Массовая культура и художественное развитие студентов

Новая социально-экономическая ситуация, которая сложилась в нашей стране со второй половины 80-х годов прошлого века, развитие демократии и гласности привели к тому, что критикуемая прежде советскими идеологами и сдерживаемая коммунистической цензурой массовая культура стала активно внедряться средствами массовой информации в широкие слои российского населения. И если консервативно настроенное взрослое население противилось этому внедрению, отдавая предпочтение ценностям традиционной культуры прошлого, то большая часть молодежи и особенно студенчества, скептически относясь к ценностям советской культуры, стала основным потребителем продуктов массовой культуры, создаваемых как за рубежом, так и в нашей стране. Как показывают исследования, сегодня основными пользователями «всемирной паутины» — сети Интернета, через которую беспрепятственно распространяется самая разнообразная продукция мировой массовой культуры, является студенчество.

Социально-психологические особенности, которые свойственны современному поколению студентов — стремление к новизне, экстравагантности, подражание сверстникам, ориентация на модные идеалы и стандарты, явились благодатной почвой для некритического восприятия идеологии массового потребления, которая последовательно навязывается средствами массовой информации через приобщение к массовой культуре. Студенческой молодежи импонирует, что массовая культура несет в себе внешне привлекательные и легко усваиваемые идеи и символы, апеллирует к веяниям современной моды и эталонам престижного потребления, не требует напряженных размышлений, позволяет расслабиться, отвлечься от «прозы жизни», не поучает, а развлекает, проповедует гедонизм как основную духовную ценность.

Не вызывает сомнения тот факт, что в настоящее время массовая культура воздействует на все стороны студенческой жизни. Однако наиболее сильное воздействие массовая культура оказывает на художественный мир российского студенчества, на его художественное развитие. Проведенное нами с середины 80-х годов социологическое исследование развития художественного мира студентов вузов Санкт-Петербурга подтверждают эту тенденцию.

Под художественным развитием студентов нами понимаются те качественные изменения художественного потенциала студентов, которые происходят за период их обучения в вузе на стадиях художественной адаптации и художественной интериоризации по трем основным направлениям: художественное просвещение, художественное воспитание и художественное обучение. В качестве основных показателей художественного потенциала, социологическое изучение которых позволяет охарактеризовать содержание и уровень художественного развития студентов, были выбраны художественные потребности и интересы, способности и навыки художественного восприятия и творчества, художественные знания, оценки и вкусы. Сравнение изменений показателей художественного потенциала студентов за время их обучения в вузе, дает представление о динамике их художественного развития и способствует выяснению характера воздействия на этот процесс массовой культуры.

Известно, что на художественное развитие студентов во время их обучения в вузе оказывают влияние самые разнообразные факторы: индивидуально-психические и социально-демографические различия, предшествующая художественная социализация, профиль вуза и место его нахождения, социально-экономическое и политическое состояние общества, уровень его художественной культуры, социальная и художественная политика государства. Воздействие всего многообразия факторов на художественное развитие студентов требует самостоятельного исследования. Задача данной работы — рассмотрение воздействия массовой культуры на динамику художественное развития студентов посредством сравнения изменений художественных потенциалов первокурсников и выпускников вуза.

Ведущим показателем художественного развития студентов выступают их художественные потребности. Проведенные нами опросы показали, что потребность студентов в искусстве в структуре их основных потребностей значительна и на протяжении всего периода учебы в вузе остается стабильной. Практически не изменяется и прагматическая потребность в искусстве. Так, одинаковое количество первокурсников и выпускников (соответственно 33,9% и 33,2%) указало на то, что искусство оказывает им помощь в учебе и личной жизни. В то же время среди первокурсников оказалось на 3,5% больше тех, кто признает помощь искусства в учебе, а среди выпускников — на 3,0% больше отметивших значение искусства для решения проблем их личной жизни.

За годы обучения в вузе наиболее заметные изменения происходят в структуре функциональных потребностей студентов в искусстве. Согласно данным опросов, большая часть первокурсников отдает предпочтение познавательной функции искусства, а компенсаторской и гедонистической функциям отводит второе место. У выпускников, наоборот, признание искусства в качестве средства отвлечения от будней получило самый высокий показатель (53,5% опрошенных). Также среди выпускников оказалось больше тех, кто желал бы получать от искусства в первую очередь эстетическое наслаждение. По сравнению с первокурсниками, среди выпускников на 7,7% меньше тех, для кого искусство служит средством побуждения к творчеству, и на 5,2% — формирования ценностных ориентаций. Отмеченные особенности изменения функциональных потребностей в искусстве могут быть объяснены тем, что, если у первокурсников еще сохраняется приверженность к тем функциональным потребностям в искусстве (познавательной и ценностно-ориентационной), которые привиты им школой, то потребление за годы обучения художественных ценностей массовой культуры развивают у студентов потребность в компенсаторской и гедонистической функциях искусства.

Так как процесс художественного потребления осуществляется на протяжении всего периода обучения студентов, а по некоторым показателям увеличивается на старших курсах, несомненно, объем художественной информации, получаемой студентами от общения с искусством, постоянно возрастает. Увлечение каким-либо видом или жанром искусства, занятия самодеятельным художественным творчеством также плодотворно сказываются на росте художественных знаний студентов.

В нашем исследовании мы попытались выяснить характер изменений у студентов за годы обучения знаний о деятелях искусства и созданных ими произведений. Как показали результаты обследования, независимо от курса обучения, студенты демонстрируют лучшее владение информацией в области тех искусств, где их способности и навыки восприятия были развиты в довузовский период художественной социализации, а также в тех видах искусства, которые в настоящее время привлекают их и часто потребляются. Студенты достаточно хорошо информированы о деятелях современной, популярной в молодежной среде отечественной и зарубежной литературы, эстрады, кинематографа. Знания же в области живописи и классической музыки у них ограниченны. Познания студентов в области театра, архитектуры и скульптуры, особенно современных, крайне скудные.

Студенты, называя имена мастеров искусства, творчеству которых отдают предпочтение, как правило, используют ту информацию, которую они получили либо еще в процессе школьного образования, либо через непосредственное потребление произведений искусства в последнее время, либо через общение со сверстниками и знакомыми. Иногда указываются имена деятелей искусства, чье творчество активно пропагандируется средствами массовой коммуникации или высоко оценивается ближним окружением.

Анализируя данные анкетных опросов, можно сделать вывод о том, что приоритеты студентов в области классической отечественной художественной литературы и живописи за годы обучения в вузе существенно не изменились. Наибольшее количество студентов всех курсов назвали усвоенные ими еще со школьной скамьи имена выдающихся русских поэтов, писателей, живописцев. Стереотипные, усвоенные со школьной скамьи представления о значимости А.С.Пушкина, Л.Н. Толстого и С.А. Есенина как выдающихся отечественных литераторов, а И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина и И.Е. Репина — живописцев оказали влияние на ответы респондентов. Из современных отечественных деятелей литературы и живописи наибольшей популярностью у студентов всех курсов пользовались писатель В.С. Пикуль и художник И.С. Глазунов.

Проводимые панельные обследования тех же студентов показали, что очень мало кто из них, обучаясь в вузе, читает произведения Пушкина, Толстого и Есенина (имя последнего ни разу не встречалось среди прочитанных респондентами книг), зато в ответах многих, особенно старшекурсников, часто упоминаются сочинения Пикуля. Когда в экспресс-опросе первокурсникам и студентам IV курса предложили выбрать: книги каких авторов они хотели бы получить в подарок, то соответственно лишь 5,5 % и 2,9 % опрошенных пожелали, чтобы им подарили сочинения А.С. Пушкина. Получить же в подарок книги В. Пикуля хотели бы 10,9 % опрошенных первокурсников и 24,3 % студентов IV курса. Устраиваемые неоднократно в городе и пользующиеся популярностью выставки работ И. Глазунова, которые посещали студенты (например, в 1988 году 39,1 % принимавших участие в панельном обследовании были на одной из них), увеличили число тех, кто назвал его своим любимым живописцем.

В предпочтениях студентов разных курсов в области зарубежной литературы и живописи наблюдается несколько меньшая общность взглядов. В ответах респондентов не так ощутимо воздействие привитых в школе стереотипов. Так, если значительная часть студентов младших курсов среди любимых зарубежных авторов называли В. Шекспира, то старшекурсники его имя упоминали в 1,5 — 2,5 раза реже. При панельном обследовании лишь единицы указали название прочитанных ими произведений этого великого английского драматурга и поэта. Зато достаточно часто назывались сочинения Д. Чейза, А. Кристи, А. Дюма, чье творчество пользуется популярностью среди студентов разных курсов. Данные экспресс-опроса также свидетельствуют о том, что получить в подарок книги А. Дюма желали бы 21,8% опрошенных первокурсников и 22,9% студентов IV курса, А. Кристи — соответственно 20,0% и 7,1%, Д. Чейза — 12,7% и 10,0%.

Отдавая дань школьному художественному просвещению, большинство респондентов отмечали, что им нравятся картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта. Из современных зарубежных художников предпочтение было отдано П. Пикассо и С. Дали. Подлинные произведения последнего, вряд ли кто из респондентов видел, но о его творчестве наслышаны и возможно видели репродукции его сюрреалистических творений.

