Формирование исторического сознания в контексте изучения истории России

Изучение истории России в техническом вузе составляет важнейшую составную часть всей гуманитарной подготовки.

Историческое сознание представляет собой один из элементов общественного сознания, занимает самостоятельное и весьма ответственное место в системе мировоззрения общества и индивида. Оно не ограничивается знанием фактов истории, не отождествляется с представлением об историческом опыте, тем не менее включает их в свое содержание. Важнейшим его компонентом является также обобщенный исторический опыт и вытекающие из опыта уроки истории.

Формирование исторического сознания возможно только на основе правды истории. Искажение прошлого, субъективная трактовка любой его станицы, равно как и замалчивание исторических фактов и событий неизбежно исключает научное понимание настоящего и искажает картину вероятного будущего.

Именно история России позволяет людям получать соответствующие знания и навыки, приобретать широкий взгляд на историческую перспективу, вырабатывать самостоятельную позицию в оценке и понимании современных политических процессов.

В курсе истории России, как и в любой другой исторической дисциплине, важнейшее значение имеет принцип историзма. Этот принцип предполагает изучение любых исторических событий и фактов в контексте соответствующего исторического времени, с учетом характерного менталитета различных социальных слоев и групп, отдельных исторических личностей. Без этого невозможно правильно понять и объяснить сущность происходивших в прошлом процессов.

Историки должны отвергнуть призывы «не очернять» наше прошлое (прекратить критику сталинизма и постсталинизма, советской модели социализма, командно-административной системы и т.д.). Ведь история не может быть «плохой» или «хорошей». Она была такой, какой она была, и только правда о ней может освободить сознание народа, раскрепостить его ум и разбудить его совесть. Только на уроках правдивой истории России может быт сформировано научное историческое сознание.

Как эту задачу решаем мы, коллектив кафедры истории и права Лесотехнической академии? Не останавливаясь на общем, можно сказать о том, какие принципиальные моменты заложены в содержательную сторону курса истории России.

Во-первых, мы стремимся выстроить курс таким образом, чтобы рассматривать отечественную историю в контексте общемирового процесса -как историю социальную, гражданскую, анализирующую основные этапы становления российской государственности.

Во-вторых, будучи существенно ограничены во времени рамками учебного процесса и сеткой часов, мы вынуждены сужать историческое пространство, избирая критерии периодизации курса. Характерна, например, такая тема: «Россия в контексте мировой цивилизации. Поиск путей модернизации в XVIII-XX в.»

В-третьих, мы руководствуемся сравнительным историческим методом изучения истории России. Наша цель — показать общее и частное в развитии государства, мирового процесса, специфику России. Мы пытаемся дать возможность студентам переосмыслит исторический опыт, получить представление о различных подходах, оценках, имеющих место при освещении переломных моментов русской истории.

В-четвертых, мы стремимся показать историю через личность и обыденную реальность. Люди в их трагическом и героическом состоянии, заботы, досуг и быт россиян также помогают ощутить как эпоху, так и ее специфику. Делаем мы это через персоналии — от социально-психологических портретов российских императоров до составления особых элективных курсов, предлагаемых студентам.

В-пятых, мы обязаны учитывать то обстоятельство, что наш курс преподается в специфическом вузе — старейшим в мире высшем учебном заведении, готовящем специалистов лесного комплекса. С помощью специалистов профилирующих кафедр мы связываем содержание со спецификой учебного заведения, с профилем избранной специальности, стремясь показать социально-исторические аспекты становления лесного дела в России.

Таким образом, наша задача в целом заключается в том, чтобы формировать у молодого человека потребность учиться жить, изыскивая в далеком или недавнем прошлом вариант необходимых действий, а также воспитывать чувство патриотизма, любовь к Отечеству, стремление преумножать его потенциал. Историю можно переписать, но нельзя от нее отрешиться. И именно сопричастности каждого студента мы хотим добиться.

Добавить комментарий