Ценностные ориентации в системе высшего образования

[293]

В системе высшего образования России за последние двадцать лет происходят существенные изменения, вызванные социально-экономическими реформами на уровне государственной политики и на уровне индивидуального сознания россиян. Переход на трехступенчатую систему образования (третья ступень — это магистратура и специальность) потребовал корректировки всех программ общегуманитарного, общепрофессионального цикла и программ специализаций. Социальный заказ на подготовку специалиста за более короткий срок (бакалавриат), удовлетворение образовательной потребности более быстрыми темпами приводит к более узкой предметной специализации, к ощущению незавершенности образования на уровне индивидуального сознания и вынуждает бакалавра продолжать обучение по специальности или поступать в магистратуру, уже имея диплом об образовании. Положительный момент бакалавриата заключается в том, что была решена проблема незаконченного высшего образования и легитимацией его, что позволило желающим приступить к трудовой деятельности на уровне второй ступени образования, имея диплом об образовании высшей школы. Значимость, ценность такого образования заключается в актуализации старых, проверенных практикой дидактических принципов, в частности, принципа сознательного отношения учащихся к процессу обучения и принципа перехода обучения к самообразованию, при том что учащиеся имеют право осознанного выбора уровня образования.

Однако мы не можем игнорировать и тот факт, что современное вузовское образование в силу перехода институтов на университетский уровень предлагает студенту освоить профессиональные знания, представленные в довольно обобщенной форме: «обо всем понемногу и немного о конкретной специальности». Все более проявляется противоречие между универсальным университетским образованием и стереотипами профессионального образования в институтах, где образование строилось на начальной установке как у студента, так и у преподавателя на получение конкретной специальности. В связи с этим можно отметить принижение ценности гуманитарного знания в технических вузах [294] на уровне частного сознания и неудовлетворение образовательной потребности в области специальных знаний. От вузовской системы образования требуются определенные усилия и желание, осознание необходимости нахождения путей сближения в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин и воспитания с жизненной направленностью на становление компетентного специалиста-профессионала, творческой личности, на формирование выношенных реальных убеждений и представлений о ценностях, которые полностью зависят от общей культуры учебных заведений. Представления о ценностях, о самом себе, о других, то, что стоит за образами действий и является неосознанной или не до конца осознанной стороной личности, наиболее эффективны в формировании мотивации к обучению и к достижению поставленных целей. Именно они оказывают нормативно-регулирующее воздействие в форме норм, целей, идеалов, способствуют созданию условий для развития и реализации интеллектуального потенциала каждого студента, выступают в качестве побудительных сил для удовлетворения потребности в получении знаний. Недооценивая важность социально-гуманитарных знаний, мы рискуем получить специалиста с духовно обедненной ценностной системой, для которого прагматизм будет тождественен искаженному эгоизму, специалиста «без сердца».

Налицо также противоречие между универсальным университетским образованием и эффективностью его использования студентами на практике. В данном случае эффективность предполагает возможность работы молодого специалиста в своей, смежной и принципиально других отраслях деятельности, умение решать производственные задачи в выбранной отрасли на основе полученного знания. Но материальная база вузов оказывается несоответствующей требованию времени, а профессорско-преподавательский состав — недостаточно подготовленным для эффективного использования этой базы (фактически средний возраст профессорско-преподавательского состава многих вузов составляет 65-70 лет). Низкая оплата образовательных услуг приводит к тому, что происходит отток квалифицированных преподавателей в другие отрасли. Их место занимает либо неподготовленная молодежь, либо остаются те преподаватели, которым в силу возрастных ограничений уже трудно угнаться за новыми технологиями. Такая тенденция во внутривузовской системе приводит либо к сопротивлению нововведениям, либо к принятию нововведений без глубокого анализа их последствий.

Известно, что важнейшей стороной профессиональной деятельности любого специалиста является постоянное пополнение и обновление знаний. Необходимый для плодотворной деятельности объём информации непрерывно растёт, а уже усвоенный материал быстро устаревает и требует обновления. Психологические исследования показывают, [295] что уровень знаний молодых специалистов по окончании вуза остаётся удовлетворительным только первые пять лет, позднее им необходимо тратить до 10% рабочего времени на поддержание своей профессиональной компетентности на должной высоте. Поэтому обучение, ориентированное только на запоминание и усвоение лекционного материала, не может отвечать современным требованиям. Обучение, очевидно, должно быть построено так, чтобы студент в процессе обучения мог оптимально использовать свои психофизические возможности (внимание, память, мышление) для развития таких способностей и навыков, которые, сохраняясь и после завершения образования, обеспечивали бы ему возможность не отставать от ускоряющегося роста научно-технических знаний.

