Использование активных форм обучения на семинаре по культурологии

[75]

В современном процессе обучения часто приходится встречаться с пассивностью студенческой аудитории. Преодолению этого положения могут способствовать активные формы обучения. При их творческом применении студент из пассивного потребителя информации становится активным соучастником образовательного процесса.

Опыт показал, что при изучении разделов, посвященным этапам развития мировой и отечественной культуры можно применять тест-программы безмашинного контроля различной степени сложности (в зависимости от подготовленности аудитории). Формы составления задания могут быть любые, но принцип один — ориентация на точное эмпирическое знание. Студент, получив индивидуальное задание, должен из некоторого количества предлагаемых ответов выбрать единственно верный. Преимущества такой работы очевидны:

  • Повышается объективность оценкой знания. Исключаются субъективные факторы взаимодействия преподавателя и студента.
  • Тестирование можно одновременно проводить на больших группах студентов.
  • Оперативность проведения задания и обработка результатов. Подведение итогов служит предпосылкой для устного обсуждения студентами темы семинара.
  • В игровой форме происходит увлекательное включение в материал. Развивается интуиция.

Наряду с преимуществами необходимо учитывать и недостатки тестового контроля для гуманитарного знания:

  • не предусмотрена проверка логики изложения;
  • не все разделы или темы курса культурологии можно формализовать к однозначному ответу. Поэтому следует использовать тестирование в сочетании с другими методиками ведения семинара, существующие в высшей школе.

Одной из которых может быть работа с оригинальными текстами философов, культурологов и т.д.

Включенность первоисточников может быть различной:

  • По представленным фрагментам необходимо определить научное направление исследования в культурологии. Ответ необходимо обосновать.
  • Предлагаются два текстовых подхода по теме семинара. Студенты анализируют, комментируют суждения условных участников диалога.
  • Озвучивается фрагмент текста — студентам необходимо продолжить логику оригинала.

[76]
  • Дается отрывок текста, студентам следует определить теоретические основания, которые являются исходными для данной позиции. Анализируются ситуации, при которых такая позиция является правомерной и выявляется ее ограниченность в других контекстах.
  • По предлагаемому фрагменту необходимо выявить проблемное поле авторского текста и, по возможности, охарактеризовать актуальность темы для современного гуманитарного знания.

Основные организационные моменты:

  • подбор фрагментов должен быть составлен таким образом, чтобы не только соответствовать содержанию темы занятия, но и стимулировать желание студентов к самостоятельному прочтению источника;
  • после завершения работы с заданиями по тексту, руководитель семинара подводит итоги в кратком резюме.

Указанные методики могут способствовать росту активности студентов в освоении культурологии, развитию творческого мышления, навыков общения с гуманитарными текстами, расширению культурного кругозора.

Добавить комментарий