Культурология в техническом вузе: проблемный дискурс

[38]

В настоящее время в российском обществе сложилось окончательное понимание того, что процесс всестороннего развития не может осуществляться, если при этом не учитываются культурные и исторические особенности нации. Соответственно этому, во всех вузах была введена дисциплина «Культурология», которая должна способствовать повышению культурного уровня специалистов, что в свою очередь должно «поднять на более высокий культурный уровень» экономику, науку и технику.

Однако, еще достаточно часто приходится слышать вопрос: «Нужна ли культурология в техническом ВУЗе?», причем открыто от некоторых студентов и в завуалированной форме от руководства некоторых технических факультетов. Как следствие этой позиции возникает ситуация, когда студенты получают зачет по культурологии на 3 — 4 курсах, вместо 1 — 2 курса.

Следующая проблема, которая встает перед преподавателем — низкий уровень подготовки студентов по гуманитарным дисциплинам. Негласно считается, что если человек пошел учиться в технический ВУЗ, для него совсем необязательно знать историю и литературу. Конечно, эта проблема уходит своими корнями в школьное образование, которое ориентируясь на определенные профильные предметы, не уделяет серьезного внимания так называемым непрофильным дисциплинам (в нашем случае — гуманитарным). Поэтому многие студенты не готовы к изучению гуманитарных предметов. Как следствие, большое количество времени преподавателю приходится тратить на то, чтобы заинтересовать, заставить задуматься, наконец, получить позитивное отношение к своему предмету у большинства студентов, пробудить у них любовь к классическому культурному наследию.

Как показывает практика, студенты технических ВУЗов более заинтересованно относятся к материалам по истории культуры, которые им более понятны и доступны. К сожалению новые ГСО по культурологии [39] для технических ВУЗов составлены таким образом, что основное внимание уделяется именно теоретическим аспектам дисциплины, тогда как истории культуры, в частности, художественной культуры, отводится минимум времени. А как раз этот материал более нагляден, его можно проиллюстрировать с помощью технических средств обучения, а в нашем городе с его обилием музеев, театров, архитектурных достопримечательностей — и более предметно.

В последнее время в средствах массовой информации достаточно активно обсуждается проблема компьютеризации высшей и средней школы. Проблема, которая действительно становится все более и более актуальной для современного образования, в частности, когда встает вопрос о дистанционном обучении и контроле за знаниями, получаемыми студентами. Особенно этот вопрос болезненен для гуманитарных дисциплин, которые плохо поддаются формализации. Поэтому создать действительно добротную компьютерную программу по философии, культурологии, истории и т.д. чрезвычайно сложно. Чаще всего коллективы авторов ограничиваются написанием электронных учебников по тому или иному предмету, созданием базы для тестового контроля (которую нужно постоянно обновлять, что весьма трудоемко), указанием (в качестве приложения к учебнику) контрольных вопросов и заданий, тем рефератов и т.д. Естественно, все это нужно и полезно для студента, который сможет получить необходимую информацию. не выходя из дома (при наличии интернет). Однако, нагрузка на преподавателя при этом отнюдь не уменьшается, а даже наоборот увеличивается. Ведь при изучении гуманитарных дисциплин нельзя исключать фактор живого общения между преподавателем и студентом, так как многие гуманитарные вопросы и проблемы являются «открытыми», то есть не имеющими четко фиксированного, однозначного ответа. И в таких ситуациях «техника» бессильна. Поэтому, та ситуация, которая складывается в технических вузах по отношению к гуманитарным дисциплинам неоднозначна. С одной стороны, требования со стороны руководства использовать в процессе обучения современные технические средства и технологии обучения, с другой, постоянное увеличение количества студентов на одного преподавателя по гуманитарным дисциплинам (так называемое укрупнение групп).

Поэтому, представляется, что прежде чем категорично ставить вопрос о применении научно-технических средств и образовательных технологий по гуманитарным дисциплинам, следует решить ряд важных проблем: во-первых, создание базы компьютерных обучающих программ по гуманитарным дисциплинам; во-вторых, обеспечение ПК всех преподавателей или по крайней мере — свободный доступ к ПК, в-третьих, изменение соотношения студент — преподаватель, приблизив к мировым стандартам.

Добавить комментарий