Диалог как форма сотворчества преподавателей и студентов

Сотворчество преподавателя и студентов возникает, существует и развивается в диалоге. Подобные проявления сотворчества определяют место диалога как его необходимой формы.

Содержание термина «сотворчество» имеет две смысловые части — приставку «со», означающую общее совместное участие в чем-нибудь, и самостоятельное понятие «творчество». Сотворчество, как и творчество, направлено на создание новых ценностей, познание, совершенствование и преобразование действительности. Диалог в сотворчестве будет иметь такие же характеристики.

В теоретической педагогике сотворчество рассматривается как модель, принцип, закон, тип педагогики, область деятельности, особенность педагогического творчества. Педагоги говорят о сотворчестве как о чувстве, необходимом для осуществления совместной творческой деятельности, как об особой ситуации и атмосфере, используют этот термин как синоним коллективной творческой деятельности. Такое многообразие подчеркивает универсальность термина «сотворчество».

Если рассматривать сотворчество как совместную (коллективную, в условиях групповых форм работы — лекция, семинар, урок и т. д.) творческую деятельность, то можно предположить, что данный феномен уже диалогичен по своей сути.

В организации диалога в условиях сотворчества важно обратить особое внимание на:

  1. цель диалога;
  2. содержание диалога (предметная направленность). Предметом диалога могут быть проблемы организации учебного процесса, где и преподаватель, и студенты заинтересованы в его изменении. Подобная тема включает элементы коллективной рефлексии в образовательный процесс. Содержание диалога будет соответствовать содержанию коллективной рефлексии;
  3. способы диалога как вербальные, так и невербальные. В широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания двух и более людей;
  4. микросоциальные отношения между участниками диалога, обращенность к партнеру. Совместность действий выражается в заинтересованности обмена репликами в диалоге. Сотворчество предполагает взаимообусловленность развития преподавателя и студентов, создает условия не только для воздействия преподавателя на студента, но и для обратного воздействия студента на преподавателя. Изменения субъектов сотворчества возможны только в условиях диалога и эмоционально-положительной сопричастности друг другу;
  5. особенности восприятия и оценки информации студентами и преподавателем и т. д.

Добавить комментарий