На изменение художественных вкусов студентов оказывают влияние как знания, полученные за годы обучения в вузе в процессе общения с искусством, так и популярность в студенческой среде тех или иных имен деятелей искусства в тот период времени, когда они учатся. Чтобы убедиться в этом, сравним ответы первокурсников, опрошенных в 1984-1985 годах и студентов IV курса, опрошенных в 1987-1988 годах, а также ответы аналогичных групп студентов в 1995 и 1996 годах. При сравнении ответов первокурсников в 1984-1985 годах и студентов, которые в 1987-1988 годах стали учащимися IV курса, с ответами аналогичных групп, опрошенных в 1995-1996 годах, можно обнаружить следующие особенности отношения студентов к творчеству современных писателей и поэтов.

Во-первых, независимо от года опроса встречаются более частые совпадения у первокурсников и студентов IV курса в оценках творчества некоторых представителей современной отечественной художественной литературы. Например, во всех опросах студенты достаточно высоко оценили творчество Ч. Айтматова и В. Пикуля. По отношению к творчеству современных иностранных писателей характерно более резкое разделение предпочтений в ответах респондентов, опрошенных в 1984-1985 — 1987-1988 и в 1995-1996 годах.

Во-вторых, респонденты в 1984-1985 и в 1987-1988 годах из современных отечественных писателей отдавали предпочтение творчеству Ю. Бондарева, Ю. Семенова и В. Шукшина, о которых студенты в 1995-1996 годах почти не вспоминают. Популярные среди первокурсников в 1984-1985 годах отечественные поэты Э. Асадов, А. Вознесенский и Р. Рождественский менее почитаемы студентами IV курса в 1987-1988 годах и практически не упоминаются респондентами в 1995-1996 годах. Аналогичное положение наблюдается и по отношению к творчеству зарубежных писателей. Так, получившие большее число предпочтений в опросах 1984-1985 и 1987-1988 годов писатели Р. Бредбери, М. Дрюон, Ж. Сименон, А. Хейли, И. Шоу значительно реже называются студентами в 1995-1996 годах.

В-третьих, тот факт, что только при опросах, проводимых в 1995-1996 годах, в разряд «любимых» были отнесены И. Барковский, С. Довлатов, В. Кунин, А. Солженицын, Д. Чейз, С. Шелдон, свидетельствует о незнакомстве с их творчеством студентов середины 80-х годов.

В-четвертых, несмотря на то, что некоторые писатели, например, С. Довлатов и В. Пикуль, А. Азимов и И. Шоу, пользуются у студентов IV курса большей популярностью, чем среди первокурсников, в этих группах респондентов значительно чаще наблюдаются совпадения рейтингов предпочтений. Изменение предпочтений по отношению к деятелям искусства у студентов разных курсов обусловлено не столько развитием их художественных вкусов за годы обучения в вузе, сколько популярностью творчества или имени творца в студенческой среде на данный период времени. Особенно это характерно по отношению к представителям современной массовой художественной культуры.

Существенное влияние на изменение художественных вкусов студентов во время их обучения в вузе оказывает ближнее окружение как через обмен мнений между сокурсниками, так и через совместное посещение мероприятий и учреждений художественной культуры. Обмен в студенческой группе книгами и кассетами — типичное явление. При панельных обследованиях в ответах респондентов часто упоминаются одни и те же прочитанные книги и просмотренные кинофильмы, посещение одних и тех же спектаклей и концертов, музеев и выставок. В результате, чем чаще происходят взаимодействия между студентами по поводу искусства, тем больше совпадений в их художественных оценках и интересах.

Если ответы на вопрос о предпочтении творчества тех или иных деятелей искусства давались респондентами в какой-то мере под воздействием стереотипных представлений, порождаемых в том числе и массовой художественной культурой, а также мнений ближнего окружения, то высказывания о функционально-художест-венных и жанрово-тематических ориентациях, о критериях оценки содержания и формы произведения искусства в основном обусловлены индивидуальными характеристиками художественного потенциала респондентов.

Полученные результаты обследования фиксируют колебания в ответах респондентов разного года обучения, но в то же время отражают общую тенденцию стабильности их ориентаций в искусстве. Большинство студентов независимо от курса ориентированы на развлекательно-информационное искусство. Менее всего их интересуют художественные произведения, побуждающее к творчеству и на актуальные социально-политические темы. Изменению подвергаются, в основном, отношения к конкретным произведениям современного искусства и к их творцам в зависимости от популярности и частоты демонстрации их в средствах массовой информации. Однако следует отметить, что старшекурсникам присущи большая индивидуальность и избирательность художественных оценок и ориентаций.

Общепризнанно, что одной из эффективных форм развития способностей и навыков художественного восприятия, художественных знаний и вкусов выступает художественное творчество. Для плодотворного созидания художественных ценностей необходимы потребность в художественном творчестве, определенные способности и навыки, а также благоприятные условия и хорошая организация функционирования социальных институтов художественного производства. О потребности студенчества в художественном созидании можно судить по количеству желающих заниматься и занимающихся художественно-творческой деятельностью. Если анкетный опрос позволяет выявить наличие у студентов способностей и навыков к художественному творчеству, то наблюдения и изучение отчетов о функционировании студенческих клубов дают возможность представить условия и организацию художественного творчества в вузе.

