Об опыте преподавания истории в техническом вузе

В настоящее время сложившаяся в стране кризисная ситуация поставила вузы в сложнейшее положение. Пожалуй, в наиболее тяжелом состоянии оказались кафедры гуманитарного цикла: продолжается сокращение числа преподавателей и одновременно количество часов на изучение гуманитарных дисциплин. Эта ситуация заставляет интенсивно искать новые формы и методы работы. Ведь ни для кого не секрет, что во многих технических вузах существует в некотором роде «антагонизм» между гуманитарными и техническими составляющими общего, единого процесса обучения. Целостная система гуманитаризации образования еще не успела сложиться в современной высшей школе. Решение проблемы возможно в результате совместных усилий преподавателей гуманитарных дисциплин, общеинженерных и специальных кафедр. Определенный опыт в этом отношении накоплен в Балтийском государственном техническом университете.

В 1992 году в университете был создан гуманитарный центр. В него вошли кафедры философии, экономической теории, культурологии, политологии и истории. В рамках гуманитарного центра действует Ученый Совет, в работе которого принимают участие и представители пяти основных факультетов университета. Следует заметить, с каким трудом пробивается все новое. Так, членам Ученого Совета понадобилось целых два года для того, чтобы убедить ректорат открыть новую специальность «политология». Конкурс при поступлении на эту специальность в 1995-96 г. был самым большим в вузе. Большое внимание Ученый Совет уделяет рассмотрению вопроса о научной и учебно-методической работе кафедр.

В целях совершенствования преподавания коллектив кафедры истории БГТУ стремится построить курс таким образом, чтобы отечественная история рассматривалась в контексте мирового исторического процесса, при этом мы руководствуемся сравнительно-историческим методом изучения. Исходя из огромного объема учебного материала (1Х-ХХ в.), преподаватели кафедры используют единственно приемлемый в этой ситуации проблемный метод чтения лекций. Учитывая серьезные изменения в общественно-политической жизни нашего общества и стремясь по новому осмыслить исторический процесс, мы стараемся найти объективное решение различных вопросов. На этом пути приходится преодолевать серьезные препятствия, ибо за последнее время авторами большого количества публикаций по актуальной исторической тематике становились не профессиональные историки, а люди случайные, заинтересованные в сиюминутной выгоде и обосновании своих политических взглядов. Не облегчает положение и то, что в прессе, на радио и телевидении осуществляется откровенное искажение и очернительство многих периодов отечественной истории, особенно это было заметно в период предвыборной кампании за президентское кресло. Все эти вопросы находятся в центре внимания в процессе чтения лекционных курсов.

Проблемный метод определил и новые формы организации семинарских занятий. При обсуждении темы семинара мы дифференцированно подходим к выбору форм его проведения. Так, например, изучая историю русских революций, можно провести семинар-прессконференцию. Студенческая аудитория разбивается на две части, так называемый «пресс-центр» из 6-7 человек (представителей различных политических партий) и аудиторию «журналистов» — остальных студентов группы. Студентам можно предложить программы основных политических партий (методическое пособие, подготовленное преподавателями кафедры). Опыт проведения таких семинаров показывает, что они проходят намного оживленнее, чем простое обсуждение докладов. Конечно, при проведении любого семинарского занятия необходима серьезная индивидуальная работа со студентами, ибо только от тщательной подготовки зависит качественный уровень занятия.

Отмена обязательного конспектирования литературы не сняла задачи обучения студентов умению работать с книгой, первоисточниками. В этом плане кафедра большое внимание уделяет изданию учебно-методических пособий. Важным подспорьем для семинарского занятия является подготовка хрестоматии по истории России. Ознакомление с различными типами и видами исторических источников (летописи, сказания современников, официальные документы разных периодов российской истории, литературно-публицистические и мемуарные свидетельства) не только расширяет кругозор студентов, но и способствует приобретению ими навыков исследовательской работы 1.

Формирование гуманитарной среды в вузе не ограничивается количественным увеличением гуманитарных наук. На первый план выдвигается качественное совершенствование преподавания. В связи с этим встает вопрос о преемственности изучения всех дисциплин гуманитарного цикла. На наш взгляд, эту задачу могут решить Ученые Советы гуманитарных центров, которые призваны координировать работу всех кафедр.

Примечания
  • [1] См.: Андреев А.Г., Богданова Н.А., Кульпинов Ю.М. Краткая история России (IХв. — начало ХХ в.). СПб., 1995. Андреев А.Г. Программы основных политических партий в России в 1917 г. Л.,1991. Аграрно-крестьянский вопрос в России (IХв. — начало ХХ в.) / под ред. Андреева А.Г. СПб., 1994; Хрестоматия по истории России с древнейших времен до конца XYIIв. СПб.,1995.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий