Практика творческого диалога между педагогом и студентом

Задача педагога не просто «дать информацию», но укрепить духовные начала и развить творческие способности студента. Основой этого процесса является взаимное желание и взаимодоверие.

Поэтому общение следует строить в соответствии с концепцией дуальной перспективы (учёт объёма знаний студента) и с акцентом на положительные эмоции, которые способствуют восприятию предмета (исследования Иэарда К.).

Учитывая, что память удерживает лишь 20% учебной информации (Аватер И.) следует сделать упор именно на смысловую часть лекции (то, что будет адекватно воспринято студентом). Не стоит также забывать, что студент анализирует не только содержательную часть учебного материала, но и чувственный компонент вербального сообщения (Килти, 1969).

Говоря о типах психологической пристройки, в плане творческого диалога, также следует остановить выбор на духовном типе. Студент воспринимается как «иное Я», открывающий новое в самом педагоге; пристройка идёт по принципу «рядом» — говорим (слушаю; язык педагога имеет чувственную окраску, что наиболее характерно для авторских программ; тип восприятия в системе «педагог студент» строится с учётом «ролевого веера» ученика, его «Я-концепции». Эффект конгруэнтного настроения (Г. Бауэр) основа взаимопонимания в учебном процессе.

Не секрет, что позитивная социальная связь» известная как «фактор отношения к нам», влияет сильнее, чем объективные цифры и доказательства (Чалдини Р.). И хотя некоторые педагоги считают это лишним, не стоит недооценивать влияние в процессе диалога «фактора привлекательности, внешний вид и манеры играют существенную роль в рождении симпатии — сходства жизнесмысловых установок по важным параметрам».

Диалог, вербальное общение со студентом лучше строить с учётом 4-х коммуникативных барьеров:

  • лексический — не перегружать учебный материал научной терминологией; следить за темпом речи;
  • стилистический — форма изложения должна учитывать требования концепции дуальной перспективы;
  • семантический — учебный материал ориентируется на «информацию на выходе», т.е. ту, которая имеет смысл для студента, адекватна его мотивации;
  • логический — диалог со студентом строится с учётом возраста, пола, профессиональных интересов и т.д.

Опыт преподавания показывает, что эффективность диалога со студентом зависит от правильно построенного вопроса:

  • не стоит ставить прямых вопросов: боязнь ошибки у студента может свести диалог к нулю,
  • вопросы-клише или риторические вопросы, характерные для ритуального стиля общения, не способствуют развитию диалога,
  • открытые вопросы могут привести к потере педагогом инициативы и переходу от учебного плана к задушевной беседе,
  • наиболее позитивен в учебном диалоге закрытый вопрос, создающий основу для углубления творческого взаимопонимания педагога и студента.

Как известно взаимоотношения могут развиваться по 2-м путям: кооперативному и конфликтному. Не последнюю роль в этом играет техника коммуникативной пристройки, а точнее, её игнорирование как «несерьёзного дела». Поэтому педагог, работающий в стиле психологического диалога, учитывает такие основы конгруэнтного общения как

  • оптико-кинетическая система (мимика, жест, пантомимика),
  • визуальный контакт,
  • паралингвистическая система (тон и тембр голоса),
  • проксемика (организация пространства и времени учебного процесса).

Похожие тексты: 

Добавить комментарий