Как показало обследование, при поступлении в вуз 11,1% опрошенных абитуриентов испытывали потребность в занятиях художественным творчеством, но уже на I курсе количество предпочитающих посвятить свое свободное время художественно-созидательной деятельности сократилось почти вдвое. На III и IV курсах происходит совсем незначительное (на 1-2%) увеличение числа респондентов, которые хотели бы в часы досуга заниматься художественным творчеством. Среди выпускников таковых оказалось на 1,6% меньше, чем среди первокурсников. Следовательно, можно предположить, что, во-первых, студенты в меньшей мере, чем школьники, испытывают потребность в художественном творчестве, особенно в организованных его формах. Во-вторых, лишь у незначительного количества (в среднем до 6%) учащихся технического вуза имеется потребность в развитии способностей и навыков художественного творчества.

Данные анкетных опросов фиксируют высокую степень и разносторонность художественной одаренности студентов независимо от вуза и курса обучения. Однако с момента поступления в вуз редко кто из студентов продолжает развивать свои способности и навыки художественного творчества. В нашем обследовании таковых оказалось 19,3%. Самое резкое падение интереса к занятиям самодеятельным художественным творчеством наблюдалось у студентов I и II курсов. Так, количество первокурсников, которые продолжили развивать свои способности и навыки художественного творчества в вузе, сократилось в 8,3 раза, а второкурсников — в 14,6. По результатам нашего обследования, начиная с III курса, все большее количество респондентов указывали на то, что развивали свои способности и навыки художественного творчества в вузе. Хотя среди выпускников лишь пятая часть обладающих художественными способностями развивала их, но, по сравнению со студентами II курса, таковых было втрое больше.

Развитие способностей и навыков художественного творчества может происходить как через участие в организованных формах художественной самодеятельности, так и индивидуально. Согласно отчетам студенческих клубов за период с 1987 по 1989 годы, в организованных ими кружках и студиях художественной самодеятельности развивали свои способности и навыки в среднем 5,4% от всего контингента учащихся дневной формы обучения холодильного института, 6,5% — финансово-экономического института, 14,6% — института культуры. Опросы студентов показали, что среди первокурсников в среднем 8,9% опрошенных принимали участие в художественной самодеятельности своего вуза. На старших курсах резко сокращается количество участников художественной самодеятельности. Из выпускников лишь 5,8% респондентов отметили, что развивают свои способности и навыки художественного творчества в организованных формах.

Анализ данных позволяет утверждать, что сразу после поступления в вуз резко сокращается число тех, кто до этого развивал свои способности и навыки художественного творчества. Однако за годы обучения в вузе количество занимающихся художественно-творческой деятельностью незначительно увеличивается. Студенты младших курсов, сохраняя школьные традиции, связывают развитие своих способностей и навыков художественного творчества, главным образом, с занятиями в организованных формах художественной самодеятельности, в то время как старшекурсники, сокращая свое участие в этих формах, развивают свои художественные способности и навыки индивидуально. Последнее подтверждается различием в ответах выпускников о развитии своих художественных способностей и о занятиях в организованных студенческим клубом кружках и студиях самодеятельного художественного творчества.

В период обучения студентов господствуют две тенденции динамики их морфологических потребностей и интересов в искусстве. Первая — увеличение количества заинтересованных в потреблении различных видов искусства на II и III курсах и уменьшение — на IV и V. Вторая — изменение приоритетов морфологических потребностей, в результате чего у выпускников, по сравнению с первокурсниками, изменяется не только количество потребляющих те или иные виды искусства, но и место разных видов искусства в структуре предпочтений. В осуществлении второй тенденции более всего обнаруживается воздействие современной массовой художественной культуры. Постоянное увеличение объема художественной информации следует признать закономерностью художественного развития студентов. Объем художественной информации, получаемой студентами за годы обучения в вузе, возрастает, главным образом, за счет общения с искусством, предоставляемым массовой культурой. В процессах художественного познания студенты отдают предпочтение приобретению художественно-образной информации и менее всего интересуются информацией искусствоведческой. На изменение художественных вкусов студентов оказывает большое влияние популярность в студенческой среде тех произведений и имен деятелей искусства, которые наиболее часто тиражируются массовой культурой в тот период времени, когда студенты учатся в вузе. По отношению к классическому искусству для студентов, независимо от курса и года обучения, характерна стабильность оценок. Наибольшей изменчивости в зависимости от курса и времени обучения подвержены оценки и ориентации студентов в современном массовом искусстве.

Добавить комментарий