рассматривать как один из культурных оазисов в проблемном обществе. Очевидно, это одна из причин роста потребности общества в образовательной сфере в переходный период по сравнению с упадком в экономике.
Проведенное исследование студентов показало, что не всегда диалогичность является основой взаимодействия не только между преподавателем и студентом, но и между студентами. Примером может служить критика студентами преподавателей через сайт в интернете, которая закончилась выявлением и наказанием виновных. То есть диалог между преподавателями и студентами не состоялся, разделяя университетское сообщество на враждебные группировки.
Общественную жизнь студенты органично связывают со своей жизнью, так как человек живет среди людей и для людей, это социальные контакты, взаимодействия людей с целью приобретения социального опыта, общения и даже как способ выживания.
Большинство студентов связывают свою жизнь с жизнью факультета, которая у них ассоциируется с учебой, подготовкой профессионалов, с личностным становлением и творчеством. Вместе с тем, определился недостаток целостного восприятия вуза, то есть как нечто отдаленное и мало известное.
Содержание общественной жизни заполнено: КВН, учеба, общение, праздник «Студенческая весна», досуг, капустники, конференции, СНО, конкурсы, дела профкома, спортивные соревнования.
Важно, что в понимании студентов учебная деятельность связывается с общественной жизнью и переживается как наиболее яркая и запоминающаяся: сессия-экзамены, лекции, занятия по классической музыке, практика вне города, а также наука — конференции. Ярким впечатлением в памяти студентов осталась совместная деятельность студсовета при Ученом Совете, что указывает в пользу сотрудничества преподавателей и студентов, а также активизации и широкой представленности самоуправления студентов, как организаторов жизни факультета и вуза в целом.
Опыт общественной жизни во многом зависит от личной активности каждого студента и его роли, которую он играет в университетском сообществе. Большинство студентов (79%) выступали в роли исполнителей, 64% — в роли организаторов, 36% — наблюдатели, 24% — генераторы идей. На наш взгляд самооценка студентов возможно завышена и связана с идеализацией своего «Я» и желанием видеть себя в этих ролях.
Абсолютное большинство (89%) респондентов указали на взаимосвязь опыта общественной жизни студента с его профессионально-педагогическим становлением. 81% студентов считают, что с развитием опыта общественной жизни повысилась их профессиональная компетентность. 78% студентов считают, что от участия в общественной жизни они получили личные приращения.
Однако, студенты хотели бы изменить общественную жизнь в сторону разнообразия, лучшего информационного обеспечения, увеличения числа межфакультетских дел, а также указали на категорию «гуманизм», очевидно, намекая на проблемность отношений «преподаватель-студент».
Анализ пословиц, выражающих отношение к миру и людям, выявил тот факт, что большинство респондентов отметили пословицы общественной направленности: «один в поле не воин», «один — за всех, и все — за одного» и др. Только 1,5% студентов выбрали — «моя хата с краю», «своя рубаха ближе к телу».
Среди традиций, которые необходимо ввести, если бы это было возможным: события, связанные с историей факультета, встречи выпускников, выпускной бал. Было также указано, что традиции нельзя ввести.
Таким образом, по мнению студентов, общественная жизнь в вузе необходима, полезна, несмотря на недостаток времени, тяжелое материальное положение студентов и необходимость подрабатывать после или даже вместо занятий. Свою жизнь студенты связывают с жизнью вуза и факультета. Общественная жизнь вуза имеет достаточно широкое содержание и традиции. Вместе с тем, существует проблема диалога в общественной жизни, которая требует своего решения.
Добавить комментарий