Перед преподавателями вузов стоит проблема пересмотра подходов к обучению, разработки таких форм организации обучения, которые бы обеспечивали высокую эффективность обучаемых в овладевании знаниями и умениями, активизацию и ускорение самого процесса усвоения.

Реализация этих целей возможна только при продуктивном общении преподавателей и студентов (в случае обеспечения активного поведения студентов в процессе обучения), при формировании у студентов критического и творчески преобразующего отношения к действительности, потребности в стремлении к постоянному повышению уровня знаний и самосовершенствованию.

Наши вузы готовят специалистов разных областей промышленности и науки, но, как правило, не уделяют должного внимания развитию коммуникативных способностей студента. Современные условия предъявляют новые требования к молодому специалисту. Он должен быть нацелен на развитие известных и на поиск новых идей, уметь быстро адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и быть готовым к риску и принятию решений в условиях неопределенности. Должен уметь продуктивно общаться с людьми, психологически грамотно общаться с коллегами. Выполнять коллективную работу. Уметь, учитывая индивидуальные особенности каждого, обеспечивать мотивацию членов группы для достижения цели. Быть готовым к возможным конфликтным ситуациям в коллективе и к их устранению путем преобразования энергии межличностных или групповых противодействий в энергию действия в интересах решения стоящих задач.

Конечно, в аудиториях вузов, где студенты сидят за столами и видят затылки друг друга, а преподаватели отделены от них кафедрой, что имитирует авторитарный стиль управления, довольно трудно создать атмосферу доверительных отношений, необходимых для активного рабочего состояния группы, побуждающих к совместному поиску решений, [296] так как указанная форма проведения занятий способствует пассивному восприятию информации студентами, позволяет желающим отсидеться за спинами товарищей и не принимать участия в семинарах, отбивает желание рискнуть высказать свое мнение и т. д.

В современном образовании широко применяются методы активного обучения, использование которых зависит не только от профессиональных знаний, ораторских способностей, но и от богатства воображения, творческого потенциала преподавателей, умения моделировать ими ситуацию реального творчества для принятия решений. Помимо общего ознакомления с проблемой использования активных методов обучения современное высшее образование требует, чтобы педагоги чаще использовали активные формы преподавания в своей работе в зависимости от вида проводимых ими занятий, что, несомненно, способствовало бы совершенствованию профессиональных и личностных особенностей студентов.

При использовании новых технологий преподавания учебных дисциплин мотивация к обучению становится не только лично значимой, но и социально значимой, поскольку студент с самого начала включен в совместную учебную деятельность и сам находится в позиции обучаемого (учащегося) и обучающего (преподавателя). Активные формы обучения позволяют моделировать целостное содержание будущей профессиональной деятельности. Такое обучение вносит новое качество в традиционные формы вузовского учебно-воспитательного процесса: происходит смещение центра значимости с процессов передачи, переработки и усвоения информации на самостоятельный поиск ее обучаемым и на моделирование способов применения ее в будущей профессиональной деятельности. Определенные возможности в реализации новых форм преподавания предоставляет такая форма организации учебного процесса, как лабораторно-практические и семинарские занятия по любым предметам с применением видео- и компьютерных классов, с возможностью моделирования практически значимых ситуаций, требующих группового решения, когда наблюдается трансформация самостоятельной деятельности студентов путем включения их в новую систему группового общения. Новые технологии преподавания характеризуются: высокой степенью включенности обучаемых в процесс обучения; «вынужденной активностью» — принудительной активизацией мышления и деятельности обучающегося; повышенной эмоциональной включенностью обучаемых и творческим характером занятий; обязательностью непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, а также с преподавателем; коллективным форсированием усилий, интенсификацией процесса обучения.
[297]

Использование новых технологий преподавания предполагает достижение преподавателем следующих целей:

  • формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса, в той или иной мере приближенных к реальным условиям;
  • развитие умения аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и ясно излагать свои мысли;
  • развитие способности анализировать сложные ситуации, выделять главные и второстепенные причины их возникновения, находить средства и способы их разрешения;
  • совершенствование процессов внимания, памяти, мышления.

Так, дискуссионные методы (организация и проведение круглых столов) формируют преимущественно когнитивный компонент процесса общения и межличностных отношений. В ходе организации дискуссии реализуются познавательные интересы обучающихся, вырабатывается навык анализирования фактов, информации, их интерпретации, правильный подбор необходимых данных для обоснования и выводов. Кроме того, дискуссионные методы развивают умения и навыки устной речи, в определенной мере и ораторское мастерство, гибкость мышления и его выражения в наиболее полной словесной (вербальной) форме.

Использование игровых методов приводит к активизации учебно-воспитательного процесса в вузах с одновременной реализацией личностных и профессиональных целей при обучении. Среди свойств, делающих игру средством обучения, можно назвать: возможность манипулирования игрой с целью создания желаемых проблемных ситуаций; возможность получения опыта принятия решений; возможность моделировать стратегии поведения в конфликтных ситуациях; возможность приобретения навыков в совместной деятельности. При этом следует отметить возможность многократного повторении процесса игры с разнообразными вариациями, которые обычно бывают эмоционально окрашены, — приобретенный опыт принятия решений на таких занятиях надолго остается в памяти. Методика тренинговых занятий позволяет развивать у студентов коммуникативные навыки, совершенствовать их, корректировать аффективные компоненты процесса общения. Моделирование деятельности позволяет сблизить процесс обучения с практикой, зафиксировать особенности профессиональной деятельности еще при обучении в вузе.

Все современные неимитационные методы нацелены преимущественно на активизацию восприятия лекционного теоретического материала. Здесь имеется в виду привлечение внимания слушателей к наиболее важным, ключевым вопросам учебного материала для его [298] понимания и усвоения. К таким методам следует отнести дискуссии, работу со средствами наглядности, применение методов тренинга («мозговой штурм»), проблемные лекции, просмотр и обсуждение кинофильмов, обсуждение проблемных статей и т. д.

Наряду с формированием навыков продуктивного общения имитационные и неимитационные методы могут быть использованы для формирования учебных умений, в частности — для самостоятельной переработки и осмысления учебно-научной информации с установкой на ее воспроизведение, для формирования умения строить доказательства и формулировать собственную позицию в понимании проблем и путей их решения. Эти учебные умения особенно успешно формируются на практических и семинарских занятиях, организованных по типу и принципу дискуссии с использованием игровых ситуаций.

Таким образом, каждый из методов, наряду с обучением, выполняет общую для всех методов обучения функцию — обеспечение перехода от организации всего учебного процесса преподавателем к самоорганизации и саморегуляции этого процесса студентами в контакте с преподавателем.

Использование современных технологий в системе вузовского обучения действительно позволяет в некоторой степени реализовать творческий потенциал и преподавателей и студентов.

Для активного закрепления лекционного материала и обучения навыкам самоорганизации используются так называемые рабочие листы, основанные на построении обучающимися некоторой схемы решения проблемы (задания преподавателя). Целью данного метода является закрепление лекционного материала, обучение студентов навыкам самоорганизации. На чистом листе фиксируется само задание в лаконичной и понятной форме. Затем постепенно на лист выносится содержание каждого этапа выполнения задания: поиска фактов (какие данные нужны для выполнения задания? какой информации не хватает? где следует искать недостающие факты?); поиска проблемных точек в выполнении задания (здесь фиксируется определенное понимание задания, направление движения к решению, рассмотрение причин, по которым проблема не может быть решена сразу, т. е. определение списка проблем, фиксация трудностей); поиска идей; поиска решений; поиска приложения этих проблем. Таким образом, метод рабочих листов помогает студентам формировать навыки самоорганизации процесса принятия решений по различным проблемам, позволяет реализовать принцип перехода знаний в убеждения обучаемого. Такой принцип предусматривает взаимосвязь в процессе управления познавательной активностью и мыслительной деятельностью информационных, мотивационных, методических и организационных составляющих.
[299]

Современные формы преподавания предусматривают дистанционные формы обучения, наличие виртуальных учебников, позволяющих дать образование и без непосредственного общения с преподавателем. Понятно, что такая форма обучения имеет свои плюсы и минусы, свои проблемы и издержки и не может пока рассматриваться как наилучший вариант современного образования. Такая форма может рассматриваться как альтернативная, и она не должна лишать общения студентов с преподавателем. Многолетний опыт системы образования доказывает, что наиболее эффективной формой контакта между преподавателем и обучаемым является личная беседа. Никакой другой способ получения информации о знаниях и особенностях личности обучаемого не может сравниться с ней по эмоциональной насыщенности и полноте усвоения учебной информации. Именно индивидуальная беседа взаимно обогащает диалог студента и преподавателя, позволяет добиться взаимопонимания между преподавателем и обучаемым, разрешить спорные и неясные вопросы.

То, что прочитает студент, то, как он это прочитает и поймет, во многом зависит от внутреннего содержания его личности, его ценностной системы, его опыта, знаний, интересов, чувств, потребностей, от всей его индивидуальной истории развития. Поэтому невозможно исключить значение апперцепции (зависимости человеческого сознания от жизненного опыта) в усвоении и приобретении профессиональных знаний, в усвоении ценностных конструктов образования, в усвоении и принятии тех или иных общезначимых ценностей на уровне частного сознания. Благодаря избирательности и прошлому опыту (апперцепции) студент выстраивает свою личную иерархическую структуру ценностей, которую переносит из аудитории в профессиональную среду, из виртуальной реальности в жизнь.

Успешная реализация целей обучения во многом зависит не только от форм и методов преподавания, но и от способностей, потребностей, мотивов и интересов студента. Обучаемый высшей школы как личность отличается от учащегося средней школы большей определенностью своих социальных интересов, установок и мотивов, волей и относительной самостоятельностью мышления, что, несомненно, оказывает влияние на его отношение к самостоятельной работе, делает ее более целенаправленной и активной. Однако вряд ли без инструктивно-методической работы, без обратной связи с преподавателем у студента вуза хватит опыта для эффективной самостоятельной работы с информацией. При индивидуальном контакте и совместной работе преподаватель имеет возможность не только передавать обучаемым готовые знания, умения и навыки, но и управлять самостоятельной работой студентов в ходе теоретической и практической подготовки.
[300]

Ценность же дистанционного обучения заключается в возможности наибольшего охвата образовательными услугами желающих получить образование. В условиях рыночной экономики такие услуги являются более дешевыми, а значит и более доступными для некоторых слоев населения. Взятый обществом курс на развитие рыночной экономики, требующей от специалистов профессиональной и образовательной мобильности, еще более актуализирует эту задачу. Кроме того, компьютеризация образования, облегчая доступ к новой информации, обеспечивает более быстрое перемещение информационных потоков, что способствует обновлению знаний и повышению квалификации специалистов.

Позитивные процессы в развитии образования, наблюдаемые с 1994-1995 гг., привели к кардинальному обновлению содержания образования: появились вариативные учебники практически по всем вузовским дисциплинам, расширился спектр гуманитарных, общеобразовательных дисциплин и дисциплин специализаций, наблюдается реализация многоуровневых образовательных программ, отмечается рост значимости высшего образования, причем заметно изменились образовательные приоритеты. Так, с 1995 г. прием на технические специальности (дневная форма обучения) сократился на 20,6%, а на экономические вырос на 94,5%.

В условиях рыночной экономики ценностные ориентации в системе высшего образования в большей мере ориентированы на экономическую эффективность образовательных услуг, чем объясняется увеличение числа коммерческих вузов и расширение спектра платных услуг обучения. Однако ценностно-ориентированное образование, призванное удовлетворять потребность общества в людях инициативных, творческих, с самостоятельным мышлением, должно не забывать о роли человека в создании не только материальных, но и духовных ценностей, о формировании гармоничной, а не только конкурентоспособной личности.

Литература


  • Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л., 1983. С. 6.
  • Матисон Б.В., Крайчинская С.Б. Активные методы подготовки и обучения резерва руководителей на промышленных предприятиях. Киев, 1988. С. 5.
  • Россия: Энциклопедический справочник / Под ред. А.П. Горкина и др. М., 1998. С. 240.
  • Россия и мир. Гуманитарные проблемы. Межв. сб. науч. трудов. Выпуск 4. СПб., 2002.

Комментарии

Ценностные ориентации в системе высшего образования

Аватар пользователя Виктор К
Виктор К
суббота, 14.10.2006 13:10

Нет соотношения конкурентноспособности с ценностными ориентациями Пример Путина как выгодного в этом отношении примера ( конкурентности политика как наиболее оптимального реального факта в спектре рассматриваемого вопроса) Бедные конкретикой выводы Хотя у автора возможности есть Наличие аналогичной фактуры положительной и отрицательной усилило бы неравнодушность статьи автора. ее ценность

Добавить комментарий